Статья посвящена внеклассной работе с подростками, нуждающимися в перевоспитании, проводимой студентами в период педагогической практики.
Ключевые слова: педагогическая практика, практикант, подростки, нуждающиеся в перевоспитании, «трудный» подросток, внеклассная работа.
The article is devoted to class work with adolescents in need of re-education undertaken by the students during the teaching practice.
Key words: teaching practice, trainee, teens in need re-education, difficult teenager, extracurricular educational activities.
Во время педагогической практики студенты наряду с проведением обучающих занятий также привлекаются к работам по эффективной организации свободного времени подростков. Среди этих подростков возможно присутствие детей, оставленных безнадзорно, с педагогической точки зрения, нуждающихся в перевоспитании, «трудных» подростков. Для проведения эффективных работ с такими подростками у студентов должны быть необходимые навыки, терпение, сдержанность и организационные способности.
Освоение организаторских навыков и умений при обучении в школе и далее в высшей школе оказывает помощь молодым в области. Из занятий по курсу педагогики студентам известно:
1) Внеклассная работа строится на основе принципа добровольности. Не советуется привлекать подростков к внеклассным мероприятиям принудительно, проводить беседы, диспуты, обсуждения и др. против их интереса и желания. Такое отношение в особенности к подросткам, нуждающимся в перевоспитании, может привести к неприятным ситуациям.
2) Если уроки длятся 45 минут, то продолжительность внеклассной работы часто не определяется. Мероприятие может занять либо 20–30 минут, либо 1–2 часа времени. Это зависит от важности мероприятия, от количества поставленных задач. Продолжительность мероприятия зависит от его организаторов.
Во внеклассных работах, посвященных какой-либо проблеме, должен учитываться возраст подростков. Надо стараться, чтобы они не уставали, чтоб им не надоедало.
3) Во время организации любой внеклассной работы необходимо обращать внимание на подготовительные работы. Лучше вовсе не проводить мероприятие, чем организовывать его в спешке. Классный руководитель (студент, проходящий практику) не должен пытаться взять на себя все организационные работы. Ещё с начальных классов учащиеся овладевают организационными навыками. Каждый человек должен быть организатором. Человек может научиться чему-то, делая ошибки, сталкиваясь с трудностями, разыскивая пути выхода из них. Таков простой механизм овладения умениями, навыками, способностями. Учителя, взрослые люди, родители должны помогать ученикам в устранении этих трудностей.
4) Работа, выполненная самим подростком, проведенное им мероприятие (беседа, диспут, конкурс, игра и др.) нравится ему, стимулирует, повышает компетентность. Красиво спетая песня, истории и стихи, написанные друзьями, примерная дикция, выразительное чтение заинтересовывает подростка, привлекает к себе. Если же эта работа относится непосредственно к нему, т. е. если эти стихи и история написаны им, песня спета им и, если он видит, что это всё нравится зрителям, он очень радуется. Понимая это, студент практикант должен учитывать независимость подростка, их самодеятельность, способности, а также должен использовать это в воспитательных целях. Среди подростков, нуждающихся в перевоспитании, возможно, есть способные, талантливые в какой-либо области. Студент -практикант должен пользоваться этой возможностью.
5) Инициатором внеклассных мероприятий может быть как классный руководитель, так и студент-практикант. Инициатива, выдвинутая подростком, нуждающимся в перевоспитании, повышает эффективность мероприятия, а также помогает развить в нем инициаторство. В школе № 5 города Гянджа был такой случай. Студент-практикант, изначально изучив потенциальные возможности «трудного» подростка, его инициативу в каких-либо делах, позвал его к себе и сказал:
– Мы нуждаемся в твоей помощи. Ты поможешь нам?
– Я? Чем я могу помочь Вам? Учителя далеки от меня.
– Я слышал, у тебя есть способности фокусника.
– Куда мне до фокусника? Нет ещё волшебник!
– Ты, наверное, скромничаешь. Ведь об этом все говорят.
– Не много, чуть-чуть. Могу показать пару приемов.
– Говоря пару, сколько конкретно?
Мурад начал считать:
– Около девяти.
Студент, не скрывая своей радости:
– Как хорошо! С девятью трюками можно провести мероприятие.
– Но мне понадобятся некоторые вещи.
Мурад сказал, а студент-практикант отметил.
Мурад:
– А что скажут другие учителя?
– Ты не переживай. Они лишь обрадуются этой инициативе.
Развлекательное мероприятие, проведенное под руководством студентов-практикантов и подростков, а также с близким участием подростков, нуждающихся в перевоспитании, было встречено с большим интересом со стороны учителей и учащихся и несло воспитательный, образовательный и развивающий характер.
С точки зрения этих мыслей можно сказать:
6) Задачи входящие в содержание внеклассной работы, должны носить образовательный, воспитательный и развивающий характер.
С точки зрения вышесказанных мыслей в то же время можно сказать:
7) Рекомендуется, чтобы внеклассные работы с подростками носили характер конкурсный, развлекательный, соревновательный, игровой и др.
Студенты, проходящие практику, обычно проводят систематические, целенаправленные работы по разным направлениям внеклассных работ с подростками, «трудными» детьми.
При организации образовательно-воспитательных работ с «трудными» детьми можно пользоваться помощью учителей по педагогике и психологии, классных руководителей, представителя организации молодежи, заместителя директора по воспитательным работам. Есть и такие студенты, считающие помощь со стороны в этой области лишней, непосредственно сами ищут эффективные методы и приемы работы по перевоспитанию подростков, пользуются ими, своевременно используют образовательно-воспитательные принципы и получают эффективные результаты. «Трудный» ребенок замечает искренность студента-практика, начинает верить, доверять.
На основе советов руководителей педагогической практики высших школ, в особенности методистов по педагогике и психологии, студенты держат в центре внимания изучение ученического коллектива и отдельных подростков класса, к которому они закреплены, также следуют советам классного руководителя. Сложно спроектировать и управлять внеклассной работой, не ознакомившись с личностью отдельных подростков, с уровнем воспитанности классного коллектива.
А. С. Макаренко пишет: Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания — решительно всю картину человеческой личности.
«Дети — это наша старость»
А. С. Макаренко
Литература:
- «Педагогическая поэма»- А.Макаренко. 1933г. Москва 2016г.
- «Моя система воспитания» А.Макаренко. Издательство АСТ 2016г.
- «Сто советов учителю» В. А. Сухомлинский.
- «Родительская педагогика» В. А. Сухомлинский 2016г.
- «Лекция о воспитании детей» А.Макаренко. Москва 1984г.
- Качмазов Т. А. «Педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы» дис.канд. пед.наук. Владикавказ, 2009.
- http/www/dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-vuchebno-vospitatel.