Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать основы культуры поведения в дошкольный период. Помимо этого, в данной статье представлены основные методы, при помощи которых развиваются морально-нравственные навыки, моральное поведение детей дошкольного возраста, представляющие собой важный фактор, влияющий на формирование их поведенческой культуры в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова: формирование культуры поведения дошкольников, моральное поведение, культура поведения дошкольников, поступки, методы, морально-нравственные качества, оценка.
The article is devoted to the study of the problem of formation of culture of behavior of preschool children. The article analyzes the essence of the phenomenon of culture of behavior, substantiates the need for the formation of the foundations of culture of behavior in children during preschool childhood. The article deals with the main methods of development of moral skills and moral behavior of preschool children as the main factor in the formation of their culture of behavior in the conditions of preschool education.
Keywords: formation of culture of behavior of preschool children, moral qualities, moral behavior, actions, culture of behavior of preschool children assessment, methods.
Российский социум в наше время развивается на особых условиях, что становится причиной появления новых требований, предъявляемых у организации процесса развития, начиная с самого раннего периода. Дошкольнику необходимо стать самостоятельной личность, заниматься саморазвитием, быть активным в обществе. Помимо этого, ребенку нужно научиться осознавать свою ценность, проявлять уважение к окружающим, а также пытаться добиться уважения к себе. Чтобы воспитывать детей в данном направлении, педагогам, а также и родителям, необходимо применять в процессе различные методы, формы и средства.
Изложение основного материала статьи. Исследования, проводимые психологами и педагогами, свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте дети более ранимы, неуверенны и мнительны. Следовательно, в этот период взросления следует воспитывать у них культуру поведения, которая состоит еще и из некоторых элементов, например, общения. Он наиболее подходящий для того, чтобы реализовать поставленные педагогом цели, ведь в дошкольный период ребенок формируется как личность.
Важными личностными качествами являются:
– пластичность психики;
– представление о мировоззрении;
– самооценка, эмоции;
– основы ценностных ориентаций личности;
– появление внутренних этических инстанций;
– желание получить признание окружающих.
Все перечисленное — основа для задатков характера и социализации ребенка. Она позволяет ему сделать выводы об отношении к окружающему, себе и другим людям. В этом возрасте он осваивает нравственные поведенческие нормы.
Анализ тематической литературы и опыт учреждений дошкольного образования показал, что педагоги должны в своей работе использовать особый подход к воспитательному процессу. Данный фактор очень важен, именно он позволяет эффективно сформировать личность, способствует развитию способностей каждого ребенка, как индивидуума, позволяет ему социализироваться.
Поведенческая культура дошкольника — это элемент культуры его личности, то, как внешне проявляется ее внутренний мир и духовность [2]. В процессе изучения данной темы следует уделить внимание и ценностям. Ведь они играют важную роль в культуре людей, одновременно с идеалами и нормами [4, с. 294]. Моральные ценности — это ряд идей и явлений, которые многое значат как для отдельно взятого человека, так и для всего общества [3, с. 382]. Человек во взаимоотношениях проявляет навыки морального поведения.
В. С. Малахов подтверждает, что исследование термина морального поведения осуществляется во всех смыслах. В более широком смысле такое поведения соответствует морали только тогда, если нормы, ценности и ее требования между собой согласованы. Рассмотрение этого термина в узком смысле позволяет считать поведение моральным в том случае, если человек делает выбор осознано, поддерживая моральные ценности [6].
Изучать моральное поведение нужно как составляющую всей культуры поведения человека. Если он, находясь в ситуации выбора, обладает такими качествами, как способность придерживаться морального поведения, то его культура поведения на высоком уровне. Следовательно, можно сделать вывод, что морально-нравственные качества дошкольников — это и есть основа культуры их поведения. Поэтому основы культуры их поведения должны формироваться при помощи развития таких характеристик, как сознательность, уважение, ответственность и ряд других.
Мы считаем, что для того, чтобы добиться реализации цели, направленной на развитие морали и нравственности детей дошкольного возраста, в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом дошкольными образовательными учреждениями, следует применять особые образовательные и воспитательные методы, которые ориентированы на формирование культуры поведения в целом. К ним относятся когнитивный, поведенческий и эмоционально-ценностный компонент [2].
Данные компоненты объединены в следующих методах:
1) формирование и наработка морали и нравственности, морального поведения дошкольников. Данный метод включает:
– призыв к соблюдению поведенческих правил;
– анализ поведения окружающих, персонажей книг;
– создание ситуаций, где требуется моральное поведение;
– демонстрация и обсуждение того или иного поведения.
2) формирование морального сознания. Метод включает получение знаний о морали и нравственности:
– чтение и обсуждение художественных произведений;
– просмотр иллюстраций, после чего дети должны составить рассказ;
– поиск ответов на ситуации, которые связаны с этикой и моралью;
– обсуждение действий и поступков героев книг;
– использование дидактики и различных упражнений;
– фольклор, конкурсы, рисование;
– беседы по этике;
– игры-постановки.
3) стимулирование к проявлению моральных чувств и качеств.
Этот метод включает следующее:
– одобрение моральных поступков педагогом;
– ребенок входит в роль положительного героя;
– оценка поведения сверстников;
– мотивация к совершению моральных поступков [1].
Еще один метод, который необходимо использовать в данном процессе — рефлексивно-эксплицитный. Он применяется для того, чтобы научить ребенка проводить анализ совершенных им поступков и их последствия. Кроме того, дети изучают свой внутренний мир. Эксплицитный компонент, который содержит этот метод, дает возможность ребенку выражать переживания в форме речи. Все перечисленные методы педагогам следует применять интегрировано. Также, чтобы добиться большего эффекта, рекомендуется воспользоваться визуальной подачей материала. Не менее эффективны и игровые методы.
Д. В. Шевцова считает, что формировать культуру поведения нужно поэтапно, а эффективными перечисленные методы будут, если:
– каждый из них гуманный и не нарушает права детей;
– есть возможность их осуществления и логического завершения, при этом каждый обладает значимостью;
– в применении отсутствует шаблонность;
– тактичный воспитательный процесс;
– есть возможность предвидеть результаты применения метода;
– наличие у педагога таких качеств, как терпение и терпимость;
– преобладают те методы, которые предполагают обучение различным действиям;
– используются комплексно и взаимосвязано [7].
По мнению С. В. Петериной этот процесс следует разделить на 3 этапа:
1) выработка положительных эмоций, связанных с формированием культуры поведения. На данном этапе утверждаются требования, определенные действия, так называемые «образцы поведения», которые дошкольники должны усвоить. Дошкольнику нужно войти в новый жизненный образ. Сделать это позволяют игры, проводимые в форме занятий, а также демонстрация действий;
2) усвоение навыков. Предполагается, что на этом этапе произойдет объединение и усвоение отдельных действий и навыков. Этому способствуют инсценировки, бытовая деятельность, беседы по этике, просмотр фото- и видеоматериалов, чтение книг;
3) закрепление и применение формируемых навыков. Культурное поведение дошкольников закрепляется в разных условиях [5].
Выводы. Дошкольный период — сенситивный, именно в это время педагоги должны максимально уделить внимание формированию основ поведенческой культуры в рамках социализации в дошкольном образовательном учреждении. Этот процесс будет эффективным в том случае, если деятельность педагогов направлена на то, чтобы развивать моральные и нравственные качества детей, формировать моральное поведение, что является основным факторов в развитии поведенческой культуры дошкольников.
Литература:
- Анахина Т. А., Васильева С. Н. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности // Молодой ученый. — 2019. — № 1. — С. 678–681.
- Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.М., Виноградова. — М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
- Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. − М.: ИКЦ «Март»; Ростов н / Д: Издательский центр «Март», 2005. − 448 с.
- Культурология. XX век. [Энциклопедия]. В 2–х т. // Гл. ред. С. Левит. − СПб.: Университетская книга; ООО Алетейя, 1998. − Том 2. М–Я. 1998. –370 с.
- Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. — М., 1996. — 142 с.
- Современная западная философия: Словарь / сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. — М., 1991. — 414 с.
- Шевцова Д. В. Предпосылки и этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2020. — С. 77–80.