Последние 10 лет в Российской Федерации активно развивается законодательство о социально ориентированных некоммерческих организациях (далее — СОНКО). Данное понятие официально было закреплено Федеральным законом N 40-ФЗ от 5 апреля 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [1]. Данный закон из всего перечня некоммерческих организаций в отдельную группу выделил социально ориентированные, закрепил ряд механизмов, регулирующих их создание и правовые основы деятельности, определил какие виды помощи социально ориентированные НКО могут получить от разных уровней власти. Это касается финансовой, имущественной, консультационной и других форм поддержки. Кроме того, данный нормативный правовой документ принципиально поменял систему отношений некоммерческих организаций, органов власти и местного самоуправления.
Стоит отметить, что до принятия данного законодательного акта в литературе и интернет-изданиях термин «социально ориентированные организации» применялся как к коммерческим, так и к некоммерческим организациям, в том числе полностью финансируемым из бюджета.
Сегодня в рамках действующего законодательства тема некоммерческих организаций отошла на второй план, все современные законодательные акты направлены на развитие части данного сектора, которые подходят под понятие социально ориентированных некоммерческих организаций.
В современных условиях, особенно в условиях пандемии, роль социально ориентированных некоммерческих организаций в жизни граждан продолжает расти. Это связано с тем, что сегодня государственные учреждения не способны в одиночку удовлетворить существующие потребности населения. В результате — возрастает роль некоммерческого сектора, готового выполнять функции, которые не могут быть исполнены на государственном уровне. Тем не менее, несмотря на то, что число подобных организаций растет, в определенных направлениях деятельности оно недостаточно для удовлетворения потребностей населения, особенно на уровне сельских поселений и отдаленных территорий.
В связи с чем руководством страны для развития данного сектора на федеральном уровне предприняты определенные меры как по формированию эффективных инструментов использования ресурсов этих организаций для оказания ими благотворительной деятельности, помощи социально незащищенным гражданам, повышения качества жизни населения страны и воплощения в жизнь социальной политики государства на всех уровнях власти, так и меры, которые существенно изменили положение самих социально ориентированных НКО, реализующих социальные проекты или оказывающих социальные услуги.
Особенно явственно это проявилось в 2020 году в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, когда государство обратилось за помощью к благотворительным фондам и социально ориентированным некоммерческим организациям с призывом о помощи. При этом призыв носил двусторонний характер. С одной стороны, для поддержки СОНКО в период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции были приняты беспрецедентные меры поддержки, практически аналогичные мерам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что, несомненно, подняло статус данных организаций как субъектов экономической деятельности. С другой стороны государство, в том числе за счет специального конкурса, проведенного Фондом президентских грантов [2], привлекло данные организации к решению глобальных задач по оказанию помощи наиболее пострадавшим в данной ситуации гражданам: многодетным и малообеспеченным семьям, инвалидам, гражданам пожилого возраста, мигрантам, гражданам без определенного места жительства. Возможно, это связано с долгосрочной политикой государства в части развития гражданского общества, общественных отношений, по аналогии с зарубежными странами, в которых большая часть социальных услуг оказывается негосударственным сектором.
Анализ правовых норм в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций позволяет сделать вывод о том, что законодательство в сфере СОНКО сегодня активно развивается.
В первую очередь активно совершенствуется законодательство, позволяющее вовлекать данные организации в оказание услуг в социальной сфере. Об этом свидетельствует принятие в июле 2020 года Федерального закона № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» [3] и достаточно свежее распоряжение Правительства РФ от 07.10.2020 N 2579-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в которых вступает в силу Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» [4]. Вовлечение в реализацию данного закона социально ориентированных НКО достаточно сложный, но перспективный путь, так как преимуществом некоммерческих организаций является то, что они не ограничены отраслевой принадлежностью, более мобильны, чем государственные (муниципальные) учреждения, могут оперативно реагировать на изменения общественной жизни, быстрее откликаться на изменение спроса, на новые запросы получателей услуг, так как имеют сравнительно небольшой штат сотрудников, большую часть которых привлекают по срочным трудовым договорам.
О дальнейшем развитии этого направления свидетельствует принятый в конце декабря 2020 года Государственной Думой Российской Федерации законопроект № 1022523–7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (об установлении особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, являющихся некоммерческими организациями) предполагающий распространить на социально ориентированные НКО некоторые особенности регулирования труда лиц, занятых у работодателей — субъектов малого предпринимательства с аналогичной численностью работников и размером доходов. Так, предлагается предоставить НКО право заключать с работниками срочные трудовые договоры, если численность ее работников не превышает 35 человек. Это связано с тем, что НКО зачастую привлекают сотрудников для реализации ограниченных по времени проектов или задач, а заключение срочного трудового договора упростит привлечение сотрудников и не повлечет негативных последствий для рынка труда. Кроме того, по аналогии с микропредприятиями НКО будут вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, которые содержат нормы трудового права. При этом трудовые договоры работников НКО должны будут включать в себя правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, премировании, график сменности и др. Эту норму планируется распространить на НКО со среднесписочной численностью работников (до 15 человек) и объемами дохода за предшествующий календарный год (до 120 млн рублей в год).
Также перспективность совершенствования законодательства в сфере поддержки социально ориентированных НКО, оказывающих услуги в социальной сфере, подтверждает утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т. Голиковой 11 декабря 2020 года за № 11826-п-П44 «Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление услуг населению, на 2021–2024 годы» — (далее — Комплекс мер) [5].
Второе направление, вкотором, на наш взгляд, в ближайшем будущем будет активно совершенствоваться законодательство в сфере поддержки социально ориентированных НКО — это вовлечение данных организаций к реализации национальных проектов. Уже сегодня на Российском уровне отмечается положительная динамика участия данных организаций в четырех национальных проектах — «Образование», «Демография», «Здравоохранение» и «Наука». О дальнейшем развитии законодательства в этой сфере свидетельствует и то, что на федеральном уровне Правительством Российской Федерации была учреждена автономная некоммерческая организация «Национальные приоритеты», которая призвана освещать реализацию нацпроектов и налаживать обратную связь с населением России с целью анализа эффективности предпринимаемых государством мер для улучшения жизни граждан.
Третье, на наш взгляд, направление, по которому будет совершенствоваться законодательство в ближайшей перспективе — это распространение на социально ориентированные НКО мер поддержки, идентичных мерам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Первый опыт совершенствования законодательства в этом направлении был связан с поддержкой данных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. В условиях ухудшения ситуации в результате распространения данной инфекции в 2020 году Правительством Российской Федерации были предусмотрены меры поддержки, предоставляемые НКО и СОНКО, аналогичные мерам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Это и отсрочка платежей по всем налогам и страховым взносам, беспроцентный кредит на зарплату сотрудникам, отсрочка арендных платежей, мораторий на взыскание долгов и штрафов, выдача субсидий пострадавшему бизнесу и СОНКО на профилактику коронавирусной инфекции и другие.
И, четвертое, направление, в котором будет на наш взгляд развиваться законодательство в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций — это законодательство, связанное с формированием фондов целевого капитала организациями некоммерческого сектора. Последние изменения законодательства свидетельствуют об этом.
Так 23 декабря 2020 года Государственной Думой Федерального Собрания РФ в третьем чтении принят проект федерального закона № 840046–7 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», который предусматривает совершенствование механизма проведения обязательного аудита финансово-хозяйственной деятельности благотворительных фондов.
В настоящее время аудит в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [6] обязаны проводить все фонды не зависимо от размера поступающих доходов. В то же время Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» [7] особые условия устанавливаются для проведения обязательного аудита фондов целевых капиталов (такой аудит проводится в случае если балансовая стоимость имущества некоммерческой организаций — собственника целевого капитала превышает 20 млн рублей, или если некоммерческая организация является получателем доходов от целевого капитала более 5 миллионов рублей).
Принятие законопроекта устранит несоответствие между данными законами в отношении обязательного аудита для фондов целевых капиталов. Теперь аудит для них будет проводиться только по закону «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», а также освободит от аудита фонды с доходом до 3 миллионов рублей, за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» [8].
Кроме того, дальнейшее развитие этого направления среди социально ориентированных НКО подтверждается пунктом 19 «Разработка информационных материалов по стимулированию создания фондов целевого капитала некоммерческих организаций» вышеуказанного Комплекса мер, утвержденного Татьяной Голиковой.
Совершенствование законодательства в этом направлении связано с тем, что во многих странах данная работа уже активно проведена и есть неплохие результаты. Фонд Целевого капитала является хорошим источником дохода, направленным на финансирование деятельности некоммерческих организаций. Формирование целевого капитала способствует обеспечению частичной независимости таких организации от разовых пожертвований, проектов и иных добровольных нерегулярных поступлений, а также обеспечивает в будущем финансовую стабильность некоммерческой организации посредством получения гарантированного дохода, формирует для нее подушку безопасности.
При этом следует отметить, что целевой капитал не следует рассматривать как единственный инструмент, способный разом решить все проблемы социально ориентированных некоммерческих организаций. Это просто еще один дополнительный инструмент, направленный на поддержку и развитие некоммерческого сектора экономики.
Нами обозначены четыре ключевых направления, по которым, на наш взгляд, будет развиваться и совершенствоваться законодательство в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в ближайшем будущем.
При этом остаются пробелы в области правового регулирования деятельности и поддержки некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг (признанные государством социально ориентированные некоммерческие организации, включенные в реестр Минюста России): не установлены критерии определения «надлежащего качества исполнения услуг», каждый орган власти по-своему может трактовать данную формулировку; недостаточно урегулированы механизмы приоритетности поддержки данных организаций государственными структурами, предоставления долгосрочных субсидий и др., и, наоборот, слишком чрезмерным регулированием деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Это также может стать ориентиром для дальнейшего совершенствования законодательства в сфере поддержки социально ориентированных НКО.
Литература:
- Федеральный закон от 05.04.2010 N 40-ФЗ (ред. От 27.05.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» //РГ, № 72, 07.04.2010.
- Специальный конкурс для поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции https://президентскиегранты.рф/public/special2020, дата обращения: 28.01.2021 г.
- Федеральный закон от 13.07.2020 N 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2020.
- Распоряжение Правительства РФ от 07.10.2020 N 2579-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в которых вступает в силу Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.10.2020.
- Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных поставщиков к бюджетным средствам в 2021–2024 годы: http://nko.economy.gov.ru/Public/NewsPage/Details.html?id=110, дата обращения: 28.01.2021 г.
- Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. От 30.12.2020) «Об аудиторской деятельности» // «Российская газета», N 267, 31.12.2008.
- Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» // «Российская газета», N 2, 11.01.2007.
- Федеральный закон от 03.08.2018 N 290-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «О международных компаниях и международных фондах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.08.2018.