Планирование комплексных уроков физической культуры в сельской общеобразовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шевляков, И. А. Планирование комплексных уроков физической культуры в сельской общеобразовательной школе / И. А. Шевляков, Т. С. Фролова, А. В. Вишняков, Е. М. Скуратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 234-235. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78277/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы планирования комплексных уроков физической культуры в сельской общеобразовательной школе.

Ключевые слова: сельская школа, урок физической культуры, планирование.

Вопросы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время являются очень актуальными по нескольким причинам.

Во-первых, это связано вообще с оттоком трудового населения в города, сокращением общего числа сельского населения, в том числе и детей, что ставит российское село перед угрозой ускоренной депопуляции.

Во-вторых, вынужденная оптимизации сети сельских школ привела к их кратному уменьшению: с 46 тысяч в 2001 году до 23 тысяч к настоящему времени. В этой связи средний радиус доступа сельских школьникам к школам увеличился с 12,4 км в 1990 году до 17,3 км в 2014 году, а к настоящему времени еще больше. Данный факт существенно сказывается на организации работы по физическому воспитанию в сельской школе.

В-третьих, сельскую школу исторически рассматривали как культурный феномен вообще и в сфере физической культуры, в частности. Она была центром спортивно-массовой работы, в том числе и со взрослым населением (в частности, с родителями). В настоящее время жителями большинства небольших населённых пунктов лишены такой возможности, в том числе для совместных занятий с детьми.

Всё вышесказанное накладывает негативный отпечаток на качество учебного процесса в сельских школах, в том числе на качестве преподавания учебного предмета «Физическая культура».

Специалистами ведётся интенсивный поиск новых организационно-методических форм проведения учебных и внеклассных занятий по физическому воспитанию в сельской школе с целью повышения их эффективности. Мы предлагаем в качестве такой формы комплексные уроки по предмету «Физическая культура» в условиях сельской общеобразовательной школы.

Традиционно в теории и методике физического воспитания детей школьного возраста практики разделяют уроки физической культуры на два типа: однонаправленные, с преимущественные решением одной задачи: уроки изучения нового материала, тренировочные уроки, контрольные уроки и т. д.; комплексные уроки, на которых решаются последовательно оздоровительные и образовательные задачи [1, с. 329]. Некоторые специалисты, применительно к преподаванию физической культуры в сельской школе, считают комплексными уроками те, на которых изучается материал из нескольких разделов или видов физкультурной деятельности одновременно, на одном уроке. Например, из гимнастики в первой части урока и спортивных игр — во второй части.

В сельской школе, особенно малокомплектной, рационально проводить в неделю один спаренный урок (90 мин) и один урок продолжительностью 45 мин.

Спаренный урок должен строиться, как правило, в форме комплексного урока. Преимущество таких уроков, как показывает опыт, в их высокой эмоциональности, динамичности, высокой моторной плотности и образовательной направленности. Это объясняется разнообразием учебных заданий, сменой деятельности, что поддерживает высокую мотивацию.

Примерный годовой план-график прохождения учебного материала для 5–6 классов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Примерный годовой план-график прохождения учебного материала в условиях сельской общеобразовательной школы для 5–6 классов

Четверть и номера уроков

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Виды спорта

1–12

13–27

28–40

41–49

50–66

67–80

81–91

92–102

Лёгкая атлетика

Х

Х

Футбол

Х

Х

Стритбол

Х

Х

Мини-футбол

Х

Х

Пионербол

Х

Аэробика (танцы)

Х

Х

Гимнастика (акробатика)

Х

Силовая подготовка (общая физическая подготовка)

Х

Х

Лыжная подготовка

Х

В первой четверти в комплексные уроки включается учебный материал их разделов «Лёгкая атлетика» и «Футбол». Например, изучение техники бега на короткие дистанции, кроссового бега хорошо сочетается с обучением игре в футбол. Уроки 13–27 в этой четверти включают учебные задания по силовой подготовке (как правило, в организационно-методической форме круговой тренировки) и стритболу. Данные виды эффективны при малочисленных классах и ограниченном материально-техническом оснащении сельских школ.

Вторая четверть (уроки 28–40) включают материал спортивной гимнастики с акробатикой с обучением элементами мини-футбола. А уроки 41–49 включают танцевальную аэробику и пионербол, как игру, подводящую к освоению элементов волейбола.

В третьей четверти уроки 50–66 посвящены изучению элементов лыжной подготовки, а уроки 67–80 включают стритбол и силовую подготовку. Практический опыт показывает, что данное сочетание физкультурно-спортивных видов деятельности вызывают интерес и высокую эмоциональную насыщенность комплексных уроков.

В четвёртой четверти уроки 81–91 отведены для совершенствования элементов мини-футбола в сочетании с элементами танцевальной аэробики, а уроки 92–102 отводятся на изучение элементов лёгкой атлетики и футбола. Игровые виды спорта, включенные в комплексные уроки, также эффективно сочетаются с элементами контроля, освоения нового материала и теоретико-методическими заданиями.

Таким образом, применение комплексных уроков физической культуры в сельской общеобразовательной школе позволит повысить их эффективность и в некоторой мере решить или снизить негативные последствия современных тенденций развития физкультурно-массовой работы в небольших населённых пунктах, указанные выше.

Литература:

  1. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. — Москва: Физкультура и спорт, 1991. — 543 c.
Основные термины (генерируются автоматически): урок, сельская школа, физическая культура, сельская общеобразовательная школа, силовая подготовка, учебный материал, четверть, легкая атлетика, лыжная подготовка, примерный годовой план-график.


Похожие статьи

Особенности воспитательного процесса в сельской школе

В статье раскрывается социальное значимость сельской школы, рассматриваются особенности организации в ней воспитательного процесса и внеурочной деятельности школьников, специфичность воспитательной работы в сельских школах.

Организация физкультминуток на уроках в начальной школе

В статье рассмотрена проблема организации физкультминуток в начальной школе, их влияние на организм учащихся и как следствие на учебный процесс, также приведены примеры физкультминуток.

Эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе

В данной статье рассматривается роль эстетического воспитания подрастающего поколения в данный временной период, эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе. Описывается исследование, определяющее значение эстетического воспитания ...

Метод интеграции на занятиях по математике в детских дошкольных учреждениях

В данном материале рассматривается применение метода интеграции на занятиях по математике.

Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе

В статье представлен опыт формирования функциональной грамотности на уроках географии в 8 классе.

Организация работы методических объединений в общеобразовательной школе

Настоящая статья посвящена рассмотрению основных проблем, которые наблюдаются в работе методических объединений школы № 26 города Костромы. В статье представлен эксперимент по внедрению предложенных рекомендаций по улучшению деятельности МО.

Сущность программы развития физической культуры и спорта в муниципалитетах на современном этапе

В статье сформулированы основные положения технологии разработки программы развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.

Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе

В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.

Организация экологического воспитания в начальной школе (на примере МОУ «Кизильская школа № 2», село Кизильское Челябинской области)

В статье рассматривается система экологического воспитания обучающихся начальных классов, приводятся примеры приемов и методов экологического обучения. Особое внимание уделяется особенностям проведения экологических занятий, направленных на осознание...

Организация педагогического контроля в комплексной спортивной школе

В статье рассматриваются методы изучения тренировочного процесса в комплексной спортивной школе.

Похожие статьи

Особенности воспитательного процесса в сельской школе

В статье раскрывается социальное значимость сельской школы, рассматриваются особенности организации в ней воспитательного процесса и внеурочной деятельности школьников, специфичность воспитательной работы в сельских школах.

Организация физкультминуток на уроках в начальной школе

В статье рассмотрена проблема организации физкультминуток в начальной школе, их влияние на организм учащихся и как следствие на учебный процесс, также приведены примеры физкультминуток.

Эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе

В данной статье рассматривается роль эстетического воспитания подрастающего поколения в данный временной период, эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе. Описывается исследование, определяющее значение эстетического воспитания ...

Метод интеграции на занятиях по математике в детских дошкольных учреждениях

В данном материале рассматривается применение метода интеграции на занятиях по математике.

Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе

В статье представлен опыт формирования функциональной грамотности на уроках географии в 8 классе.

Организация работы методических объединений в общеобразовательной школе

Настоящая статья посвящена рассмотрению основных проблем, которые наблюдаются в работе методических объединений школы № 26 города Костромы. В статье представлен эксперимент по внедрению предложенных рекомендаций по улучшению деятельности МО.

Сущность программы развития физической культуры и спорта в муниципалитетах на современном этапе

В статье сформулированы основные положения технологии разработки программы развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.

Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе

В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.

Организация экологического воспитания в начальной школе (на примере МОУ «Кизильская школа № 2», село Кизильское Челябинской области)

В статье рассматривается система экологического воспитания обучающихся начальных классов, приводятся примеры приемов и методов экологического обучения. Особое внимание уделяется особенностям проведения экологических занятий, направленных на осознание...

Организация педагогического контроля в комплексной спортивной школе

В статье рассматриваются методы изучения тренировочного процесса в комплексной спортивной школе.

Задать вопрос