Проект по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Первые встречи» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Проект по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Первые встречи» / Н. Г. Шевцова, Е. Р. Абдразакова, А. А. Челнакова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 367-369. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78159/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье описана технология взаимодействия с родителями и их детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.

Ключевые слова: детский сад, адаптация детей, ранний возраст.

Адаптация детей к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно, в частности, происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Такая резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка [1]. Поэтому, чтобы период адаптации детей проходил легче и быстрее, необходима профессиональная помощь семье, а именно помощь дошкольного учреждения. В связи с этим был разработан в 2018 году на базе МДОУ д/с № 105 проект «Первые встречи», который стал «открытым» для родителей по всем вопросам развития, воспитания и адаптации детей к детскому саду.

Одним из основных принципов дошкольного образования по федеральному государственному стандарту и направлений «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» является сотрудничество организации с семьей (поддержка семейного воспитания) .

Мы в своем проекте [4]:

– создали все необходимые условия для детей, учитывая их возрастную адекватность;

– обеспечили психолого-педагогическую поддержку семьи;

– поспособствовали созданию атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей.

Данный проект адресован:

  1. родителям — для повышения их психолого-педагогической компетентности в вопросах развития и воспитания;
  2. детям — для успешной адаптации;
  3. педагогам ДОУ — для профессионального роста.

Родители в период адаптации детей имели возможность получать индивидуальные и групповые консультации, рекомендации специалистов, принимать активное участие в социологических опросах [7]. Семья была вовлечена в процесс создания развивающей предметно-пространственной среды и в конкурсном движении всех уровней проведения.

Таблица 1

Подробное содержание практической деятельности по реализации проекта

Мероприятие

Дата

Краткое содержание мероприятия

Ответственные

за мероприятие

«Давайте познакомимся»

28.05.2018

Знакомство родителей с заведующим, старшим воспитателем, психологом, специалистами,

медицинской

сестрой.

Презентация проекта «Первые встречи».

(раздача пригласительных).

Выступление психолога «Наш ребенок поступает в детский сад» (раздача памяток «Как помочь ребенку легче адаптироваться к ДОУ») [5].

Выступление воспитателей «Что важно знать при посещении детского сада». Раздача памяток.

Выступление медицинской сестры «Здоровье ребенка в детском саду».

Сбор информации о родителя и детях:

«Сведения о родителях», «Анкета-знакомство», «Готов ли Ваш ребенок к детскому саду?», «Ваш стиль воспитания»

Старший воспитатель

«Что нужно знать в период адаптации детей к ДОУ»

30.05.2018

Проведение теоретического семинара с родителями на тему «Что нужно знать в период адаптации детей к ДОУ»:

– «Возрастные особенности детей 2–3 лет»,

– «Психологическое здоровье детей»,

– «Как вести себя родителям в период адаптации детей к ДОУ»

Педагог-психолог

«Мы рады видеть вас, малыши!»

(мыльные пузыри, воздушные шарики, цветные мелки) [2].

01.06.2018

Первое знакомство детей с воспитателями на участке группы № 1 (18:00–19:00)

Педагоги, педагог-психолог

«В гостях у Зайчихи Ми-ми» [6].

04.06.2018

Проведение НОД № 1 с детьми и их родителями в группы № 1

(18:00–19:00)

«Кот и мышата» [6].

05.06.2018

Проведение НОД № 2

с детьми и их родителями в группы № 1 (18:00–19:00)

«Мишка-Топтыжка» [6].

06.06.2018

Проведение НОД 3

с детьми и их родителями в группы № 1 (18:00–19:00)

«Курочка Ряба и цыплята» [6].

07.06.2018

Проведение НОД № 4

с детьми и их родителями в группы № 1 (18:00–19:00)

«Солнышко» [6].

08.06.2018

Проведение НОД № 5 с детьми и их родителями в гр. № 3

(время 18:00–19:00)

Подведение итогов проекта и оформление

02.07.2018

31.05.2019

Анкета «Обратная связь»

Диагностика уровня адаптации детей к дошкольному учреждению

Изучив литературу об особенностях развития детей раннего возраста и адаптации детей к ДОУ, подобрав формы взаимодействия с родителями, создав благоприятные условия и проанализировав итоги диагностического обследования детей по окончанию адаптационного периода, мы достигли целипроекта — создали специальные условия для детей раннего возраста, обеспечивающие легкую степень адаптации к детскому саду.

По итогам адаптационного периода можно констатировать, что в 2018 году (у 63 %) детей адаптация прошла в лёгкой степени, а в 2017 у 50 %, что больше на 13 %. В 2018 году средний показатель по адаптации составил 30 %, а в 2017- 40 %, 10 % ушло в легкую степень.

Показатели адаптации детей к ДОУ в 2017 и 2018 гг.

Рис. 1. Показатели адаптации детей к ДОУ в 2017 и 2018 гг.

Таким образом, благодаря совместному взаимодействию педагогического коллектива детского сада с родителями адаптация детей прошла более благополучно в 2018 учебном году.

Критериями диагностического обследования стали [3]:

– эмоциональное состояние ребенка;

– социальные контакты со взрослыми (с воспитателем группы);

– социальные контакты со сверстниками;

– сон;

– аппетит.

Благодаря реализации проекта:

– у детей сохраняется психологическое здоровье, развивается их психофизическое развитие;

– у родителейснижается уровень тревожности за детей, повышается осведомленность в вопросах воспитания; ониовладевают информацией о детском учреждении; привлечены к ВОП в группе, к процессам развития ДОУ;

– педагоги приобрели ценный опыт взаимодействия с родителями и детьми, реализовали свой профессиональный и творческий потенциал.

Литература:

  1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие/ –Воронеж «Учитель», 2004.-236 с.
  2. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Грубова Г. В. Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дошк. Образовательных учреждений и родителей/ -М.: Просвещение, 2003.-80 с.
  3. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е., Мусиенко С. И. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ –М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.-224 с.
  4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада.-: Волгоград, 2001. — 82 с.
  5. Журнал. Справочник педагога-психолога. № 7, 2013 г.
  6. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. Изд.2-е. –Волгоград: Учитель, 2013. -127 с.
  7. Москалюк О. В., Погонцева Л. В.. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями/ авт.сост. -2-е изж. –Волгоград: Учитель, 2014.-123 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, адаптация детей, период адаптации детей, ребенок, ранний возраст, адаптационный период, дошкольное учреждение, Здоровье ребенка, старший воспитатель.


Похожие статьи

Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми раннего возраста

В статье автор делится опытом работы с детьми раннего возраста.

Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ

В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию психологической готовности к школе

В статье рассматривается аспекты психологической готовности старших дошкольников к школе; освещение одного аспекта готовности к школе, в рамках весьма эффективной формы сотрудничества с родителями на примере «Клуба для родителей будущих первоклассник...

«Мамины сказки» как одна из форм работы в период адаптации детей 2–3 лет к дошкольному учреждению

В статье представлен опыт работы по использованию такой формы взаимодействия с родителями и детьми, как «Мамины сказки» в период адаптации дошкольников к детскому саду.

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы

В статье представлен опыт взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях самоизоляции.

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях

В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк»

В статье представлен опыт работы детского сада по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников с использованием программно-методического комплекса «Мозаичный парк».

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Похожие статьи

Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми раннего возраста

В статье автор делится опытом работы с детьми раннего возраста.

Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ

В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию психологической готовности к школе

В статье рассматривается аспекты психологической готовности старших дошкольников к школе; освещение одного аспекта готовности к школе, в рамках весьма эффективной формы сотрудничества с родителями на примере «Клуба для родителей будущих первоклассник...

«Мамины сказки» как одна из форм работы в период адаптации детей 2–3 лет к дошкольному учреждению

В статье представлен опыт работы по использованию такой формы взаимодействия с родителями и детьми, как «Мамины сказки» в период адаптации дошкольников к детскому саду.

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы

В статье представлен опыт взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях самоизоляции.

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях

В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк»

В статье представлен опыт работы детского сада по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников с использованием программно-методического комплекса «Мозаичный парк».

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Задать вопрос