В данной статье анализируется развитие транспортного рынка в связи со сложившиеся ситуацией в стране и в мире; рассмотрение негативных и позитивных тенденций в транспортных компаниях и возможное развитие IT-индустрии, один из путей решения устранения экономического кризиса на предприятиях.
Ключевые слова: пандемия, транспорт, грузоперевозки, конкурентоспособность
2020 год стал самым непредсказуемым годом. Пандемия и закрытие границ изменила не только жизни людей в нашей стране, но и весь мир. При этом, как отмечают специалисты [1; 3; 5], изменения произошли как в худшею, так и в лучшею сторону. COVID-19 нарушил привычные связи между производителями и потребителями, и внес серьезные изменения в бизнес логистических компаний.
Весной 2020 года, когда распространение коронавируса стала проблемой всего мира — Международной федерацией работников транспорта было опубликовано письмо к правительствам всех стран, связанное с поддержкой в сфере транспорта. Кризис вызвал дисбаланс грузопотоков, связанный с изменениями спроса, приостановкой производств и введенных ограничений. В связи с этим фактором, как отмечают специалисты [2; 4; 6], правительства государств и международные организации должны присвоить наивысший приоритет поддержке непрерывности и прочности цепочек поставок.
Падение грузопотока в мире произошло по ряду причин: рост курса доллара; закрытие границ стран; изоляция населения; снижение спроса и покупательной способности, что привело к массовому закрытию торговых точек. Многие фабрики и заводы по всему миру закрыты на карантин — перевозить становится нечего и некому. По оценкам InfraOne, потери инфраструктурных отраслей РФ от эпидемии — это потери транспортной отрасли (Более 50 % от общих потерь). Если рассматривать конкретизировано (ж/д потоки), то в России железнодорожные перевозки переживает кризис. Однако есть позитивные тенденции. Восстанавливается грузовой поток из стран Азии. На фоне экономического спада ОАО РЖД приняло беспрецедентные меры для стимулирования перевозок скидками (на транспортировку угля, антрацита и др.). Со скидкой до 42,5 % отправляются и социально значимые грузы в крытых вагонах (кстати, ОАО РЖД отмечает рост погрузки продуктов питания на фоне эпидемии: в марте на 16,9 % с опережающим ростом отдельных позиций, в том числе сахара — на 85,6 %, овощей — на 42,3 %).
В связи с высокой волатильностью ставок на авиа- и морской транспорт произойдет перераспределение объемов в сторону сухопутных перевозок, особенно на маршрутах Азия–Европа. Несмотря на то, что границы открыты для международных грузовых отправок, строгие проверки, карантин, замена водителей и другие меры могут замедлять скорость доставки автомобильным транспортом. Это открывает новые перспективы для железнодорожных перевозок. Отмена пассажирских поездов позволила освободить расписание для курсирования грузовых составов. Все зависит от потребительского спроса.
Стоит отметить, что, несмотря на падение грузоперевозок — во многих регионах перевозки автотранспортом стали более востребованными, чем раньше. Если рассматривать компании по курьерской доставке в городах, из-за вводимых ранее по всей стране режимов самоизоляции спрос на услуги доставки вырос не просто в разы, а на порядки. И за счет этого сегмент смог показать рост.
Многие компании малого и среднего бизнеса увидели в этом выход из экономического кризиса и на основании вышеизложенного, предприятия стали уделять большое внимание на «доставку на дом», при этом делая акцент на развитие бизнеса через интернет, улучшая качество разработки сайтам, продвижение через телевидение и сети Интернет.
Однако, если рассматривать региональные перевозки, то экономическая ситуация относительно стабильна, чего нельзя сказать о международных перевозках. Несмотря на то, что экспорт и импорт из Европейских стран осуществляются в штатном режиме, приоритет для въезда во все страны отдаётся для грузового транспорта с продуктами питания и медицинскими товарами. Из-за дополнительных санитарных проверок на границах могут возникать задержки, что негативно сказывается на сроках доставки грузов. Водители массово вынуждены соблюдать карантинные ограничения. Из-за возникшего спроса на автомобильные перевозки увеличивается износ транспорта, что влечет за собой дополнительное обслуживание и ремонт транспортного средства. Однако компании экономят на своевременном ТО, так как это увеличивает расход компании.
В ближайшее время, как отмечают специалисты [7; 8; 9], рынок логистических услуг будут вынуждены покинуть малые и даже средние предприятия. В настоящий момент некоторые малые компании и автопарки находят из этого выход и производят слияние организаций, чтобы не обанкротиться. Крупные корпорации в свою очередь расширяют свой спектр услуг, выкупая малые компании, таким образом «поглощая» конкурента на рынке, таким образом, увеличивая конкурентоспособность.
На основании вышеизложенного и проанализировав позитивные стороны 2020 года, можно сделать выводы о предстоящих перспективах грядущего 2021 года. Т. к. в сфере информатизации произошел скачок из-за перевода работников на удаленную работу — произошла оптимизация и автоматизация всех бизнес-процессов в логистической компании. Вовлечение сотрудников в развитие компании путем создания платформ для обмена идеями поможет создать в организации прозрачные и отлаженные бизнес-процессы. Так же многим работодателям малого и среднего бизнеса понравилась система «удаленки», так как происходит экономия внутри компаний (экономия электроэнергии, сокращение арендной платы, сокращение потребления канцелярии и оргтехники и т. п.), то есть вероятность того, что в последующем удаленная работа и поддержание логистических процессов на дистанционном уровне будет развиваться в 2021 г.
Стоит отметить, что некоторые компании стали использовать IT-платформы с целью обмена тарифами и ставками, появились отдельные отрасли, такие как «мобильные перевозчики». Благодаря цифровизированной логистической платформе клиент может не только отслеживать свой товар, но и заранее оплатить. Ранее это использовалось почти только в интернет-магазинах. Сейчас такие функции используют 90 % компаний, связанных с доставкой и перевозками грузов
Литература:
- Латышева, Н. А. Концептуальные основы оптимизации международной транспортно-логистической деятельности // Экономика, бизнес и практика логистики. Сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией Т. М. Степанян. Саратов, АМИРИТ, 2020. С. 70.
- Латышева, Н. А. Проблемы функционирования логистических информационных систем предприятий в условиях цифровизации // Современные проблемы железнодорожного транспорта. Сборник трудов по результатам международной интернет-конференции. В 2-х томах. Под общей редакцией К. А. Сергеева. 2019. С. 397–400.
- Логистические тренды 2020–2021 года: влияние пандемии COVID-19 на перевозки //www.retail.ru;
- Охотников И. В., Сибирко И. В. Логистический менеджмент: учебное пособие. — Саратов: Амирит, 2020.
- Охотников И. В., Сибирко И. В. Планирование логистических систем и процессов: учебное пособие. — Саратов: Амирит, 2020.
- Полбин, А. В. Синельников-Мурылев, С. Г. Трунин, И. В. Экономический кризис 2020 года: причины и меры по его преодолению и дальнейшему развитию России.//institutiones.com
- Реализация транзитного потенциала Российской Федерации на основе развития международных коридоров: колл. монография / Под общей ред. Т. М. Степанян. — Саратов: ИИРПК, 2019.
- Развитие международных транспортных коридоров на основе транспортно-логистических технологий: монография / [коллектив авторов]; Под общ. ред. Т. М. Степанян. — Саратов: Амирит, 2020.
- Степанян, Т. М. Современные тенденции рынка транспортно-логистических услуг. — Нижний Новгород: «ООО Стимул-СТ», 2019