В современном мире остро стоит вопрос психологического здоровья общества в целом и детей, в частности. Термин «психологическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. Под психологическим здоровьем принято понимать состояние, которое характеризует процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. В свою очередь, психологическое здоровье ребенка представляет собой совокупность качеств и способностей, которые позволяют ему безболезненно адаптироваться в социальной среде. То есть, это состояние благополучия, при котором ребенок может реализовать свой потенциал, а также справляться с повседневными задачами, продуктивно учиться, а также выполнять общественные и домашние обязанности [3].
ВОЗ предлагает выделять следующие критерии психического здоровья: состояние психического развития, душевного комфорта; адекватное социальное поведение; умение понимать себя и других; умение делать выбор и нести за него ответственность.
Для проведения оценки состояния психологического здоровья специалисты как правило используют адаптационный подход. Его суть сводится к тому, что здоровым признается тот человек (в нашем случае — ребенок дошкольного возраста), который обладает навыками успешной адаптации и не испытывает трудностей в налаживании контакта с окружающими — работниками дошкольного учреждения и детьми, посещающими данное образовательное учреждение. То есть, в рамках данного подхода можно говорить о создании равновесия между человеком и средой. Для детей дошкольного возраста в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума [5].
К отклонениям в психическом здоровье ребенка может привести сочетание ряда факторов, в числе которых на первом месте находится семья. Среди других факторов необходимо отметить образовательное учреждение, взаимоотношения со сверстниками, индивидуальная предрасположенность, соматические заболевания, стрессы. Дети, относящиеся к средней адаптивной группе, а особенно — дезадаптивной, испытывают потребность в коррекционной работе, которая предполагает индивидуальный подход. Кроме того, для детей последней группы необходимо устранение нежелательных факторов воздействия.
Семья, согласно определению, это малая социально-психологическая группа, которая является сложнейшей подсистемой и выполняет разнообразные функции. По словам философа Н. Я. Соловьева, семья — это воспитательная колыбель человека. По сути, семья выступает посредником между ребенком и обществом и служит передаче ему социального опыта. Наиболее важным является тот микроклимат, в котором находится ребенок. Именно благодаря сложившемуся микроклимату ребенок обретает уверенность в себе, формируется его мировоззрение в целом, а также поведение в разных сферах общественной жизни. Личностные качества родителей во многом определяют результативность воспитания. Большинство психологов сходится во мнении относительно того, что психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связано с той атмосферой или климатом, которые царят в семье, а также сильно зависят от характера взаимоотношений в семье [4].
Согласно круговой модели Олсена Д. Х. для успешной семейной атмосферы необходимо одновременной наличие трех компонентов:
– сплоченность (степень эмоциональной связи между членами семьи);
– адаптация (насколько гибко семейная система способна приспосабливаться и изменяться под воздействием стресса);
– коммуникация (то есть, с изменением состояния семьи меняется здоровье ребенка) [1].
Необходимо отметить, что те семьи, чье психологическое здоровье стабильно, отличаются наличием компетентности у всех членов, то есть, умением каждого члена семьи выстраивать такие взаимоотношения, которые образуют положительную семейную обстановку, а также позитивное психологическое пространство.
Таким образом, основная задача родителей состоит в том, чтобы уметь без ущерба для себя и других (в первую очередь — ребенка), решать возникшие проблемы, а также находить способы преодоления своих негативных состояний и оказывать помощь других.
Важный показатель благоприятного психологического климата семьи — это стремление членов семьи проводить свободное время в домашнем кругу. Исследования ВОЗ показали, что психологическое здоровье нарушается чаще всего у детей, которые страдают от недостатка общения и враждебного отношения со стороны родителей, то есть находятся в «токсичной» для их развития среде.
Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что как правило дети выстраивают свои отношения с окружающими в соответствии с теми нормами, которые были приняты в отношении с родителями. Большое значение также имеет разница в подходе к воспитанию разных членов семьи. Неблагоприятные последствия зачастую проявляются в нарушении психоэмоциональной сферы, вплоть до преступлений и самоубийства в школьном и более старших возрастах. К числу нарушений также следует отнести возникновение беспричинных страхов, нарушения сна, расстройства пищевого поведения (анорексии, булимии и других расстройств пищевого поведения). Зачастую эти нарушения являются временными и поддаются корректировке состоянии при работе со специалистами, но встречаются также ситуации, когда их частое проявление могут являться симптомами психических расстройств.
Также к неврозам у детей могут привести нестабильные отношения между родителями и их некомпетентность. Из других негативных последствий следует назвать формирование таких зависимостей, в том числе и у детей дошкольного возраста, как телевизионная, компьютерная и т. д. Кроме того, нельзя не отметить достаточно весомую долю детей дошкольного возраста, страдающих от психических заболеваний.
Таким образом, именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в социальные связи различного уровня, то есть, является мощнейшим фактором психологического здоровья ребенка. Рассмотреть иные стили поведения со своим ребенком, расширить педагогическую компетентность, а также получить специализированную поддержку для того, чтобы сформировать адекватную родительскую позицию, помогает вовлечение родителей в педагогический процесс. Как правило, появление более уверенной родительской позиции приводит к тому, что уровень напряжения и страхов у ребенка снижается, а значит улучшается психологическое здоровье [2].
Литература:
- Барабанщиков В. А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. Т. 24. № 1. 2013. С. 32
- Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. — СПб., 1997. — С. 430.
- Никульчева В. Ю. «Моя семья. Что в имени твоем?» // Интернет публикация: http://festival.1september.ru/articles/571160/
- Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. — Спб.: Питер, 2006.
- Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 2012. — 125 с.