Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время огромное значение придают проблеме денежно-кредитных отношений в России. Происходит совершенствование монетарной политики, что является важнейшей предпосылкой для укрепления финансовой политики, а также обеспечения стабильной экономики для создания условий экономического роста.
Ключевые слова: финансовый рынок, органы публичной власти, правовое государство, государственная власть, гражданское законодательство, банковское законодательство, правовая форма, инфляция, денежно-кредитная политика.
Цель статьи — теоретическое и практическое исследование правовой формы Центрального Банка РФ. Методологическую основу исследования составляют такие методы познания как анализ и синтез, дедукция и индукция, системный подход, формально-логический метод, систематизация и классификация.
Начиная с периода создания и развития денежных реформ, политика Банка России перенесла ряд существенных изменений. В результате чего привели за собой изменения макроэкономической ситуации в стране.
Создание центральных банков является необходимой исторической закономерностью развития экономических и денежных систем.
Настоящее положение денежных систем разных стран показывает, как идеальная система государственного регулирования, которая может полностью обеспечивать устойчивость банковского сектора и постоянное развитие экономики. Не существует, идеальной системы, тем не менее создание центрального банка и наделение его особыми функциями, что по сути является важнейшей частью современного государственного управления любой экономической системой.
Следует отметить то, что идея центрального банка зарождалась у правителей, когда становилось ясно, какие преимущества они должны получить. Организуя систему денежного обращения, государство имело возможность контроля субъектов денежного обращения. [5]
Обязательность платежей юридических лиц в форме безналичного платежа позволяет контролировать налоговую дисциплину в стане. Что также важно, и необходимо. Центральные банки хранят официальные золотовалютные резервы страны и управляют ими. Размещение на своих счетах бюджетные средства, осуществляют расчеты по поручению правительства, кредитования в случае необходимости правительственные нужды.
В настоящее время основными функциями центральных банков считается эмиссия денег, быть банкиром правительства, что является главным расчетным центром страны. [7]
Эмиссия денег- важнейшая функция, закрепленная за конкретным банком, фактически означает признание его особым в статусе банковской системы, выделяя его роль центрального банка.
Первый банк был создан в Швеции в 1654 году. Анализируя первоначальные этапы формирования банковской системы ХIX в. Банки конкурировали между собой в выпуске денежных обязательств. Каждый из крупных банков выпускал свои денежные ноты, которые обеспечивались драгоценными металлами.
В большинстве стран в ХIX в. Частные центральные банки стали доминировать в банковском секторе. Однако их особый статус подчеркивал лишь эмиссионную функцию, в планы не входило денежное регулирование и поддержка экономической стабильности. [4]
Идея центрального банка зародилась в условиях развитых капиталистических отношениях, когда возникла историческая и экономическая потребность. Стало ясно, что дальнейшее развитие финансового рынка без центрального банка — мегарегулятора страны, как одного из государственных органов управления и надзора невозможно.
Процесс создания центральных банков с функциями регулирования денежных и кредитных отношений являлось выдающим открытием. Позволявшее обуздать стихию финансового рынка при сохранении свободы частного предпринимательства в данной области.
Сущность центральных банков заключается в том, что с одной стороны они являются банками и выполняют функции, присущи банкам, в более крупном масштабе, а с другой стороны являются проводниками государственной экономической политики, орган управления, наделенный властью и правами.
Центральный банк — является уникальным по своим масштабам и функциям государственным учреждением.
В соответствии со ст. 3 Закона «О Центральном банке РФ (Банк России), (далее — Закон),определены основные цели деятельности, которые являются стратегическими. [1]
Для достижения данных целей ЦБ выполняет множество различных задач в разных направлениях. Задачи демонстрируют в основном властные, управленческие полномочия Банка, лишь некоторые из них характеризуют его как банк.
Важным для государства является создание действующего механизма системы со внутренним контролем и аудитом, противодействие коррупции в финансовой деятельности Банка России.
Развитие российской экономики определяют текущие стратегические задачи Банка России, и только они покажут дальнейшую тенденцию развития денежно-кредитных отношений между банками.
Российская Федерация — это страна с переходной многовековой экономикой, которой присущи определенные структурные черты. [9]
Центральный банк может эффективно регулировать и подавлять инфляцию, только в том случае, когда экономические субъекты ожидают низкие темпы роста цен в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Поскольку сам ЦБ устанавливает уровень ставки, а значит его политика будет существенно влиять на бюджетную политику. Из этого всего следует, что ЦБ важно взаимодействовать с участниками рынка и эффективно сотрудничать с министерством финансов, не допуская смешивания монетарных и фискальных функций [3].
Актуальной проблемой для российской экономики является высокий уровень инфляции.
Политика Центрального Банка РФ направлена на удержание инфляции в среднесрочном периоде и, а значит, допускает краткосрочные отклонения, вызванные рядом факторов. Банк России должен повышать эффективность трансмиссионного механизма, функция которой будет являться постоянное взаимодействие с финансовым сектором. Необходимо создать условия, с помощью которых будет происходить взаимодействие между Банком России как регулятором и экономическими агентами. [7]
Перед Центральным Банком сейчас стоит задача в урегулировании валютной и процентной политики. Одновременное влияние на динамику обменного курса и управление объемом рублевой ликвидности, в последствии создает известную проблему. Рассмотрим детально.
Рубль находится под натиском, а значит, необходима поддержка, как валютными интервенциями, так и сопровождению высокого уровня ставок денежного рынка.
Ситуация в противном случае, будет такой, что если Банк России предоставит рублевую ликвидность по заниженным ставкам, то привлеченные дешевые займы попадут на валютный рынок и тем самым усилят давление на рубль и приведут к дальнейшему исчерпанию резервов.
Поэтому здесь очень важно и четко разграничить валютную политику и процентную. Курс рубля к иностранным валютам определяется денежным рынком, а именно соотношением спроса и предложения на иностранную валюту.
Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. Здесь устойчивость валюты означает не фиксированный курс, а сохранение покупательной способности денег за счет низкой инфляции [2].
По мнению В. В. Кузнецова «Необходимо учитывать роль курса рубля для экономики России, так как его резкие изменения могли бы спровоцировать масштабный кризис» [8]. Поэтому переход к плавающему курсу был совершенствован постепенно, чтобы смягчить процесс адаптации участников рынка. Политика Центрального Банка России состоит в том, чтобы не вмешиваться в рыночные отношения, однако, он оставляет за собой право проводить операции с иностранной валютой для поддержания финансовой стабильности.
Говоря об операции с иностранной валютой, проводятся специальные меры для предотвращения рисков подрыва финансовой устойчивости, а также для пополнения резервов. Они должны проводиться в небольших объемах, чтобы не повлиять на динамику курса. Центральный банк Российской Федерации придерживался особой политики фиксированного обмена курса валют, в то время, когда основным направлением является увеличение денежной базы покупка валюты. [6]
Это привело не только к увеличению валютных резервов, так как были созданы условия положительного торгового баланса, но и не позволяло использовать процентную ставку в качестве основного инструмента денежной политики. Необходимо разработать новую эффективную модель формирования денежной базы для обеспечения функционирования денежной политики.
Эта проблема заслуживает особого внимания для Банка России, так как она имеет фундаментальный характер, и дальнейшее развитие в данном направлении создаст новые резервы пополнения денежной базы и станет толчком к экономическому росту.
Подводя итог исследования, анализу предоставленных материалов, можно сделать вывод, что Банк России является ключевым звеном в экономике Российской Федерации. Он обеспечивает не только устойчивость денежно-кредитной политики, но и устойчивость всей экономики страны. И от того его решений как эффективно будут реализовываться поставленные цели и задачи зависит благосостояние экономики.
Центральный Банк РФ — это вечный двигатель экономики. Не подчиняющийся ни одной ветви власти, имеющий свою специфику, особое значение в области финансовой машины государства.
Многие юристы спорят вокруг данной темы, но никаких точных ответов найти невозможно. Пока существуют центральные банки государств, экономика страны будет стабильна и успешна. Так как недобросовестные организации будут лишены лицензий на осуществление банковской деятельности, а это значит, что население может вкладывать свои денежные средства в успешное будущее.
Важнейшая задача каждого центрального банка — управление государственным долгом страны. Управление — значит определять свойства облигаций, условия их выпуска и место размещения. Поэтому его и называют Центральный банк Российской Федерации.
Литература:
- Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция)
- Айдарханов М. Основы экономической теории. Учебник. М.: Фолиант. 2017. 432 с.
- Васильев В. П., Холоденко Ю. А. Экономика. Учебник и практикум. М.: Юрайт. 2020. 298 с.
- Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я., Нуреев Р. М. Экономика общественного сектора (новая теория). Учебник. М.: Инфра-М, РИОР. 2016. 440 с.
- Елисеев В. С., Веленто И. И. Теория экономического права. Теория отраслей права, обеспечивающих экономические отношения. Учебное пособие. М.: Проспект. 2020. 416 с.
- Казимагомедов, А. А. Банковское дело: Организация и регулирование / А. А. Казимагомедов. — М.: Academia, 2018. — 320 c.
- Киреев, В. Л. Банковское дело. Краткий курс: Учебное пособие / В. Л. Киреев. — СПб.: Лань, 2019. — 208 c.
- Костерина, Т. М. Банковское дело: Учебник для академического бакалавриата / Т. М. Костерина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 332 c.
- Кузнецова, В. В. Банковское дело. практикум (для бакалавров) / В. В. Кузнецова, О. И. Ларина, В. П. Бычков. — М.: КноРус, 2016. — 288 c.