В статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы планирования комплексных уроков физической культуры в сельской общеобразовательной школе.
Ключевые слова: сельская школа, урок физической культуры, планирование.
Вопросы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время являются очень актуальными по нескольким причинам.
Во-первых, это связано вообще с оттоком трудового населения в города, сокращением общего числа сельского населения, в том числе и детей, что ставит российское село перед угрозой ускоренной депопуляции.
Во-вторых, вынужденная оптимизации сети сельских школ привела к их кратному уменьшению: с 46 тысяч в 2001 году до 23 тысяч к настоящему времени. В этой связи средний радиус доступа сельских школьникам к школам увеличился с 12,4 км в 1990 году до 17,3 км в 2014 году, а к настоящему времени еще больше. Данный факт существенно сказывается на организации работы по физическому воспитанию в сельской школе.
В-третьих, сельскую школу исторически рассматривали как культурный феномен вообще и в сфере физической культуры, в частности. Она была центром спортивно-массовой работы, в том числе и со взрослым населением (в частности, с родителями). В настоящее время жителями большинства небольших населённых пунктов лишены такой возможности, в том числе для совместных занятий с детьми.
Всё вышесказанное накладывает негативный отпечаток на качество учебного процесса в сельских школах, в том числе на качестве преподавания учебного предмета «Физическая культура».
Специалистами ведётся интенсивный поиск новых организационно-методических форм проведения учебных и внеклассных занятий по физическому воспитанию в сельской школе с целью повышения их эффективности. Мы предлагаем в качестве такой формы комплексные уроки по предмету «Физическая культура» в условиях сельской общеобразовательной школы.
Традиционно в теории и методике физического воспитания детей школьного возраста практики разделяют уроки физической культуры на два типа: однонаправленные, с преимущественные решением одной задачи: уроки изучения нового материала, тренировочные уроки, контрольные уроки и т. д.; комплексные уроки, на которых решаются последовательно оздоровительные и образовательные задачи [1, с. 329]. Некоторые специалисты, применительно к преподаванию физической культуры в сельской школе, считают комплексными уроками те, на которых изучается материал из нескольких разделов или видов физкультурной деятельности одновременно, на одном уроке. Например, из гимнастики в первой части урока и спортивных игр — во второй части.
В сельской школе, особенно малокомплектной, рационально проводить в неделю один спаренный урок (90 мин) и один урок продолжительностью 45 мин.
Спаренный урок должен строиться, как правило, в форме комплексного урока. Преимущество таких уроков, как показывает опыт, в их высокой эмоциональности, динамичности, высокой моторной плотности и образовательной направленности. Это объясняется разнообразием учебных заданий, сменой деятельности, что поддерживает высокую мотивацию.
Примерный годовой план-график прохождения учебного материала для 5–6 классов представлен в таблице 1.
Таблица 1
Примерный годовой план-график прохождения учебного материала в условиях сельской общеобразовательной школы для 5–6 классов
Четверть и номера уроков |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
||||
Виды спорта |
1–12 |
13–27 |
28–40 |
41–49 |
50–66 |
67–80 |
81–91 |
92–102 |
Лёгкая атлетика |
Х |
Х |
||||||
Футбол |
Х |
Х |
||||||
Стритбол |
Х |
Х |
||||||
Мини-футбол |
Х |
Х |
||||||
Пионербол |
Х |
|||||||
Аэробика (танцы) |
Х |
Х |
||||||
Гимнастика (акробатика) |
Х |
|||||||
Силовая подготовка (общая физическая подготовка) |
Х |
Х |
||||||
Лыжная подготовка |
Х |
|||||||
В первой четверти в комплексные уроки включается учебный материал их разделов «Лёгкая атлетика» и «Футбол». Например, изучение техники бега на короткие дистанции, кроссового бега хорошо сочетается с обучением игре в футбол. Уроки 13–27 в этой четверти включают учебные задания по силовой подготовке (как правило, в организационно-методической форме круговой тренировки) и стритболу. Данные виды эффективны при малочисленных классах и ограниченном материально-техническом оснащении сельских школ.
Вторая четверть (уроки 28–40) включают материал спортивной гимнастики с акробатикой с обучением элементами мини-футбола. А уроки 41–49 включают танцевальную аэробику и пионербол, как игру, подводящую к освоению элементов волейбола.
В третьей четверти уроки 50–66 посвящены изучению элементов лыжной подготовки, а уроки 67–80 включают стритбол и силовую подготовку. Практический опыт показывает, что данное сочетание физкультурно-спортивных видов деятельности вызывают интерес и высокую эмоциональную насыщенность комплексных уроков.
В четвёртой четверти уроки 81–91 отведены для совершенствования элементов мини-футбола в сочетании с элементами танцевальной аэробики, а уроки 92–102 отводятся на изучение элементов лёгкой атлетики и футбола. Игровые виды спорта, включенные в комплексные уроки, также эффективно сочетаются с элементами контроля, освоения нового материала и теоретико-методическими заданиями.
Таким образом, применение комплексных уроков физической культуры в сельской общеобразовательной школе позволит повысить их эффективность и в некоторой мере решить или снизить негативные последствия современных тенденций развития физкультурно-массовой работы в небольших населённых пунктах, указанные выше.
Литература:
- Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. — Москва: Физкультура и спорт, 1991. — 543 c.