В статье говорится о перспективах и о преимуществах использования контейнерных перевозок при существующих условиях в Российской Федерации. Уделяется внимание вопросу внедрения новых идей в связи с необходимостью изменения ситуации в контейнерных грузоперевозках, обзору проблем развития в этой сфере и методам их решения.
Ключевые слова: контейнерные перевозки, перевозка, транспортная сфера, железная дорога.
Контейнерные перевозки являются одним их самых современных типов транспортировки грузов, при этом наиболее удобным и экономичным видом доставки грузов. Использование контейнерных перевозок позволяет компаниям успешно развиваться. Такой способ перевозки позволяет транспортировать разнообразные типы грузов.
По анализу в развитии транспортной сфере специалисты утверждают, что к 2030 году соотношение контейнерных перевозок к общему числу всех грузоперевозок в Российской Федерации увеличится до 9 %.
В период пандемии контейнерные перевозки показали рост по сравнению с 2019, хотя ожидалось по мнению «Росатома» снижение на 5,6 %. Ориентируясь на данные Международного координационного совета по трансевразийским перевозкам за 4 месяца по направлению Китай-Европа-Китай за 2020 год было отправлено 2920 поездов с контейнерами, что на 20 % превышает показатели 2019 года. По мнению экспертов контейнерные перевозки продолжали расти в период пандемии из-за остановки авиасообщений и перевозок по морю, а перевозки по железной дороге оказались наиболее быстрыми. Несмотря на общий рост объема транзитных перевозок изменилась их география, более 85 % транзитных контейнеров проходит через территорию Казахстана, а объёмы по территории Дальнего Востока стали снижаться. [4]
Для увеличения погрузки на сети РЖД Владимир Лисин владелец транспортно-логистическим холдингом Universal Cargo Logistics Holding предложил сделать это за счет перевозки контейнеров в полувагонах, но погрузка будет существенно усложнена в технологическом процессе, что приведет к увеличению времени ожидания грузов. Предложение Владимира Лисина было отклонено, так как многие посчитали это большим шагом назад.
Основные преимущества контейнерных перевозок:
– экономия на таре;
– сокращение количества операций с самим грузом, так как разрознённые грузовые места объединяются в одно, более крупное;
– стоимость, из-за отсутствия промежуточных погрузочно-разгрузочных работ;
– более надежный контроль, что позволяет корректировать работу при задержках; универсальность тары;
– —надежность контейнеров;
– автоматизаций работ, при помощи спецтехники и отработанных схем;
– снижается себестоимость перевозок мелких и малотоннажных отправок за счёт повышения статической нагрузки вагонов и автомобилей;
– срок доставки грузов при перевозке контейнерами ускоряется на 20- 30 %;
– значительно меньше расходы на строительство и содержание складов.
Применение контейнеров при многоярусном складировании с учетом замены строительства крытых складов на строительство открытых площадок сокращает капиталовложения на механизацию в 2–3 раза.
7 мая 2020 года Владимир Путин выступил с предложением о включении в общенациональный план действий по нормализации деловой жизни меры стимулирования контейнерных перевозок, а конкретнее говорится о необходимости субсидирования с целью выравнивания тарифов. В противном случае не будет возможности перевода части грузопотока на территорию Российской Федерации, при том, что существует достаточно большой спрос на контейнерные перевозки. [3]
В начале апреля 2020 года правление РЖД под председательством генерального директора компании Олега Белозерова принято решение о снижении ставок на транзитные перевозки порожних универсальных контейнеров 40 и 45 футов из третьих стран в Китай до 31 августа 2020 года, что позволило решить проблему переизбытка порожних контейнеров в Европе и их нехватки в Китае.
В России есть возможность для интенсивного развития контейнерных перевозок, но для этого важно оптимизировать процессы перевозки данным типом грузоперевозок. нужна разработка советующего законодательства, т.е пересмотр Таможенного кодекса и ряда законов, которые регламентируют отношения в транспортной сфере. Также одним их главных препятствий является недостаточно развитая инфраструктура для транспортировки и обработки контейнеров.
Стоит сказать об ускоренных контейнерных поездах, которые не находятся на узловых станциях под сортировкой в ожидании распределения в нужное направление, что существенно снижает время доставки в сравнении с повагонными отправками. При этом стоимость доставки в ускоренных контейнерных поездах практически идентична обычным отправкам. Существует единственный недостаток такого сервиса — работает в наиболее загруженных направлениях. Расписание ускоренных контейнерных поездов является регулярным, что оптимизирует транзитное время.
По мнению начальника Центра Фирменного Транспортного Обслуживания — филиала ОАО «РЖД»Алексея Шило улучшить конкурентоспособность контейнерных перевозок по железнодорожной дороге поможет сокращение количества документов, которые необходимы для оформления транзитных грузов, а для ускорения времени доставки создать аналогию с пассажирскими поездами, то есть применить жесткие временные нормы при обработке контрольными органами на межгосударственных пунктах пропуска. [1]
Основные проблемы в функционировании контейнерной системы Российской Федерации:
– в стране недостаточное количество крупных транспортных структур с необходимыми услугами;
– инфраструктура не является эффективной;
– отсутствие достаточной слаженности в процессе управления контейнерными перевозками.
В данный момент ОАО «РЖД» с участием отраслевой науки взялось за разработку новой сетевой технологии работы с контейнерами, в которой будет подробно расписаны технологические и функциональные процессы контейнерных перевозок их планирования, сортировки в пути следования и маршрутизация. [2]
Литература:
- https://seanews.ru/2020/03/06/ru-plany-rzhd-po-kontejnernym-perevozkam/
- https://gudok.ru/news/?ID=1496769
- https://lenta.ru/articles/2020/05/13/perevozli/
- https://perevozka24.ru/pages/perspektiva-konteynernyh-perevozok