В статье описана технология взаимодействия с родителями и их детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.
Ключевые слова: детский сад, адаптация детей, ранний возраст.
Адаптация детей к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно, в частности, происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Такая резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка [1]. Поэтому, чтобы период адаптации детей проходил легче и быстрее, необходима профессиональная помощь семье, а именно помощь дошкольного учреждения. В связи с этим был разработан в 2018 году на базе МДОУ д/с № 105 проект «Первые встречи», который стал «открытым» для родителей по всем вопросам развития, воспитания и адаптации детей к детскому саду.
Одним из основных принципов дошкольного образования по федеральному государственному стандарту и направлений «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» является сотрудничество организации с семьей (поддержка семейного воспитания) .
Мы в своем проекте [4]:
– создали все необходимые условия для детей, учитывая их возрастную адекватность;
– обеспечили психолого-педагогическую поддержку семьи;
– поспособствовали созданию атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей.
Данный проект адресован:
- родителям — для повышения их психолого-педагогической компетентности в вопросах развития и воспитания;
- детям — для успешной адаптации;
- педагогам ДОУ — для профессионального роста.
Родители в период адаптации детей имели возможность получать индивидуальные и групповые консультации, рекомендации специалистов, принимать активное участие в социологических опросах [7]. Семья была вовлечена в процесс создания развивающей предметно-пространственной среды и в конкурсном движении всех уровней проведения.
Таблица 1
Подробное содержание практической деятельности по реализации проекта
Мероприятие |
Дата |
Краткое содержание мероприятия |
Ответственные за мероприятие |
«Давайте познакомимся» |
28.05.2018 |
Знакомство родителей с заведующим, старшим воспитателем, психологом, специалистами, медицинской сестрой. Презентация проекта «Первые встречи». (раздача пригласительных). Выступление психолога «Наш ребенок поступает в детский сад» (раздача памяток «Как помочь ребенку легче адаптироваться к ДОУ») [5]. Выступление воспитателей «Что важно знать при посещении детского сада». Раздача памяток. Выступление медицинской сестры «Здоровье ребенка в детском саду». Сбор информации о родителя и детях: «Сведения о родителях», «Анкета-знакомство», «Готов ли Ваш ребенок к детскому саду?», «Ваш стиль воспитания» |
Старший воспитатель |
«Что нужно знать в период адаптации детей к ДОУ» |
30.05.2018 |
Проведение теоретического семинара с родителями на тему «Что нужно знать в период адаптации детей к ДОУ»: – «Возрастные особенности детей 2–3 лет», – «Психологическое здоровье детей», – «Как вести себя родителям в период адаптации детей к ДОУ» |
Педагог-психолог |
«Мы рады видеть вас, малыши!» (мыльные пузыри, воздушные шарики, цветные мелки) [2]. |
01.06.2018 |
Первое знакомство детей с воспитателями на участке группы № 1 (18:00–19:00) |
Педагоги, педагог-психолог |
«В гостях у Зайчихи Ми-ми» [6]. |
04.06.2018 |
Проведение НОД № 1 с детьми и их родителями в группы № 1 (18:00–19:00) |
|
«Кот и мышата» [6]. |
05.06.2018 |
Проведение НОД № 2 с детьми и их родителями в группы № 1 (18:00–19:00) |
|
«Мишка-Топтыжка» [6]. |
06.06.2018 |
Проведение НОД 3 с детьми и их родителями в группы № 1 (18:00–19:00) |
|
«Курочка Ряба и цыплята» [6]. |
07.06.2018 |
Проведение НОД № 4 с детьми и их родителями в группы № 1 (18:00–19:00) |
|
«Солнышко» [6]. |
08.06.2018 |
Проведение НОД № 5 с детьми и их родителями в гр. № 3 (время 18:00–19:00) |
|
Подведение итогов проекта и оформление |
02.07.2018 — 31.05.2019 |
Анкета «Обратная связь» Диагностика уровня адаптации детей к дошкольному учреждению |
Изучив литературу об особенностях развития детей раннего возраста и адаптации детей к ДОУ, подобрав формы взаимодействия с родителями, создав благоприятные условия и проанализировав итоги диагностического обследования детей по окончанию адаптационного периода, мы достигли целипроекта — создали специальные условия для детей раннего возраста, обеспечивающие легкую степень адаптации к детскому саду.
По итогам адаптационного периода можно констатировать, что в 2018 году (у 63 %) детей адаптация прошла в лёгкой степени, а в 2017 у 50 %, что больше на 13 %. В 2018 году средний показатель по адаптации составил 30 %, а в 2017- 40 %, 10 % ушло в легкую степень.
Рис. 1. Показатели адаптации детей к ДОУ в 2017 и 2018 гг.
Таким образом, благодаря совместному взаимодействию педагогического коллектива детского сада с родителями адаптация детей прошла более благополучно в 2018 учебном году.
Критериями диагностического обследования стали [3]:
– эмоциональное состояние ребенка;
– социальные контакты со взрослыми (с воспитателем группы);
– социальные контакты со сверстниками;
– сон;
– аппетит.
Благодаря реализации проекта:
– у детей сохраняется психологическое здоровье, развивается их психофизическое развитие;
– у родителейснижается уровень тревожности за детей, повышается осведомленность в вопросах воспитания; ониовладевают информацией о детском учреждении; привлечены к ВОП в группе, к процессам развития ДОУ;
– педагоги приобрели ценный опыт взаимодействия с родителями и детьми, реализовали свой профессиональный и творческий потенциал.
Литература:
- Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие/ –Воронеж «Учитель», 2004.-236 с.
- Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Грубова Г. В. Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дошк. Образовательных учреждений и родителей/ -М.: Просвещение, 2003.-80 с.
- Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е., Мусиенко С. И. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ –М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.-224 с.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада.-: Волгоград, 2001. — 82 с.
- Журнал. Справочник педагога-психолога. № 7, 2013 г.
- Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. Изд.2-е. –Волгоград: Учитель, 2013. -127 с.
- Москалюк О. В., Погонцева Л. В.. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями/ авт.сост. -2-е изж. –Волгоград: Учитель, 2014.-123 с.