Диалог ребенка с Богом в современной детской литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 03.02.2021

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Анциферова, Е. Г. Диалог ребенка с Богом в современной детской литературе / Е. Г. Анциферова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 442-443. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78315/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор рассматривает проблему обращения ребенка к религии, Богу на примере произведения Ю. Вознесенской.

Ключевые слова: диалог с Богом, религия, детская литература.

Современная детская литература переживает этап демократизации — произведения для детей поднимают все более сложные вопросы, снимая табу с «запрещенных» тем. Одной из них становится религия.

Именно в детстве каждый сталкивается с той или иной религией, находя примеры верований в жизни или литературе. Авторы современных детских произведений демонстрируют юному читателю, что путь к Богу может быть разный: каждый делает свои открытия в поисках истины. Такая литература не только знакомит с догматами веры или определенными установившимися традициями, но и показывает личное отношение человека к вопросам религии, как по-разному могут решаться возникающие противоречия.

В этом отношении интересны произведения православной писательницы Ю. Н. Вознесенской. Рассмотрим ее повесть «Юлианна, или игра в киднеппинг».

Сюжет произведения составляют «встреча сестер, их взаимное влияние друг на друга, происходящее на фоне почти детективной истории, с одной стороны, и противоборства добра (ангелов) и зла (бесов), с другой стороны» [2, с. 37].

Сестры-близнецы Юлия и Анна в младенческом возрасте после развода родителей были разлучены: Анна выросла с мамой и бабушкой в религиозной семье, а Юлию воспитывал отец-бизнесмен, поэтому, встретившись в подростковом возрасте, девочки понимают, что они совсем не похожи. Юля — типичный подросток XXI века: она разбирается в музыке, фильмах, косметике, технических новинках, но ничего не знает о Боге, в отличие от своей сестры Ани, которая ходит в церковь, молится дома. Девочки очень разные по характеру: Аня тихая и послушная — воплощение образа кроткой христианки, Юля же своенравна, капризна и эгоистична. Именно эти качества диктуют Юльке ее поступки — она стремится выжить сестру из дома, куда ее привозит отец. С этой целью она организует их похищение, которое из игры превращается в настоящее преступление, жертвами которого оказываются обе девочки.

Сестры, столкнувшись с трудностями, ведут себя по-разному: Юля впадает в панику, Аня же более спокойна — она держится стойко благодаря своей вере. Только объединившись, они смогут преодолеть все испытания.

Именно на этом пути Юля впервые осознанно задумывается о роли Бога в жизни человека. Ее первые молитвы — молитвы-просьбы. Сначала вместе с сестрой она молится о здоровье отца:

«– Ладно. Учи давай, как за папу молиться!

— Повторяй за мной: Господи! Спаси и помилуй раба Твоего Дмитрия, защити его от всех врагов видимых и невидимых, пошли ему здравие душевное и телесное!

— Господи… спаси и помилуй… — У болтушки Юльки язык вдруг начал заплетаться, но она упорно, слово за словом повторяла Анины слова» [1] .

Затем девочки просят о помощи своих Ангелов Хранителей. Аня, с детства слышавшая тексты молитв, знает их канонический вариант наизусть, Юля же молится своими словами: « Ангел мой миленький, — хныкала Юлька, — ты меня прости, что я тебе так долго не молилась. Я обещаю тебе, что каждый день теперь молиться тебе буду, даже в церковь с Анькой ходить стану, только ты сейчас спаси нас! Ну, пожалуйста-а-а, Ангел!» [1].

Примечательная еще одна молитва Юльки к Ангелу Хранителю, в которой проявляется ее характер и любопытство — любым способом девочка хочет проникнуть в невидимый мир, поэтому она произносит такие слова: «Знаешь что, дорогой мой Ангел? Я тебе подскажу, что надо сделать, чтобы я тебя смогла увидеть: ты возьми и приснись мне прямо сегодня ночью! Тебе это наверняка не трудно, ведь это же легче, чем спасать от бандитов, правда? Ну, пожалуйста, Ангел, миленький, приснись мне хоть на минуточку! Я тебя увижу и после этого буду еще сильней любить. А теперь спокойной тебе ночи. До свидания. Я буду спать и ждать тебя во сне. Пока!» [1].

Произошедшее изменило девочек: они стали взрослее, опытнее и умнее. Особенно сильно события повлияли на Юльку, которая начинает интересоваться религией. Вместе с сестрой она теперь пробует молиться: « Девочки умылись, оделись и встали на молитву. Юля взяла Анин молитвослов и сама читала утренние молитвы, а сестра ее поправляла: многие слова были еще непонятны Юльке » [1]. Это занятие ей нравится, она сравнивает его с зарядкой, « только изнутри » [1].

Так начинается путь становления Юли как христианки. Однажды установившийся диалог с Богом будет сопровождать ее всегда. Теперь она понимает для себя — как важно молиться и просить о помощи.

Таким образом, мы можем наблюдать, как по-разному писатель может представить читателям проблему детского духовного поиска.

Анна незыблема в христианской вере, не теряет надежды на помощь Бога, а все ее действия сопровождаются молитвой, что в итоге оказывает влияние на ее сестру Юлию, которая никогда не задумывалась о роли в ее жизни потусторонних сил. В этой ситуации разворачивается один из принципов православия — «молчаливая проповедь», когда верующий человек приводит к Богу окружающих своим примером, а не настойчивостью. Так и Юлька, наблюдая за сестрой, начинает вникать в вопросы религии и обращается к Богу. Героиня обращается к Богу в трудные моменты — это закономерно, ведь большинство верующих пришли в храм с болью и проблемами. Произведение отражает эту идею, показывая юным читателям возможный путь выхода из сложных жизненных обстоятельств.

Литература:

1 Вознесенская, Ю. Н. «Юлианна, или Игра в киднеппинг» [Электронный ресурс] / Ю. Вознесенская. — М.: Лепта, 2006. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/yulianna-ili-igra-v-kidnepping/, свободный (дата обращения: 11.10.2020). — Загл. с экрана.

2 Магерамова, Ю. Ю. Религиозная лексика в художественном тексте для детей (на материале повести Ю. Вознесенской «Юлианна или игра в киднеппинг») [Электронный ресурс] / Магерамова Юлия Юрьевна // Вестник Северо-Восточного государственного университета: науч. электрон. журн. — 2017. — № 27. — С. 37–39. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29303806, свободный (дата обращения: 07.10.2020). — Загл. с экрана.

Основные термины (генерируются автоматически): сестра, Ангел, Бог, девочка, молитва, произведение, религия, слово.


Ключевые слова

религия, детская литература, диалог с Богом

Похожие статьи

Вопрос создания образа будущего в художественной литературе

В этой статье автор рассматривает вопросы создание образов будущего писателем.

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Детская книга в жизни современных детей

В статье автор подчёркивает важность проблемы детского чтения и даёт характеристику технологии Storysack как средства приобщения детей к художественной литературе.

Проблема бессмертия в современной отечественной антиутопии

В статье автор анализирует проблематику рассказов-антиутопий XXI века, в частности, проблему бессмертия.

Социализация детей посредством театральной деятельности в детском саду

В статье авторы делятся опытом работы в сфере театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры дошкольника

В статье раскрывается проблема художественной литературы как средства обогащения эмоциональной культур дошкольника. Обосновывается необходимость приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.

Эволюция женского образа в литературе

В статье автор исследует эволюцию женских образов русской литературы в периоды разных эпох.

Религиозный аспект в диалогической философии Мартина Бубера

В статье раскрываются религиозные воззрения Мартина Бубера в рамках диалогической философии XX века, выявляется специфическое понимание диалога мыслителем как взаимоотношений между Я, Ты и Оно — личностью, Богом и его творением.

Роль книги в разностороннем развитии ребёнка

В статье авторы пытаются определить роль книги в разностороннем воспитание ребенка.

Тема детства в культуре России: на материале творчества Цезаря Кюи

В статье рассматриваются особенности воплощения темы детства в культуре России рубежа веков на примере наследия Ц.Кюи. В рамках статьи автор отмечает факторы, которые побудили представителей литературы и искусства обратиться к теме детства в своем тв...

Похожие статьи

Вопрос создания образа будущего в художественной литературе

В этой статье автор рассматривает вопросы создание образов будущего писателем.

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Детская книга в жизни современных детей

В статье автор подчёркивает важность проблемы детского чтения и даёт характеристику технологии Storysack как средства приобщения детей к художественной литературе.

Проблема бессмертия в современной отечественной антиутопии

В статье автор анализирует проблематику рассказов-антиутопий XXI века, в частности, проблему бессмертия.

Социализация детей посредством театральной деятельности в детском саду

В статье авторы делятся опытом работы в сфере театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры дошкольника

В статье раскрывается проблема художественной литературы как средства обогащения эмоциональной культур дошкольника. Обосновывается необходимость приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.

Эволюция женского образа в литературе

В статье автор исследует эволюцию женских образов русской литературы в периоды разных эпох.

Религиозный аспект в диалогической философии Мартина Бубера

В статье раскрываются религиозные воззрения Мартина Бубера в рамках диалогической философии XX века, выявляется специфическое понимание диалога мыслителем как взаимоотношений между Я, Ты и Оно — личностью, Богом и его творением.

Роль книги в разностороннем развитии ребёнка

В статье авторы пытаются определить роль книги в разностороннем воспитание ребенка.

Тема детства в культуре России: на материале творчества Цезаря Кюи

В статье рассматриваются особенности воплощения темы детства в культуре России рубежа веков на примере наследия Ц.Кюи. В рамках статьи автор отмечает факторы, которые побудили представителей литературы и искусства обратиться к теме детства в своем тв...

Задать вопрос