Статья посвящена анализу вклада британского мыслителя Джеймса Милля в формировании интеллектуального фундамента «Философских радикалов». В рамках статьи рассматривается утилитарное учение Дж. Бентама через призму политических взглядов Джеймса Милля и демонстрируется огромное влияние британского мыслителя на подрастающее молодое поколение его последователей, которое впоследствии станет основой политического кружка «Философских радикалов» в контексте роста общественно-политического движения за парламентскую реформу.
Ключевые слова: Джеймс Милль, «Философские радикалы», утилитарное учение, Дж. Бентам.
В 20-е гг. XIX столетия на долю послевоенной Британии выпал масштабный социально-экономический кризис, который породил серьезные народные недовольства в связи с ростом нищеты и нарушением стабильного товарооборота. Рост недовольства происходил на фоне неспособности и нежелания парламента удовлетворять общественные запросы на перемены [2, p.267]. Британское общество осознало, что верховная власть была пронизана земельными интересами и являлась аристократическим пережитком, который нужно искоренить для решения социально-экономических трудностей [5, p.98–99]. В прессе все чаще стали появляться призывы к радикальному преобразованию политической системы. Палата общин столкнулась с нарастающим петиционным движением, а английский воздух с каждым днем все больше пропитывался ожиданиями политических перемен. Рост общественно-политического движения за парламентскую реформу не мог не остаться без внимания видного британского радикального мыслителя Джеймса Милля. Он собрал вокруг себя идейных единомышленников в политический кружок, позиционируя его в качестве уникальной философско-политической силы отличной от общего радикального движения за преобразования и вошедшей в историю под названием «Философские радикалы».
Истоки формирования «Философских радикалов» можно смело отсчитывать с первой встречи Джереми Бентама и Джеймса Милля в 1808 г [10, p.1050]. Встреча стала судьбоносной для обоих мыслителей и для интеллектуальной истории Британии в целом. По мнению французского философа и историка Э. Галеви, Джеймс Милль сильно повлиял на мировоззрение Дж. Бентама, сделав его ярым сторонником демократических радикальных преобразований [8, p. 255]. Дж. Бентам осознал, что парламент был источником злоупотреблений и был связан корыстными интересами с теми, кто извлекал выгоду из такой политики законодательного органа. Следовательно, британский философ пришел к выводу, что с такими злоупотреблениями нельзя достичь цели «наибольшего счастья наибольшего числа [людей]» в соответствии с постулатами утилитарного учения [7, p.688].
В своих политических взглядах Джеймс Милль отталкивался от утилитарного учения Дж. Бентама, в рамках которого счастье определялось через «два верховных властителя» человеческой природы — удовольствие и страдание. Они, по его мнению, предопределяют все человеческие поступки [1, p.1]. Еще одной важной категорией для анализа поведения человека в утилитарной концепции было понятие «интерес», под которым подразумевалось желание максимизировать удовольствие и минимизировать страдание. Применяя утилитарный категориальный аппарат Дж. Бентама к анализу политических институтов, Джеймс Милль разработал концепцию «корыстного интереса», суть которой заключалась в возможности максимизировать удовольствие за счет других [9, p.39]. В этом и заключалось порочность правительства, «жертвующего интересами многих [т. е. общества] ради интересов немногих [т. е. людей во власти] [3, p.18]. Наиболее полно утилитарная концепция «корыстного интереса» была представлена Миллем в эссе «О правлении» ( Government ), которое впоследствии молодые представители «Философских радикалов» расценили как «шедевр политической мудрости» [5, p.104], а биограф Джеймса Милля Александр Бэн многозначительно заявил, что эссе стало «побуждающей и направляющей силой» в движении за парламентскую реформу [6, p.215]. В своей политической доктрине Джеймс Милль настолько сильно связал аристократию и корыстный интерес между собой, что стал позиционировать палату общин как аристократический орган правления, который нужно свергнуть посредством хорошо устроенного и защищенного представительного правления. В конечном итоге, борьба с засильем аристократии в парламенте станет основой политической доктрины «Философских радикалов» [4, p.774].
Джеймс Милль распространял свои идеи не только через трактаты, но и через своего сына Джона Стюарта Милля, который тесно общался со студентами Кембриджа и был основателем «Утилитарного общества» ( Utilitarian Society ), где пропагандировались утилитаристские максимы [5, p.79]. Члены «Утилитарного общества» впоследствии составили костяк «Философских радикалов». Одним из самых видных представителей этих философско-политических кружков был Джон Артур Робак, приехавший в Лондон для подготовки к адвокатской деятельности. Пикок, коллега Джеймса Милля по службе в Ост-Индской компании, лично представил Дж. А. Робака британскому мыслителю [5, p.81]. Робак называл Милля своим политическим и философским учителем, утверждая, что если он знал что-то, то только благодаря ему [9, p.14]. Того же мнения придерживался и другой представитель «Философских радикалов» Дж. Грот. Он познакомился с Джеймсом благодаря их общему знакомому Д. Риккардо. Дж. Грот считал Джеймса Милля «очень глубоким мыслителем», а его жена — Гарриет Левин Грот — отмечала, что ее муж «оказался в восторге от размышлений Милля, и после года или двух тесного общения практически не наблюдалась разница во мнении между учителем и учеником» [9, p.8]. Гарриет впоследствии играла важную роль в группе «Философских радикалов», предоставляя свой дом в качестве политического салона для юных мыслителей [9, p.13]. Она разделяла взгляды своего мужа и даже более яростно их отстаивала. Кроме того, Гарриет Грот высоко оценивала способность Джеймса Милля влиять на умы подрастающего поколения мыслителей: «Он обладал способностью разжигать в своих слушателях великодушные побуждения по отношению к народу <...> Столь привлекательными были представления долга перед человечеством в целом, воплощаемые в красноречивых речах Джеймса Милля, что молодые последователи, охваченные патриотическим пылом, с одной стороны, и сильными антипатиями, с другой стороны, готовились к битве, когда придет день, во имя «истинной веры», согласно «программе и проповеди» Милля» [9, p.14]. По словам Джона Стюарта Милля, Джеймса ценили за «его полную убеждений и поучительности беседу». Он ярко и убедительно пропагандировал свои идеи и захватывал умы слушателей. К Джеймсу тянулось подрастающее поколение, потому что он мог их приободрить твердою верою в силу разума, во всеобщий прогресс и в добро, которое может сделать каждый человек для всеобщего благоденствия [5, p.101–102].
Среди подрастающего поколения, которое было заворожено интеллектуальным обаянием Джеймса Милля, можно выделить Чарльза Остина. Он был выпускником Кембриджского университета и являлся лидером среди своих молодых товарищей по Кембриджу, которые сначала присоединились к «Утилитарному обществу», а потом уже к «Философским радикалам» [5, p.78]. В числе молодых сторонников «Философских радикалов» можно еще выделить Чарльза Буллера, который уже с 1830 г. заседал в парламенте и разбирал дела о коррумпированности избирателей в своем районе, Чарльза Виллерса и Эдварда Ромильи, занимавшие посты президента и секретаря в Кембриджском союзе, а также Вильяма Эллиса, который был оригинальным мыслителем в области политической экономии и в сфере общественного образования [5, p.77].
Таким образом, Джеймс Милль, воспринимая себя самым ярым учеником и последователем Дж. Бентама, стремился расширить круг влиятельных единомышленников его утилитарных идей и стать центральной фигурой интеллектуально-политического движения за преобразование парламентской системы Британии. Британский мыслитель адаптировал утилитарное учение Дж. Бентама к анализу государственного устройства и вывел из него краеугольное понятие «корыстного интереса», которое использовалось для нападок на парламент. В доктрине «Философских радикалов» законодательный орган предстает жертвой этих корыстных интересов, которые были направлены на ущемление прав народа в угоду небольшой группы людей, контролирующей парламент. Джеймс Милль во многом распространял свои взгляды при помощи сына Джона Стюарта, который смог объединить вокруг себя старшее и юное поколение кембриджских студентов во главе с Чарльзом Остином и Эйтоном Туком. Все молодые люди попали под влияние убеждений Джеймса Милля, которые они пытались максимально распространить среди образованной части общества. Следовательно, Джеймс Милль предоставил политико-философским идеям Дж. Бентама школу юных последователей, которые впоследствии превратили утилитарное учение в политическое оружие в борьбе за парламентскую реформу. Именно Джеймс Милль заложил идейный фундамент в политическую группу «Философских радикалов», которая под предводительством британского мыслителя проделала знаменательный интеллектуальный и политический путь от обычного кружка с зачатками политических амбиций до парламентской фракции, отражающей народные интересы и пытающейся влиять на ход исторических событий в Британии.
Литература:
1. Bentham, J. An Introduction to the Principles of Morals and Legislation. London: Printed for W. Pickering, 1823. — 324 pp.
2. Mill, James. State of the Nation // The Westminster Review. vol. VI. no. XII. 1826. P. 249–278.
3. Mill, James. Liberty Of the Press // James Mills Essays [Reprinted from the Supplement to the Encyclopædia Britannica]. London: J. Innes, 61, Wells Street, Oxford Street, 1825. P. 3–34.
4. Mill, James. Summary Review of the Conduct and Measures of the Seventh Imperial Parliament // Parliamentary History and Review. London: Longman, Rees, Orme, Brown, and Green, 1826. P.772–802.
5. Mill, J. S. Autobiography. London: Longmans, Green, Reader, and Dyer, 1873. 313 pp.
6. Bain, A. James Mill, A Biography. London: Logmans, Green & Co, 1882. 484 pp.
7. Dinwiddy, J. R. Bentham's Transition to Political Radicalism, 1809–10 // Journal of the History of Ideas. Vol. 36. No. 4. 1975. P. 683–700.
8. Halévy, E. The Growth Of Philosophic Radicalism. London: Faber and Faber Limited, 1928. 570 pp.
9. Hamburger, J. Intellectuals in politics: John Stuart Smith and the philosophic radicals. Yale University Press: New Haven and London. 1965. 308 pp.
10. Mazlish, B. James Mill and the Utilitarians // Daedalus. Vol. 97. No. 3. 1968. P. 1036–1061.