Ключевые слова : занимательные игры, упражнения, логическое мышление, активность
В течение нескольких лет работаю по теме «Развитие логического мышления детей через занимательную математику». Считаю, что готовить детей к школе надо не путем накапливания знаний, умений и навыков, а путем развития творческих способностей детей, выработки умения привычки думать, рассуждать, стремление узнавать новое, развивать речь детей. Поэтому главной целью ставлю всестороннее развитие ребенка.
Занимательный материал не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть, переключится, но и заставляет их задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления.
В воспитательно-образовательном процессе занимательный дидактический материал использовала как на занятиях, так и вне их для организации самостоятельной детской деятельности. В ходе занятий я использовала нетрадиционные методы и приемы, чтобы повысить интерес детей (загадки, считалки, стихи, сказки, задачи — шутки), что способствовало быстрому включению детей в активный познавательный процесс.
В начале занятия в качестве разминки я проводила игры: «Считай дальше», «Назови соседей числа», «Какое число пропущено?», «О каком числе я говорю?», «Скажи наоборот», «Разложи картинки по порядку», «Что сначала, что потом?», и т д.
Дети с низким уровнем умственной активности подражали детям более активным в выборе суждений, целеустремленность в достижении цели повышалась. С детьми, которые не уверены в правильности своего решения и пассивны проводила индивидуальную работу.
Для формирования у детей интереса к занятиям, развития творчества, проводила их в виде тематических занятий, «Путешествий в сказку», в город «Математических загадок», «Экскурсий в страну цифр и геометрических фигур». Проводила конкурсы, соревнования, КВН.
Активность детей была наиболее высокой, когда обучение проводилось в непринужденной форме. Такая форма проведения создавала радостное настроение у детей, что благоприятно сказывалось на умственной активности. Самых активных детей ставила в пример другим, награждала фишками, медалями, поощряла и тех детей, которые были не всегда активны, уверяла их, что они могут так же хорошо заниматься.
Учила детей принимать критику без обид, отстаивать правильность своего решения в логических задачах, опровергать неправильные, рассуждать. Здесь использовала игры: «Найди ошибку», «Какая фигура следующая?», «Какая фигура здесь лишняя и почему?», «Составь картинку», «Сколько здесь спряталось треугольников?», «Впиши число», «Придумай задачи по картинкам» и другие. Учитывала в детях индивидуальные способности, уровень развития.
Если дети быстро и легко справлялись с заданиями, им предлагала более сложные или, наоборот, в случае затруднения старалась подольше задержаться на простых. Далее по сложности задания брала труднее: «Логические задачи на поиск недостающих в ряду фигур», решение задач на «Нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой», «Найди спрятавшиеся цифры», «Сколько груш лежит на столе», «Где чьи следы?», «Выложи сам».
Дети с удовольствием играли в игры «Танграм», «Монгольская игра», «Удивительный квадрат».
Предлагала конструктивные игры из счетных палочек: «Выложи животного, транспорт, посуду, мебель», нарисуй, что получилось, загадай загадку и. т д.
В свободное время учили с детьми считалки, стихи о цифрах и числах, отгадывали загадки и сами сочиняли их. Решали задачи на смекалку, сообразительность, внимание, отгадывали ребусы и кроссворды — все это способствовало развитию речи детей, обогащало их словарный запас, тренировало память.
В развитии мышления старшего дошкольного возраста все большую роль начинает играть речь. Поэтому среди игр, адресованных детям этого возраста, много словесных, например, игры: «Бывает — не бывает», «Что плавает, что тонет?», «Летает — не летает», «Съедобное — не съедобное», требует как богатого воображения, так и здравого смысла.
Любили дети игру «Дорисуй». Дети фантазировали, превращали самый обычный круг во что угодно. В этой игре развивается умение анализировать и переносить знание в новую деятельность — рисование.
Через дидактическую игру «Какого цвета настроение?» учила детей мимикой выражать настроение, самостоятельно подбирать подходящий цвет для определенного эмоционального состояния. Предлагала изобразить мимикой радость, нарисовать на шаблоне и, подобрав подходящий цвет, раскрасить платья человечков. Обращала внимания детей на положение бровей, рта. Спрашивала детей, почему выбрали красный яркий цвет платья (привлекала их к рассуждению).
Так, например, закрепляя геометрические фигуры, можно рассказать сказки про треугольник и квадрат. Можно использовать традиционное японское искусство, которое называется оригами («ори» — сгибаю, «гами» — бумага). Это интересное, приятное, полезное занятие развивает усидчивость, наблюдательность, память, пространственное конструирование и, что не менее важно, мелкую мускулатуру пальцев рук.
В дальнейшем, благодаря систематической работе, подбору интересных дидактических игр, задач — шуток, задач в стихах, игр с геометрическими фигурами, изготовлению красочного материала познавательная активность детей возросла, повысился уровень развития мыслительных процессов, появились элементы творчества в выполнении учебных задач.
Таким образом, можно сделать вывод: игры и упражнения по логике, использование занимательного материала, развивают все стороны личности ребенка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.
Каждая игра — это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи.
Литература:
- Петерсон Л. Г., Холина Н. П. — Раз — ступенька, два — ступенька.
- Волина В. — Праздник числа
- Волкова С. И. — Математика и конструирование
- Дьяченко О. М. — Чего на свете не бывает
- Столяра А. А. — Давайте поиграем
- Михайлова З. А. — Игровые задачи для дошкольников
- Щербакова Е. И. — О математике малышам
- Тихомиров Л. Ф., Басов А. В. — Развитие логического мышления
- Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. — Игралочка