Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 03.02.2021

Статья просмотрена: 539 раз

Библиографическое описание:

Чижевская, А. В. Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование / А. В. Чижевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 431-434. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78359/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01. Представлены цель, задачи практики, подробное содержание заданий. Даны общие методические рекомендации, которые могут быть полезны преподавателям и студентам СПО в осуществлении производственной педагогической практики ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие дистанционно.

Ключевые слова: производственная педагогическая практика, обучающиеся СПО, дистанционная форма взаимодействия, общие и профессиональные компетенции, разработка алгоритма прохождения практики дистанционно.

Современная, довольно напряженная, эпидемиологическая ситуация в мире и Российской Федерации в связи с распространением Covid-19 внесла коррективы в форматы работы не только освоения научно-теоретических знаний обучающимися СПО [4], но и призвала пересмотреть варианты организации различного вида практик.

По специальности 44.02.01. Дошкольное образование обучающиеся в период производственной практики обычно посещают дошкольные образовательные организации в очном режиме. Освещая пример организации производственной педагогической практики ПП.01.01 напомним ее цель и задачи. Целью производственной практики ПП.01.01 является формирование практического опыта в планировании и организации мероприятий, направленного на укрепление здоровья ребенка и его физического развития. Задачи производственной педагогической практики:

− приобрести практические умения планирования и применения различных современных форм, методов и средств работы для организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации в соответствии с возрастом детей;

− сформировать практические умения планирования и педагогического сопровождения режимных моментов, утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, прогулок, физкультурных занятий, досугов и т. п.;

− уточнить и закрепить практические умения в моделировании и изменении предметно-пространственной среды группы и дошкольной образовательной организации, направленной на развитие двигательной активности и здоровья детей дошкольного возраста.

В предыдущем учебном году по ПМ.01Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие в соответствии с целью рабочей программы практики и поставленными задачами на данный период ПП.01.01 для обучающихся 2–3 х курсов были подготовлены следующие задания (см. Таблица 1).

Таблица 1

План производственной практики 2 и 3 курса 3 и 5 семестра 2019/2020 учебного года (36 учебных часов)

«Практика пробных видов деятельности»

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Сроки

Содержание производственной практики в ДОО

День 1

6 часов

Педагогическое сопровождение режимных процессов 2 половины дня (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание). Самостоятельная подготовка и проведение физкультурного досуга. Анализ деятельности.

День 2

6 часов

Педагогическое сопровождение режимных процессов 1 половины дня (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание). Самостоятельная организация и проведение утренней гимнастики. Проведение игрового физкультурного занятия. Анализ деятельности. Индивидуальная работа с ребенком дошкольного возраста по отработке основных движений, элементы закаливания.

День 3

6 часов

Педагогическое сопровождение режимных процессов 2 половины дня (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание). Самостоятельная организация и проведение гимнастики после дневного сна. Анализ деятельности (1 подгруппа обучающихся).

День 4

6 часов

Педагогическое сопровождение режимных процессов 2 половины дня (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание). Самостоятельная организация и проведение гимнастики после дневного сна. Анализ деятельности (2 подгруппа обучающихся).

День 5

6 часов

Составление рекомендаций по дополнению предметно-пространственной среды (РППС) для создания развивающей образовательной ситуации и успешной социализации, закаливания, безопасности и профилактики заболеваемости в дошкольной группе (образовательная область «Физическое развитие») (в течение всего периода практики). Оформление документации. Анализ деятельности. Подготовка материалов, необходимых обучающемуся для выполнения заданий практики.

День 6

6 часов

Педагогическое сопровождение режимных процессов 1 половины дня (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание). Самостоятельная организация и проведение утренней гимнастики. Проведение игрового физкультурного занятия. Анализ деятельности. Индивидуальная работа с ребенком дошкольного возраста по закреплению и отработке основных движений, элементы закаливания.

Как понятно из Таблицы 1. объём и содержание каждого из заданий отражает полное освоение общих и профессиональных компетенций Федерального Государственного Стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в рамках ПМ.01 [5]. Представленный план рассчитан на прохождение производственной педагогической практики обучающимися попарно в одной возрастной группе дошкольной образовательной организации по их выбору, но решить данный материал дистанционно в этом учебном году не представлялось возможным. В связи с этим были подготовлены обновленные задания по производственной педагогической практике ПП.01.01 для реализации в удаленном варианте работы.

Таблица 2

План производственной практики 2 и 3 курса 3 и 5 семестра 2020/2021 учебного года (36 учебных часов)

«Практика пробных видов деятельности»

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Сроки

Содержание практики в дистанционном формате

1 и 2 день

6+6 часов

На платформе Zoom организовать показ и проведение гимнастики после дневного сна с демонстрацией собственных знаний и умений (5–7 мин), с использованием музыкального сопровождения, применением методов и приемов объяснений (напоминаний/показа) упражнений, соответствующих возрасту детей. (Длительность проведение деятельности — в зависимости от возраста ребенка, Программы, Санитарных требований). Сьемка и обмен записями между обучающимися для выполнения взаимоанализа. Групповой руководитель практики обеспечивает обмен видео между обучающимися и взаимоанализ, отраженный на платформе Microsoft Teams (рекомендуется разработать алгоритм выполнения задания и взаимоанализа обучающимися).

3 и 4 день

6+6 часов

Самостоятельный подбор и оформление информации для родителей по актуальным вопросам образовательной области «Физическое развитие» (закаливание, безопасность, профилактика заболеваемости детей дошкольного возраста и другое). К отчету необходимо наличие оформленных рекомендаций, презентации для показа, методического сопровождения (списка научных источников), наглядного материала.

5 и 6 день

6+6 часов

Самостоятельное составление и оформление технологической карты физкультурного досуга в ДОО. Оформить технологическую карту в электронном виде в отдельном файле с титульным листом, содержанием и списком используемых источников (интерактивным сопровождением — при необходимости) (возрастная группа — по выбору обучающегося).

Представленный в Таблице 2 объём заданий основан на содержании материала изложенного в Таблице 1, но претерпел изменения и был заметно сокращен, хотя предметное составляющее и специальный формат взаимодействия обучающихся с детьми дошкольного возраста позволили данному виду практики пройти довольно успешно. Первое, что было нами предпринято, это обращение через администрацию нашей образовательной организации в Благотворительный Фонд «Дорога в жизнь» [1]. Реализуя разные формы социальной поддержки граждан и, в частности, взаимодействуя с семьями с детьми, они через систему коворкинга «Мама на работе» для заинтересованных молодых родителей города Москвы объявили набор детского контингента от 3 до 7 лет. Стоит отметить, что запрос родительской аудитории по вопросу оказался довольно велик и мы использовали данные возможности не только при организации практики ПМ.01, но также и в ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей и ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Затем на базе Microsoft Teams были организованы установочные конференции с обязательным присутствием обучающихся, проходящих производственную педагогическую практику ПП.01.01 и родителями детей дошкольного возраста по вопросам деятельности в дистанционном режиме. Была оговорена форма занятий — индивидуально с каждым ребенком на платформе Zoom (данная программа оказалась наиболее востребованной и удобной по мнению родителей для детей) с использованием необходимого информационного оборудования и наглядности. Длительность и характер использования ИКТ оборудования для подобной работы с воспитанниками данного возраста были сформулированы нами с учетом Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи [3]. Когда все участники практики ПП.01.01 получили необходимую информацию, начался третий этап работы — непосредственно производственная педагогическая практика на платформе Zoom.

Для более успешной деятельности обучающихся групповыми руководителями практики им в помощь, были предложены следующие алгоритмы работы:

− Алгоритм подготовки и съемки видеоматериалов по теме: «Гимнастика после дневного сна в ДОО» (приведем пример данного алгоритма более подробно)

Общий алгоритм подготовки и съемки видеоматериалов по теме: «Гимнастика после дневного сна в ДОО»

  1. Подготовить рабочее место, подобрать необходимый инвентарь. За неимением атрибутики рекомендуется изготовить ее из подручных материалов. Например, массажный коврик для оздоровительных упражнений можно приготовить дома при помощи ткани, пуговиц разного размера и различных наполнителей (как синтетических, так и природных: горох, фасоль, орехи т. д.);
  2. Оказать консультативную и рекомендательную помощь родителям в подготовке физкультурного инвентаря для полноценного выполнения гимнастики после дневного сна ребенком в домашних условиях;
  3. Соблюсти требования к внешнему виду. Обучающийся должен быть одет в спортивную форму, волосы на голове подобраны и не мешают выполнению упражнений, на ногах спортивная обувь. На примере организации гимнастики после дневного сна обувь не требуется, на ногах носочки;
  4. Поощряется использование музыкального сопровождения комплекса гимнастики. Композиции должны отражать характер выполняемых движений и не перекрывать по звучанию голосовое сопровождение обучающегося;
  5. Методика проведения комплекса гимнастики после дневного сна в полном объёме должна соответствовать возрастным требованиям программы «От рождения до школы» [2], санитарным требованиям и индивидуальным возможностям ребенка-дошкольника;
  6. Качество видео-контента должны быть четким, выполнено с высоким разрешением сьемки, доступным для детей дошкольного возраста.

− Алгоритм для осуществления подбора актуальной информации для родителей в образовательной области «Физическое развитие» (закаливание, безопасность, профилактика заболеваемости детей дошкольного возраста и другое);

− Образец составления технологической карты физкультурного досуга в дошкольной образовательной организации.

Анализируя в целом проведение производственной педагогической практики ПП.01.01 были выделены положительные стороны дистанционного варианта взаимодействия:

− Индивидуальная работа обучающихся с ребенком дошкольного возраста, которая не всегда возможна, либо заметно сокращена в привычном формате прохождения практики;

− Непосредственный, систематический контакт с семьей воспитанника, оказание консультативной помощи по широкому кругу вопросов;

− Подбор материала и вариативность его использования конкретно с учетом принципа индивидуализации, особенностей развития ребенка;

− Удобство в проведении онлайн-встреч, гибкость режима планирования (с опорой на содержание практики, график формирует сам обучающийся при учете возможностей ребенка и родителей).

Также, были отмечены и некоторые отрицательные стороны дистанционной работы в ходе практики ПП.01.01:

− Нет прямого взаимодействия с ребенком;

− Все виды деятельности и содержание практики на прямую зависит от технических средств обучения, скорости Интернета, связи (как для обучающегося, так и для ребенка-дошкольника);

− Быстрая утомляемость ребенка дошкольного возраста при работе на ИКТ оборудовании и, в связи с этим, значительное сокращение длительности взаимодействия в период практики;

− Домашняя обстановка, чрезмерный родительский контроль или наоборот попустительство, посторонние бытовые дела, домашние питомцы на фоне развивающего занятия в Zoom значительно отвлекают ребенка и привносят дополнительные методические трудности в подготовку к деятельности обучающихся СПО.

Итак, подводя итог, подчеркнем, что практика ПП.01.01 прошла в спокойном рабочем режиме, а возникающие трудности и недопонимания быстро решались групповыми руководителями. Цели и задачи производственной педагогической практики были решены и освоены большинством обучающихся. На итоговых конференциях, организованных на базе Microsoft Teams, обучающиеся обменивались личным интересным опытом, полученным за период практики ПП.01.01, высказывали замечания, давали оценку и рекомендации. Родительское сообщество, в свою очередь, выразило значительное количество положительных отзывов о формате проведенной работы и профессиональных компетенциях наших обучающихся.

Литература:

  1. Благотворительный Фонд социальной поддержки и защиты граждан «Дорога в жизнь» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.rusprofile.ru/id/5993257
  2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — 5-е изд. (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с.
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rg.ru/2020/12/22/rospotrebnadzor-post28-site-dok.html
  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73676901/
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70710642/
Основные термины (генерируются автоматически): производственная педагогическая практика, дошкольный возраст, дневный сон, анализ деятельности, педагогическое сопровождение, дошкольное образование, половина дня, производственная практика, дошкольная образовательная организация, самостоятельная организация.


Ключевые слова

общие и профессиональные компетенции, производственная педагогическая практика, обучающиеся СПО, дистанционная форма взаимодействия, разработка алгоритма прохождения практики дистанционно

Похожие статьи

Критериально-диагностический аппарат и результаты эксперимента оценивания эффективности технологии формирования у учащихся готовности к творческой профессионально ориентированной проектной деятельности

В статье рассмотрены критерии оценки эффективности организации проектной деятельности в учреждении дополнительного образования детей, на примере Центра детского творчества «Радуга успеха» городского округа Самара. Проектная деятельность способствует ...

Организационно-педагогические условия совершенствования внутренней экспертизы в системе дополнительного образования

В статье обоснована актуальность организационно-педагогических условий совершенствования внутренней экспертизы. Рассмотрен процесс внутренней экспертизы, его структура и содержание, а также востребованность в системе дополнительного образования. Отме...

Возможности применения дистанционных образовательных технологий в процессе развития коммуникативных навыков обучающихся театральной студии (из опыта работы)

В статье автор раскрывает возможности дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительной общеобразовательной программы театральной студии. Представлен опыт работы по развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Профессиональное самоопределение обучающихся СПО на этапе выбора профессионального пути (на примере специальности 13.02.11)

В статье описываются условия для осознанного профессионального самоопределения обучающимися и раскрытия их индивидуальных способностей. Приводится авторский чек-лист, который сможет выполнить роль профессионального навигатора для студенческой молодеж...

Организация и проведение проектно-исследовательской деятельности обучающихся — одна из важных тем для семинаров

Одной из главных задач развития познавательной активности обучающихся в процессе образования является организация и проведение проектно-исследовательской деятельности. В данной статье предлагается рассмотреть проведение семинаров как эффективный вари...

Похожие статьи

Критериально-диагностический аппарат и результаты эксперимента оценивания эффективности технологии формирования у учащихся готовности к творческой профессионально ориентированной проектной деятельности

В статье рассмотрены критерии оценки эффективности организации проектной деятельности в учреждении дополнительного образования детей, на примере Центра детского творчества «Радуга успеха» городского округа Самара. Проектная деятельность способствует ...

Организационно-педагогические условия совершенствования внутренней экспертизы в системе дополнительного образования

В статье обоснована актуальность организационно-педагогических условий совершенствования внутренней экспертизы. Рассмотрен процесс внутренней экспертизы, его структура и содержание, а также востребованность в системе дополнительного образования. Отме...

Возможности применения дистанционных образовательных технологий в процессе развития коммуникативных навыков обучающихся театральной студии (из опыта работы)

В статье автор раскрывает возможности дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительной общеобразовательной программы театральной студии. Представлен опыт работы по развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Профессиональное самоопределение обучающихся СПО на этапе выбора профессионального пути (на примере специальности 13.02.11)

В статье описываются условия для осознанного профессионального самоопределения обучающимися и раскрытия их индивидуальных способностей. Приводится авторский чек-лист, который сможет выполнить роль профессионального навигатора для студенческой молодеж...

Организация и проведение проектно-исследовательской деятельности обучающихся — одна из важных тем для семинаров

Одной из главных задач развития познавательной активности обучающихся в процессе образования является организация и проведение проектно-исследовательской деятельности. В данной статье предлагается рассмотреть проведение семинаров как эффективный вари...

Задать вопрос