В статье анализируется влияние современного кризиса на развитие рынка логистических услуг. Сделан вывод о росте в течение 2020 года количества мелких логистических компаний и даже улучшении финансового положения некоторых из них.
Ключевые слова: рынок логистических услуг, интеграция, транспорт, грузооборот.
Для повышения конкурентоспособности российского логистического рынка, как отмечают специалисты [1; 5; 7], необходимо устойчивое развитие национальных логистических операторов, обеспечивающих надежность и своевременность поставок и высокий уровень сервисного обслуживания потребителей, а также формирование сети транспортно-логистических центров, которая позволит обеспечить реализацию передовых логистических решений.
Интеграция России в мировое транспортное пространство, развитие международных транспортных коридоров, реализация транзитного потенциала страны, способствуют обеспечению конкурентоспособности российской транспортной отрасли. При этом, как отмечают специалисты [2; 4; 6], одним из основополагающим фактором экономического роста становится развитие рынка логистических услуг и создание сети транспортно-логистических центров, которая позволит обеспечить реализацию передовых логистических решений.
Логистический рынок определяется как экономическая система, включающая в себя процедуры согласования и реализации экономических процессов и интересов между участниками хозяйственной деятельности, связанных с логистической отраслью. Глобальными задачами логистического рынка, как отмечают специалисты [3; 8; 9], являются задачи по реализации мер направленных на достижение эффективности функционирования логистической системы с учетом использования минимальных затрат, а также задачи по формированию логистических систем и формированию условий их надежного осуществления функций.
Общие задачи представляют собой создание единой функционирующей системы управления материальными и информационными потоками, а также формирование механизмов управления движением товаров, определение направлений и технологий передвижения товаров, формирование структуры учета, анализа и прогнозирования логистических издержек, планирование и реализацию логистической стратегии и т. д.
Частными задачами являются более детализированные мероприятия, основанные на реализации глобальных и общих задач. Такие задачи включают в себя: сокращение уровня страховых запасов, сокращение периода времени хранения товара в запасах, уменьшение времени перевозки, выявление эффективного количества складов на имеющейся территории, поиски и выбор поставщика, организация процессов приема, разгрузки и складирования товаров и сырья, и т. д..
Рынок транспортной логистики Российской Федерации сложно прогнозируем, ввиду его прямой зависимости от изменений нормативного правового регулирования, с одной стороны, а также от развития международных отношений. По данным Минтранса России, за январь-июнь 2020 года грузооборот всех видов транспорта, без учета трубопроводного транспорта составил 1 408,2 миллиарда тонно-километров, в том числе наибольшую долю грузоперевозок, занимает железнодорожный транспорт — 1 238,5миллиардов тонно-километров, автомобильные перевозки составили 122,8миллиардов тонно-километров.
Вместе с тем, для доставки грузов все чаще используется автомобильный транспорт, особенно если речь идёт о малом и среднем бизнесе, так как компании этой сферы обычно находятся в нише регионального рынка, для доставки их товаров неактуальны большие расстояния. Поезда, корабли и самолёты требуются для дальних отправлений, которые необходимы крупным федеральным сетям и производителям, чьи площадки могут быть расположены сразу в нескольких регионах.
Индустрия логистики меняется в лучшую сторону, с учетом ограничений, введенных в 2020 году. Идёт постепенное укрупнение компаний, которые присутствуют на рынке, поглощая более мелких игроков. В первую очередь, это связано с резким скачком развития интернет-торговли. В условиях ограничения финансовых ресурсов покупатели зачастую выбирают «удаленную» покупку товаров и доставку ее логистическими операторами. Благодаря этому, в течение 2020 года заметен рост количества мелких логистических компаний и даже улучшение финансового положения некоторых из них. Крупные компании строят свои собственные логистические центры, что снижает издержки по эксплуатации. Логистический рынок — высокодоходный и привлекательный, именно поэтому в него приходят всё новые игроки из других индустрий, которые раньше не занимались логистикой.
Литература:
- Байгельдин, Р.Р., Калина, М.В., Охотников, И. В. Анализ структуры и перспектив развития рынка транспортно-логистических услуг в национальной экономике России // Экономика и предпринимательство — 2015. — № 12 (ч. 3).
- Латышева Н. А. Концептуальные основы оптимизации международной транспортно-логистической деятельности // Экономика, бизнес и практика логистики. Сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией Т. М. Степанян. Саратов, АМИРИТ, 2020. С. 70.
- Охотников И. В., Сибирко И. В. Логистический менеджмент: учебное пособие. — Саратов: Амирит, 2020.
- Охотников И. В., Сибирко И. В. Планирование логистических систем и процессов: учебное пособие. — Саратов: Амирит, 2020.
- Реализация транзитного потенциала Российской Федерации на основе развития международных коридоров: колл. монография / Под общей ред. Т. М. Степанян. — Саратов: ИИРПК, 2019.
- Развитие международных транспортных коридоров на основе транспортно-логистических технологий: монография / [коллектив авторов]; Под обще. ред. Т. М. Степанян. — Саратов: Амирит, 2020.
- Степанян, Т. М. Современные тенденции рынка транспортно-логистических услуг. — Нижний Новгород: «ООО Стимул-СТ», 2019
- Okhotnikov, I.V., Panko, I.V., Sibirko, I.V. (2019). Logistics Outsourcing as Institutional Innovation and a Tool to Optimize Transaction Costs Within Supply Chains // Proceedings of the 34th International Business Information Management Association Conference — Vision 2025: Education Excellence and Management of Innovations through Sustainable Economic Competitive Advantage, 13–14 November 2019, Madrid, Spain. pp. 10417–10423
- Stepanyan, T.M., Spector, A.A., Okhotnikov, I.V.(2018). Logistics Cluster as Integrated Procurement Management Solution for Managing Production Chains for Construction Investment Projects // Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association Conference — Vision 2020: Sustainable Economic Development and Application of Innovation Management from Regional expansion to Global Growth, 15–16 November 2018, Seville, Spain. pp. 7236–7243.