В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.
Ключевые слова: методы нарушения эмоций, умственная отсталость, дети дошкольного возраста.
In the article we consider the features of preschool children having emotional disorders with mental retardation and methods of diagnostics of their defects.
Key words: methods of emotional disorder, mental retardation, preschool children.
В отечественной науке большое внимание уделено развитию эмоциональной сферы, в том числе лиц, имеющих различные нарушения сенсорной и интеллектуальной сфер.
Так Л. В. Занков, характеризуя эмоциональную сферу умственно отсталых детей, утверждал, что развитие эмоциональной сферы умственно отсталых учеников в значительной мере определяется внешними условиями, к числу которых относится специальное обучение и правильная организация всей жизни этих детей. Свойственные умственно отсталым дошкольникам импульсивные проявления злобы, обиды, радости и т. д. могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного воспитания ребенка, способствующего появлению у него осмысливания своих поступков и действий, помогающего формированию положительных привычек и навыков правильного поведения [4, с. 154.
Исследованиями в области эмоциональной сферы также занимались С. Л. Выготский, М. С. Певзнер, Л. В. Занков, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.
При организации экспериментального исследования нами были проанализированы особенности эмоциональной сферы девяти детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости, посещающих МБДОУ Детский сад № 4 «Солнышко» г. Пятигорска.
Целью констатирующего этапа исследования было изучение актуального состояния эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Для достижения установленной цели в процессе исследования нами были определены методы диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
По итогам обследования были выявлены различные виды нарушений психического состояния ребенка. У 4 детей обнаружено негативное психическое состояние низкого уровня, а у 2 — среднего уровня. У Ромы А., Егора К. и Арианы Б. выявлено позитивное психическое состояние. В результате исследования можно обнаружить незначительный уровень благоприятности психологического климата (33 %).
Методика Исследования качества применения детьми мимики и пантомимики при показе определенной эмоции [5, с. 1–4].
Детям предлагается показать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного ребенка.
Средство выражения, применяемое ребенком при показе, сказанной эмоции, отмечается знаком «+» в табл. 1.
Таблица 1
Исследование качества применения детьми мимики и пантомимики при показе определенной эмоции
Имя ребенка |
веселый |
печальный |
испуганный |
сердитый |
удивленный |
Рома А. |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
Егор К. |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
Наташа И. |
+ |
– |
– |
– |
+ |
Ариана Б. |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
Никодим Ф. |
– |
– |
+ |
+ |
– |
Борис А. |
+ |
– |
– |
– |
+ |
Рома Г. |
+ |
+ |
– |
– |
– |
Тимофей С. |
– |
– |
+ |
– |
– |
Лев О. |
+ |
– |
– |
– |
– |
В результате выявились следующие нарушения эмоций: Рома А., Егор К. и Ариана Б. набрали 3 балла и показали средний уровень, Наташа И., Никодим Ф., Борис А. и Рома Г. приобрели 2 балла, т. е. низкий уровень, а Тимофею С. и Льву О. засчитан 1 балл (очень низкий уровень). Большинство детей допускали ошибки из-за того, что пытались угадать, вследствие чего показывали не те картинки. Им требовались постоянные наводящие подсказки.
Методика Исследования восприятия детьми графического изображения эмоции [5, с. 1–4].
Ребенку предлагаются картинки с изображением радости, грусти, страха, злости, удивления. Ему задается вопрос: «Покажи радость», «Покажи злость» и т. д. Ответы отмечаются в табл. 2.
Обработка данных проводится также, как и в методике 1.
Таблица 2
Исследование восприятия детьми графического изображения эмоции
Имя ребенка |
радость |
грусть |
страх |
злость |
удивление |
Рома А. |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
Егор К. |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
Наташа И. |
+ |
+ |
– |
– |
– |
Ариана Б. |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
Никодим Ф. |
– |
– |
+ |
+ |
– |
Борис А. |
– |
+ |
– |
+ |
– |
Рома Г. |
+ |
– |
– |
– |
– |
Тимофей С. |
– |
– |
+ |
– |
– |
Лев О. |
+ |
– |
– |
– |
– |
Результаты этого исследования аналогичны методике 1 диагностики развития эмоций. Здесь проблема заключалась в том, что дети не знали выражения эмоций.
По выводам диагностики была проведена диаграмма (рис.1.), в которой показано, что очень высокий и высокий уровень выявлен не был, у 50 % детей с интеллектуальными нарушениями обнаружился низкий уровень нарушения эмоций, у 25 % оказался низкий уровень сформированности, а еще у 25 % проявился очень низкий.
Рис. 1 . Результаты диагностики развития эмоциональных состояний
Как можно увидеть на рис.2, результаты детей с интеллектуальными нарушениями существенно улучшились. В связи с чем, цели нашей работы оправдались.
Рис. 2. Сравнительный анализ уровня сформированности волевой сферы у детей с интеллектуальными нарушениями
Таким образом, выявленная положительная динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости и сравнительный анализ результатов после формирующего эксперимента позволили определить действенность предложенного комплекса арт-терапевтических упражнений.
Литература:
- Велиева С. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. — Спб.: Речь, 2007. — 240 с.
- Воронкова В. В. Эмоционально-волевые процессы умственно отсталых детей: учебник. — М.: Гардарика, 2015. — 432 с.
- Забрамная С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психологов — М.: ВЛАДОС, 2005. — 32 с.
- Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — М.:Педагогика, 1990. — 426 с. — Режим доступа: http://padaread.com/?book=183060&pg=1, свободный — (30.11.2020).
- Стрелкова Л. П. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. — М., 1999. — Режим доступа: http://ds30.omsk.obr55.ru/files/2020/07/Эмоциональная-сфера-ребенка-Стрелкова-Л.П.pdf , свободный — (22.11.2020).