В данной статье исследуется понятие аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации. Рассматриваются основные признаки данного договора, перспективы его дальнейшего использования, зарубежный опыт.
Ключевые слова: аренда транспортных средств, предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации.
This article explores the concept of vehicle rental with the provision of management and maintenance services. The main features of this agreement, the prospects for its further use, and foreign experience are considered.
Keywords: rental vehicles, the provision of services for the management and maintenance of.
Согласно пункту 1 статьи 632 Гражданского кодекса РФ [1] арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Основные признаки:
— договор заключается письменно независимо от его срока, регистрировать его нет необходимости;
— каждый месяц составляется акт сдачи-приема выполненных работ;
— арендодатель должен обеспечивать техническое обслуживание транспорта, осуществлять текущий и капитальный ремонт (ст.634 ГК РФ); страхует транспорт и ответственность за возможный ущерб; содержать экипаж;
— арендатор должен внести арендную плату, другие сборы, заправку топливом, возмещает убытки за повреждение транспорта; имеет право сдавать транспорт в субаренду.
Таким образом, выявлено, что в законодательстве РФ присутствует возможность предоставления в аренду транспортного средства с экипажем.
Возникает вопрос, а как реально выполняется данный договор? Какие перспективы его дальнейшего использования? Каким образом применяется данный договор в других странах?
На сегодняшнем рынке США решающее значение имеет гибкость. Арендодатели тратят время на то, чтобы полностью понять операционные потребности и бюджеты своих клиентов, прежде чем предоставлять индивидуальное решение, обеспечивающее экономию средств, а также улучшение обслуживания.
Арендодатели предлагают гибкое обслуживание по всей стране, предлагая автомобили различных характеристик для краткосрочной или долгосрочной аренды. Услуга включает в себя «беспроблемную» утилизацию автомобилей по истечении срока действия контракта.
В США арендодатели предоставляют обширное меню резервных услуг, согласованные по фиксированной цене на период действия контракта, чтобы обеспечить бесперебойную работу услуг по договору.
Арендодатели имеют подтвержденный опыт управления мастерскими и управляют растущим числом мастерских от имени местных властей.
Арендодатели в США предоставляют преимущества, которые включают следующие действия:
— Повышение уровня обслуживания;
— Снижение затрат на техническое обслуживание;
— Повышение доступности транспортных средств;
— Повышение экологической эффективности.
Арендодатели США предлагают широкий спектр вариантов финансирования, от прямого лизинга или покупки в лизинг до пакетов операционной аренды, включающих техническое обслуживание [2].
Глубокое понимание финансов и балансов позволяет арендодателю разрабатывать решения по аренде и найму, которые отвечают конкретным потребностям и бюджетным ограничениям каждого клиента, будь то местный орган власти или организация частного сектора.
Через собственную компанию по финансированию активов, арендодатели специализируются на аренде и покупке коммерческих автомобилей в рассрочку и предоставляют гибкие варианты финансирования, чтобы помочь клиентам максимально увеличить стоимость своих активов [3].
Арендодатели специализируется на аренде и покупке в рассрочку коммерческих автомобилей для восстановления дорог, перевозки грузов, автобусов и самообслуживания.
Некоторые арендодатели предлагает гибкие финансовые пакеты для удовлетворения индивидуальных требований и могут помочь компаниям развивать свой бизнес, предоставляя:
— Рассрочку;
— Финансовую аренду;
— Продажу с обратной арендой [4].
Арендодатели работают с широким кругом организаций частного сектора и компаний по переработке отходов, предлагая решения (транспортные средства), которые имеют конкурентное преимущество.
Уникальный опыт в поиске, спецификации, обслуживании и утилизации транспортных средств в сочетании с финансовой стабильностью и глубоким знанием государственного сектора делает арендодателей важными партнерами частных компаний и государственных органов [5].
Арендодатели Великобритании предоставляют такие услуги более чем 30 органам власти по всей стране. Для этого они изучили потребности в услугах, операционную настройку и бюджетные ожидания, чтобы обеспечить правильный уровень доступности транспортных средств и экономии на эффективности.
Сектор аренды автомобилей в России находится в процессе становления. Несмотря на то, что законодательно такая возможность закреплена, в данный момент еще недостаточное количество предприятий, способных предоставить автомобиль в аренду с экипажем. Кроме этого, на данный момент низкий спрос на эти услуги, так как в России развито автобусное сообщение между населенными пунктами и внутри каждого из них, в отличие от других стран.
Особенностью развития такого рынка услуг в США является низкий уровень развития автобусного сообщения внутри населенных пунктов, в связи с чем граждане вынуждены самостоятельно решать вопрос о доставке.
Выводы
Арендодатели должны иметь возможность предоставлять транспортные услуги более широко — органам власти по всей стране.
Для этого необходимо изучить потребности государственного органа в услугах, выявить операционную настройку и бюджет на аренду, чтобы обеспечить правильный уровень доступности транспортных средств и экономии на эффективности.
Государственные органы не будут тратиться на покупку транспорта, содержание транспорта, техническое обслуживание, зарплату водителя, сторожа, автотехника.
Более того, в одних случаях необходимо авто представительского класса, в других случаях при проверке регионов в сельской местности — джип для поездки по бездорожью. Нельзя купить целый парк автомобилей для каждого государственного органа.
Кроме того, для некоторых государственных органов отсутствует потребность использовать транспорт каждый день, а только при поездках с проверками, встрече руководства, встрече проверяющих, проведение конференции (совещания, мастер-класса), встрече по обмену опытом и т. д. Поэтому содержание парка автомобилей не эффективно.
В этом случае аренда частного транспорта с экипажем экономит бюджетные средства на содержание автомобиля, позволяет более гибко их использовать. Вероятно, для заключения договора необходимо проведение тендера.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; часть третья от 26ноября 2001 г. № 146-ФЗ; часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://stgkrf.ru
- Игнатова Ю. Н. Страхование транспортных средств по договору аренды транспортных средств с экипажем // Юридическая наука. 2013. № 4. С. 58–61.
- Alessandro Silvestri, Sébastien Foudi, Ibon Galarraga, Alberto Ansuategi. The contribution of carsharing to low carbon mobility: Complementarity and substitution with other modes.// Research in Transportation Economics. — 2020. –100968.
- Andreas Fink, Torsten Reiners. Modeling and solving the short-term car rental logistics problem. // Transportation Research Part E. Logistics and Transportation Review. Volume 42. Issue 4. 2006. Pages 272–292. ISSN 1366–5545. https://doi.org/10.1016/j.tre.2004.10.003.
- Liina Joller. Who is embracing the short-term rental of electric cars? A case study on Estonia. //Case Studies on Transport Policy. — Volume 8, Issue 3, 2020, Pages 796–811, ISSN 2213–624X. https://doi.org/10.1016/j.cstp.2020.06.003.
- Junyi Zhang. Transport policymaking that accounts for COVID-19 and future public health threats: A PASS approach.// Transport Policy. — Volume 99. — 2020. — Pages 405–418. ISSN 0967–070X. https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2020.09.009.
- Chengjiang Li, Michael Negnevitsky, Xiaolin Wang. Prospective assessment of methanol vehicles in China using FANP-SWOT analysis. // Transport Policy. Volume 96. 2020. Pages 60–75.