Проблема профицита вагонного парка в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 31.01.2021

Статья просмотрена: 443 раза

Библиографическое описание:

Майстренко, В. С. Проблема профицита вагонного парка в России / В. С. Майстренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78242/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор пишет о динамике изменения профицита парка грузовых вагонов на сети ОАО «РЖД», приводит примеры решения проблемы .

Ключевые слова: профицит, парк вагонов, грузовой вагон, срок службы.

Проблема профицита грузовых вагонов возникла в России не так давно. Причиной этому стало снижение объема грузовых перевозок при растущем производстве вагоностроительных заводов.

В 2015–2016 годах эту проблему попытались решить сокращением парка грузовых вагонов с истекшим сроком службы и запретом эксплуатации вагонов с продленным сроком службы. Так за 2015 год было списано около 110 тысяч «вагонов-долгожителей», за 2016 — около 115 тысяч. Благодаря высоким темпам списания вагонов, а также увеличению погрузки на сети РЖД профицит парка в России снизился почти вдвое. И если к февралю 2015 года простаивало около 150 тысяч единиц, то в феврале 2017 года этот показатель составил всего 85 тысяч единиц. [1]

После восстановления ставок аренды до сервисного уровня, позволяющего своевременно выполнять техническое обслуживание вагонов, улучшилась ситуация и с неисправным парком. Количество такого подвижного состава сократилось на 40 тысяч вагонов (30 %) — со 120 тысяч единиц в феврале 2015 года до 80 тысяч единиц в феврале 2017 года.

Казалось бы, баланс уже наступил, но пока только в отдельных сегментах подвижного состава. Это касалось полувагонов, хопперов для перевозки зерна и минеральных удобрений, крытых вагонов, лесовозных платформ и химических цистерн. Ситуация неопределенности пока сохраняется в сегментах нефтебензиновых цистерн и цементовозов. [2]

В 2017 году ситуация кардинально поменялась. Спрос на вагоны ощутимо превысил предложение, что привело к увеличению арендной ставки. Так, из-за массовых списаний парка полувагонов, ограничений производства и резкого роста перевозок угля (+9,6 % к январю — июлю 2016 года), промышленного сырья (+11,6 %) и лесных грузов (+3,9 %) ставка аренды выросла до 1500–1700 рублей в сутки. [3]

Ситуация начала исправляться, когда к октябрю 2017 года объем закупок подвижного состава в два раза превысил объем списания. Однако в 2018 году дефицит грузовых вагонов существенно сказывался на отрасли грузовых железнодорожных перевозок.

Рынок оперирования железнодорожными вагонами стабилизировался лишь к середине 2019-го года. Однако эксперты снова ожидали профицита вагонов.

В конце января 2020 года рабочий парк грузовых вагонов на сети увеличился на 7,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и достиг 1 016 872 единиц. В январе 2019 года он составлял 949 428 единиц. Общее количество грузовых вагонов на сети РЖД в январе 2020 года составило 1 172 286 единиц, что на 5,1 % больше, чем в январе 2019 года, когда он насчитывал 1 114 322 единиц. Увеличение общего парка затронуло такие типы вагонов, как полувагоны, крытые, цистерны и прочие. При этом снижение численности общего парка отмечено лишь в сегменте рефрижераторов. [4]

Рост профицита грузовых вагонов на сети ОАО «РЖД» продолжился в декабре 2020 года — на 4 % к уровню ноября 2020 года и на 28 % к уровню декабря 2019 года. Рост числа невостребованных вагонов в январе подтвердили и участники рынка.

Общее количество вагонов, находящихся в среднем за сутки на сети, превысило 1,2 млн. Этот показатель в декабре составлял 1,202 млн — на 0,3 % больше, чем в ноябре (1,199 млн), и на 2,9 % больше, чем годом ранее (1,169 млн).

В прошлом году существенно вырос профицит полувагонов на сети (+36 тысяч единиц к 2019 году). Ставки аренды на него продолжают снижаться, небольшой рост возможен лишь с марта-апреля

Помимо того, что на сети регулярно существует сезонный профицит и неравномерность спроса на вагоны, свои коррективы ввела пандемия новой коронавирусной инфекции. По многим родам грузов в 2020 году снизилась погрузка по отношению к 2019 году.

Одним из решений проблемы простоя вагонов может стать создание плана востребованности вагонов, где будет учитываться, сколько имеется вагонов на сети в данный момент, сколько необходимо произвести в следующем месяце, а также номенклатура необходимых вагонов. После чего этот план высылать операторам и производителям подвижного состава для понимания. Также необходимо провести утилизацию устаревшего подвижного состава или сдавать этот состав в страны, с дефицитом вагонов. [5]

Помимо списания парка старых вагонов, немаловажно работать над повышением эффективности имеющегося подвижного состава — уменьшением рабочего парка вагонов и снижением оборота вагона.

Рабочий парк вагонов — это основная часть наличного парка вагонов, используемая на сети железных дорог для перевозки пассажиров и грузов. Вагонный грузовой рабочий парк состоит из вагонов, находящихся в поездах в движении, под местными операциями (погрузка, выгрузка, сортировка и пр.) и вне поездов в груженом и порожнем состоянии, ожидающих включения в поезда. [7] Рассчитать рабочий парк вагонов можно по следующей формуле [6]:

(1.1)

где — затраты вагоно-часов в поездах;

–то же под грузовыми операциями;

— то же на технических станциях.

Оборот вагона — основной показатель использования вагонного парка железных дорог по времени, включающий цикл операций от момента окончания погрузки вагона до момента окончания следующей его погрузки. Для железной дороги (отделения) оборот вагона — среднее время от момента окончания погрузки или приёма вагона в гружёном состоянии от соседних железных дорог (отделений) до момента следующей погрузки или сдачи вагонов. Оборот вагона включает:

− время нахождения вагона на станции после его погрузки;

− время пробега вагона в поездах от станции погрузки до станции выгрузки;

− время на переработку вагона на попутных сортировочных и участковых станциях;

− время нахождения вагона на станции выгрузки;

− время пробега вагона в порожнем состоянии до станции новой погрузки (если погрузка вагона производится не на той станции, где он выгружен);

− время на погрузку. [7]

Эксперты считают, что пиковое значение профицита подвижного состава ожидается в августе-сентябре текущего года. Далее часть вагонов будет списана из-за истечения срока службы, после чего последует небольшая стабилизации на рынке. [5]

Литература:

  1. Вагоны уходят из парка / Яблонский Николай, Комаров Дмитрий. — Текст: непосредственный // Железнодорожный транспорт. — 2016. — № 216. — С. 11.
  2. Парк приходит к балансу. — Текст: электронный // ОВК: [сайт]. — URL: uniwagon.com (дата обращения: 29.01.2021).
  3. Аренда вагонов бьет рекорды. — Текст: электронный // Ведомости: [сайт]. — URL: vedomosti.ru (дата обращения: 29.01.2021).
  4. В январе 2020 года рабочий парк грузовых вагонов на сети вырос на 7,1 % в годовой динамике. — Текст: электронный // РЖД-Партнер.ру: [сайт]. — URL: rzd-partner.ru(дата обращения: 29.01.2021).
  5. С вагонами не расставайтесь. — Текст: электронный // Gudok.ru: [сайт]. — URL: gudok.ru (дата обращения: 29.01.2021).
  6. Технический железнодорожный словарь / Н. Н. Васильев [и др.]. — Москва: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941. — 2974 c. — Текст: непосредственный.
  7. Железнодорожный энциклопедический словарь. — Текст: электронный // МОЯЖД.РФ: [сайт]. — URL: myrailway.ru(дата обращения: 29.01.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): вагон, подвижной состав, единица, оборот вагона, тысяча, время нахождения вагона, время пробега вагона, порожнее состояние, рабочий парк вагонов, Россия.


Ключевые слова

профицит, парк вагонов, грузовой вагон, срок службы

Похожие статьи

Разработка проекта автотранспортного обслуживания ООО «Белла-Дон»

В статье представлено предложение по разработке проекта автотранспортного обслуживания, на основании сравнения используемого наемного и создания личного парка грузовых автомобилей по графику грузооборота «безразличия» на примере ООО «Белла-Дон».

Развитие системы бюджетирования в ОАО «РЖД» и на уровне филиалов

В статье авторы предлагают использовать коэффициент, который позволит планировать и контролировать бюджет затрат Пассажирского вагонного участка Хабаровск с учетом объема перевозок.

Об организации грузовой работы железнодорожных станций сети ОАО «РЖД»

В статье автор предлагает новые пути оптимизации в организации работы на различных железнодорожных станциях, учитывая специфические условия местности и работы.

Анализ влияния железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасность

В статье проводится анализ состояния железнодорожной отрасли в РФ, выявляются проблемы, существующие на данном уровне. Даются рекомендации по решению данных проблем. Определяется влияние железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасно...

Анализ текущего состояния автомобильного общественного транспорта в границах Ростовской агломерации

В статье представлен анализ текущего состояния автомобильного общественного транспорта в границах Ростовской агломерации.

Проблемы и перспективы развития грузоперевозок на примере ООО «СЛК»

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития железнодорожных грузоперевозок на примере ООО «СЛК». Важный вид транспорта в России является железнодорожный, так как по сравнению с другими видами грузоперевозок, именно железнодорожный выигры...

Автомобильный парк предприятия и показатели его использования

В статье представлена методика расчета оптимального количества автомобилей транспортного подразделения, что в свою очередь непосредственно влияет на рост общей прибыли предприятия.

Анализ эффекта операции бросания на российских железных дорогах

Статья посвящена изучению операции бросания поездов на сети железных дорог Российской Федерации за последние годы. Проанализированы причины временного отставления поездов от движения. Изучены положительный и негативный эффекты бросания как для перево...

Программный продукт «Автоматизированный анализ структуры вагонного парка»

В работе рассмотрена проблема оценки структуры вагонного парка и ее влияния на особенности расчета и технологии работы элементов железнодорожной инфраструктуры. Описана архитектура программы, позволяющая автоматизировать анализ больших объемов данных...

Обзор рынка грузоперевозок на примере ОАО «РЖД»

Похожие статьи

Разработка проекта автотранспортного обслуживания ООО «Белла-Дон»

В статье представлено предложение по разработке проекта автотранспортного обслуживания, на основании сравнения используемого наемного и создания личного парка грузовых автомобилей по графику грузооборота «безразличия» на примере ООО «Белла-Дон».

Развитие системы бюджетирования в ОАО «РЖД» и на уровне филиалов

В статье авторы предлагают использовать коэффициент, который позволит планировать и контролировать бюджет затрат Пассажирского вагонного участка Хабаровск с учетом объема перевозок.

Об организации грузовой работы железнодорожных станций сети ОАО «РЖД»

В статье автор предлагает новые пути оптимизации в организации работы на различных железнодорожных станциях, учитывая специфические условия местности и работы.

Анализ влияния железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасность

В статье проводится анализ состояния железнодорожной отрасли в РФ, выявляются проблемы, существующие на данном уровне. Даются рекомендации по решению данных проблем. Определяется влияние железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасно...

Анализ текущего состояния автомобильного общественного транспорта в границах Ростовской агломерации

В статье представлен анализ текущего состояния автомобильного общественного транспорта в границах Ростовской агломерации.

Проблемы и перспективы развития грузоперевозок на примере ООО «СЛК»

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития железнодорожных грузоперевозок на примере ООО «СЛК». Важный вид транспорта в России является железнодорожный, так как по сравнению с другими видами грузоперевозок, именно железнодорожный выигры...

Автомобильный парк предприятия и показатели его использования

В статье представлена методика расчета оптимального количества автомобилей транспортного подразделения, что в свою очередь непосредственно влияет на рост общей прибыли предприятия.

Анализ эффекта операции бросания на российских железных дорогах

Статья посвящена изучению операции бросания поездов на сети железных дорог Российской Федерации за последние годы. Проанализированы причины временного отставления поездов от движения. Изучены положительный и негативный эффекты бросания как для перево...

Программный продукт «Автоматизированный анализ структуры вагонного парка»

В работе рассмотрена проблема оценки структуры вагонного парка и ее влияния на особенности расчета и технологии работы элементов железнодорожной инфраструктуры. Описана архитектура программы, позволяющая автоматизировать анализ больших объемов данных...

Обзор рынка грузоперевозок на примере ОАО «РЖД»

Задать вопрос