В статье рассматривается организация и порядок проведения всех форм физической подготовки в условиях, связанных с пандемией (ограничения, самоизоляция, дистанционное обучение). Также говорится о необходимых методических рекомендациях, которые нужно выполнять вовремя пандемия для сохранности жизни и здоровья воспитанников и нераспространения инфекционных заболеваний. Приводятся примерные комплексы упражнений (тренировок), которые можно выполнять в условия дистанционного обучения, необходимых для поддержания хорошей физической формы.
Ключевые слова : пандемия, физическая культура, физическая подготовка, самоизоляция, дистанционное обучение.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая рекомендация подготовлена для общеобразовательных организаций МО РФ, реализующих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам — основного общего и среднего общего образования.
Основная деятельность общеобразовательных организаций МО РФ с дополнительными образовательными программами, направлены на проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан, находящиеся в ведении МО РФ.
Училища являются средними специализированными учебными заведениями с военно-профессиональной направленностью обучения и воспитания, призванными готовить воспитанников к поступлению в вузы Вооруженных Сил РФ и к последующей военной службе в офицерском звании.
В настоящее время пандемия COVID-19 очень изменила жизнь людей всего мира.
В условиях самоизоляции и перехода на дистанционных формы обучения одной из основных задач в преподавании предмета «Физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорта, физической подготовке, их истории и современном развитии, роли формирования здорового образа жизни.
При организации и проведении урока «физическая культура» в условиях дистанционного обучения, необходимо максимально использовать урок физической культуры с образовательно-познавательной направленностью.
В связи с пандемией организацию и проведение учебные занятия, спортивных мероприятий в ОО МО РФ, стало непростой задачей. ОО МО РФ стали переводить на дистанционное обучение, дабы не допустить распространение коронавируса. Как выйти из этой ситуации, позаботиться о собственном здоровье и здоровье воспитанников, ОО МО РФ, в период самоизоляции и дистанционного обучения, изложено ниже данной рекомендаций.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В условиях эпидемии многие ОО МО РФ перевели на дистанционное обучение, поэтому занятия по «Физической культуре» требует определенного подхода.
Теория и практика физической культуры определяет ряд принципов для занятий на дистанционном обучении, позволяющих поддерживать на высоком уровне физическое состояние обучающийся ОО МО РФ:
– психологическое состояние (эмоциональное);
– индивидуализация — подбор упражнений с учетом возрастных особенностей (воспитанники 5–7 кл, 8–9 кл,10–11 кл.)
– систематичность — оздоровительный эффект ощущается при регулярных занятиях.
– закаливание (солнце, воздух, вода).
Психологическое состояние (эмоциональное).
В условия пандемии воспитанники ОО МО РФ, вынуждены были остаться в замкнутом пространстве на территории училищ, без увольнений, без общения с родителями (опекунами), что отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии воспитанников.
Основной задачей эмоционально разгрузки, является использование физических упражнения, которые способствуют выплеску эмоций, выработке «гормонов счастья» — дофамин, эндорфин, серотонин и окситоцин.
Индивидуализация. Прежде, чем начать организовывать и проводить тренировочный процесс в условиях пандемии, необходимо не забывать закономерности возрастного развития, способностей и возможностей на каждом курсе (возрастном этапе).
Систематичность. Для поддержания высокого уровня физической и психологической подготовки, необходимо регулярно выполнять физические упражнения. Количество учебных часов (уроки «Физическая культура») 3 часа в неделю для всех курсов (5–11класс). Соблюдая все меры недопущения распространяя коронавирусной инфекция COVID-19 (не пересечение курсов, одновременного проведения урока разных классов).
При отсутствии возможности проведения учебных занятий по ФК, рекомендуется увеличение часов спортивной работы на курсах, под руководством воспитателей и классных руководителей, с соблюдением всех гигиенических мероприятий.
Закаливание способствует укреплению нервной системы, улучшению работы внутренних органов, активизации обмена веществ, уменьшение восприимчивости к действию болезнетворных факторов. Закаливающие воздушные процедуры: проветривание спальных комнат, учебных кабинетов. Температура воздуха в комнатах должна быть от 20 до 22 градусов. Солнечные ванны также являются закаливающей процедурой. Инфракрасные лучи солнечного спектра оказывают на организм тепловое воздействие, что способствует улучшения кровотока. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке витамина «Д» и повышает обменные процессы. Следовательно, занятия по физической культуре, рекомендуется проводить на свежем воздухе.
При организации и проведение УФЗ рекомендовано соблюдать следующие меры. УФЗ проводить на свежем воздухе (если позволяют погодные условия). При организации УФЗ в подразделении, интервал и дистанция между воспитанниками должен составлять не менее 1,5метра. Помещение перед и после зарядки должно проветриваться. Не рекомендуются массовые скопления количества воспитанников, а также пересечение курсов.
При организации учебных занятий (при условии, если они продолжаются согласно расписанию занятий), необходимо учитывать следующие рекомендации:
– занятия организовывать и проводить на открытых плоскостных спортивных площадках;
– исключить объединение воспитанников на одной спортивной площадке из разных курсов;
– на время урока обеспечить каждого воспитанника спортивным инвентарем (мяч, штанга, гиря, скакалки и т.д), после каждого урока выданный инвентарь подлежит обработке дезинфицирующими средствами;
– спортивные снаряды (брусья, перекладины и т.д) обрабатывать, после выполнения упражнения каждым воспитанником;
– при проведение занятий в зале, рекомендуются после каждого урока проводить, в отсутствии воспитанников, сквозное проветривание помещений (залах);
– минимизация пребывании воспитанников в раздевалках перед уроком и после его окончания, рекомендуется использовать несколько раздевалок для уменьшения рисков пересечения воспитанников разных курсов и классов;
– проведение обработки воздуха замкнутых помещений бактерицидными ультрафиолетовыми рециркуляторами закрытого типа, разрешенными для применения в присутствии людей;
– перед входом в спортивные объекты (залы, раздевалки) организовать места для обработки рук кожными антисептиками.
При переводе воспитанников на дистанционное обучение, необходимо разработать план индивидуального задания на этот период обучения, с последующим контролем его выполнения через воспитателей и классных руководителей курса. По прибытию воспитанников с дистанционного обучению проверить выполнение индивидуального задания, преподавателями ОД (ФК). Примерный план индивидуального задания по ФК (приложение № 2).
В условиях пандемии не рекомендовано проведение спортивных мероприятий в спортивных залах.
При организации и проведения спортивной работы на курсах закрепить за подразделениями индивидуальный спортивный инвентаря для тренировок. Так же не допускается пересечение курсов при проведении спортивной работы. Проводить спортивную работу рекомендовано на свежем воздухе (открытых спортивных объектов) училища, с минимальным пребыванием воспитанников в спортивных залах.
Также имеется возможность уделять больше внимание теоретической подготовленности воспитанников. Необходимо воспитывать у обучающегося качества самостоятельного добывания информации и находить ей правильное практическое применение. Как нельзя лучше это предполагает работа с учебником. Важно, чтобы воспитанник должен иметь не только практические двигательные навыки, но и теоретическую основу знаний о своем теле, об изменениях в организме, связанных с физическими нагрузками. Материал, который дает преподаватель, должен раскрывается в соответствии с дидактическими правилами: от известного к неизвестному, от простого к сложному. Задания должны содержать материал, который поможет воспитаннику повторить и закрепить полученные знания.
Преподаватель должен давать материал, касающийся укрепления здоровья обучающегося, их физической и технической подготовки. Материалы учебников направлены на обеспечение самостоятельной работы воспитанника организации занятий физическими упражнениями в оздоровительных целях.
Задания должны расширять и углублять знания, обучающихся о физической культуре и спорте, о методах выполнения физкультурных мероприятий в режиме учебного дня, а также повседневной деятельности.
Для облегчения контроля усвоения знаний необходимо использовать вопросы и задания к главам, содержащим теоретический материал.
Преподаватель задает вопросы по пройденному материалу, заранее подготовив их, выбрав из тех, что представлены в учебнике по данной теме или из ранее пройденного материала, что позволяет преподавателю быстро и точно выявить уровень освоения материала воспитанником и дать ему необходимые рекомендации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Соблюдение данные рекомендаций позволит воспитанникам ОО МО РФ эффективнее осуществлять свою спортивную повседневную деятельность, успешно взаимодействовать с другими людьми, строить правильные и здоровые взаимоотношения в коллективе, несмотря на возникшие трудности в условиях пандемии.
Методическая рекомендация полезна для преподавателей, воспитателей, родителей и обучаемых ОО МО РФ, не только для изучения психолого-педагогических и правовых аспектов физической культуры и спорта в соответствии образовательной программы, но и для понимания жизненных трудностей и возможных путей их преодоления в условиях пандемии, самоизоляции и дистанционного обучения.
Примерный план индивидуального задания
1. Совершенствование выносливости:
Равномерный длительный бег (кросс) — 3 раза в неделя (по 3 км.)
Если нет возможности бегать (погода не позволяет), бег меняем на зашагивание на стул или бег (вверх, вниз) по подъездной лестнице в течение 20 минут.
После кросса/ перед ОФП, ОБЯЗАТЕЛЬНО в течение 7–10 минут суставная разминка, растяжка.
2. Совершенствование силы: |
ОФП — 3 раза в неделю: |
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа:15–20р |
- гиперэкстензия (лодочка): 20р |
- «пистолетик»: 7–10р/на каждую ногу |
(можно заменить приседанием:15–20р.) |
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа сзади (отжимание в сзади от скамьи (стула)):10–12р |
упоре сзади от скамьи (стула)):10–12р |
- подтягивание (если есть возможность):6–10р |
- наклоны туловища из положения лежа на спине (пресс):15–20р. |
- поднимание прямых ног вверх из положения лежа на спине:10–15р. |
- пружинка (упор присев, упор лежа, прыжок вверх, руки вверх) |
Отдых между сериями 2–3 минуты. |
Литература:
- С. А. Трапездников, В. Л. Пашута и др. Психолого-педагогические и правовые аспекты профессиональной деятельности преподавателей физической культуры довузовских учебных заведений МО РФ: учебное пособие. — СПб.: МО РФ, ВИФК, 2018.
- Пашута В. Л., Лопатин С. В., Поярков А. А. и др. Актуальные проблемы психологии и педагогики физической подготовки и спорта: Учебное пособие. — СПб.: МО РФ, ВИФК, 2009. — 211 с.
- Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М., 2002.
- Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие
- / Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.
- https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2016/04/16/rabota-suchebnikami-po-fizicheskoy-kulture
- https://infourok.ru/ispolzovanie-uchebnika-na-uroke-fizicheskoy-kulturi2967701.html
- https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/prochee/edinye_trebovaniia_po_ispolzovaniiu_ umk_po_fizicheskoi_kulture_2019_2020goda
- https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-znaniy-po-osnovam-fizicheskoykultury-s-ispolzovaniem-uch