О соотношении прокурорского надзора и судебного контроля при осуществлении оперативно-розыскной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 04.02.2021

Статья просмотрена: 654 раза

Библиографическое описание:

Махова, Д. Р. О соотношении прокурорского надзора и судебного контроля при осуществлении оперативно-розыскной деятельности / Д. Р. Махова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 229-232. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78360/ (дата обращения: 15.11.2024).



В представленной статье поднимается весьма актуальный вопрос о гарантиях обеспечения законности, о сохранении прав и свобод человека гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности уполномоченным на то государственными. Автором исследуются полномочия суда и прокуратуры в данном направлении.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, государственная тайна, судебное решение, уполномоченный прокурор, права и свободы человека и гражданина

Конституция Российской Федерации провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства [1]. При этом некоторые государственные органы в ходе осуществления своей деятельности не просто затрагивают данные права, но и нередко их ограничивают. К числу таких органов относятся те, которые наделены государством полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД), исчерпывающий перечень которых закреплен в ст. 3 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [2]. При этом гарантом соблюдения прав и свобод человека являются органы прокуратуры, в компетенцию которых входит осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Примечательно то, что соблюдение прав и свобод человека и гражданина «красной нитью» проходит практически по всем отраслям прокурорского надзора. Надзор за ОРД не является тому исключением. Важность соблюдения прав и свобод человека при проведении ОРД обусловлена с одной стороны своей специфичностью (например, сочетание гласных и негласных методов ее проведения), а с другой — трудностями ее контролирования на соответствие закону.

Федеральный закон «О прокуратуре РФ» не конкретизирует перечень прав и свобод, надзор за соблюдением которых является приоритетным при осуществлении ОРД. Данный вопрос нашел правовое закрепление в Приказе Генерального прокурора РФ от 15 февраля 2011 № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно–розыскной деятельности», в котором установлено, что в предмет прокурорского надзора входит «соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц, соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях и установленных законом запретов при осуществлении оперативно–розыскной деятельности, обеспечение законности при проведении оперативно–розыскных мероприятий» [3]. Общеизвестно, что в числе наиболее важных, приоритетных направлений Генеральным прокурором РФ выделяются именно те, где чаще всего допускаются нарушения закона со стороны поднадзорных органов, а в нашем случае — оперативных подразделений правоохранительных органов при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ), ограничивающих конституционные права граждан.

Согласно ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина, допускается на основании судебного решения. И хотя Закон прямо указывает на конституционный характер ограничиваемых прав, известно, что федеральным законодательством предусмотрены и другие права, ограничение которых при проведении ОРМ возможно только на основании судебного решения. Следовательно, наряду с органами прокуратуры суды, осуществляя свои досудебные контрольно-разрешительные функции, также являются гарантом соблюдения прав человека при осуществлении ОРД.

И хотя вопрос соотношения полномочий данных органов в рассматриваемой сфере нередко становится предметом дискуссий, как теоретиков, так и практических работников, но до настоящего времени он по-прежнему остается открытым [4].

Действительно, в настоящее время именно суды, а не органы прокуратуры наделены полномочиями по принятию решений, разрешающих проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Однако, данный процесс имеет весьма существенные недостатки. Так, суды, осуществляя судебный контроль, могут проверять законность действий и решений, органов, осуществляющих ОРД в двух случаях: при рассмотрении жалоб граждан, либо при рассмотрении и разрешении ходатайств о проведении ОРМ. При этом судебный контроль носит фрагментарный, эпизодический характер, поскольку (если говорить о рассмотрении жалоб граждан) ограничен рамками самой жалобы. А процесс рассмотрения и разрешения ходатайств о проведении ОРМ не нашел детального законодательного урегулирования, а лишь в самом общем виде отражен в ст. 9 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом многие аспекты в данном процессе отнесены к усмотрению судей и представителей органов, являющихся инициаторами проведения ОРМ.

Следует согласиться с мнением И. В. Литвиновой в том, что «судебный контроль из-за недостаточности правовой регламентации носит формальный характер, поскольку судья фактически не проверяет законность и обоснованность проведения ОРМ, а лишь соглашается либо не соглашается с их проведением» [5, с. 20].

Так, согласно ст. 21.1 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485–1 «О государственной тайне» судьи, на период исполнения ими своих полномочий по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения соответствующих проверочных мероприятий [6].

Законодатель в ч. 3 ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» четко определил лишь один правовой акт, который в обязательном порядке представляется в суд — мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. И, несмотря на то, что упоминаются «иные материалы», которые судьей могут быть истребованы, законодатель не определяет их перечень, что по-нашему мнению является существенным пробелом законодательства. Следует согласиться с мнением авторов о том, что «в законе необходимо перечислить, какие конкретно оперативно-служебные документы могут, а какие должны представляться в обоснование заявленного ходатайства. Следует также установить четкие критерии оценки законности, обоснованности и достаточности представленных оперативных материалов» [7, с. 146].

При этом, на основании ч. 4 той же ст. 9 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» судьи ограничены в получении информации, касающейся методико-тактических и организационных аспектов проведения ОРМ. Следовательно судья, в силу невозможности ознакомления со служебной документацией, в силу незнания специфики оперативной деятельности конкретного органа, осуществляющего ОРД, не может всесторонне и объективно оценить ситуацию и решить вопрос о целесообразности и законности проведения того или иного ОРМ.

И как верно отмечают Волков А. А., Лошкарев В. А., в подобных случаях «...роль суда, по сути, сводится к формальной выдаче требуемого постановления, тем самым допускается сужение сферы судебного контроля» [8, с. 68].

Более обширными полномочиями в данном случае наделены органы прокуратуры, так как согласно ст. 21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют прокурору оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Однако каким образом осуществлять прокурорский надзор, если законодательно не установлено обязательное уведомление прокурора о принятом судом решении на право проведения ОРМ? Судья, вынесший постановление об этом, направляет его только в орган, которым было инициировано проведение ОРМ, и прокурор узнает об этом, как правило, уже «post factum», когда уже данное постановление вступило в силу и более того — когда проведено ОРМ. У прокурора, безусловно, есть право на обжалование подобного судебного решения, однако такие критерии надзора как «своевременность» и, как следствие, «эффективность» будут утрачены. Считаем необходимым внесение в законодательство (как федеральные законы, так и соответствующие приказы органов прокуратуры РФ) положений об обязательном согласовании с прокурором заявленных в суд ходатайств о проведении ОРМ, органами, осуществляющими ОРД. Также необходимо законодательно закрепить обязательное уведомление прокурора (наряду с судом) о случаях неотложного проведения ОРМ.

Кроме того, считаем необходимым включить прокурора в качестве участник судебного рассмотрения ходатайств, заявляемых органами, осуществляющими ОРД., поскольку, это «форма судебного контроля, а согласование с прокурором соответствующих ходатайств — способ сделать судебный контроль более эффективным, пресечь нарушения законов на ранней стадии, поскольку в суд будут поступать ходатайства, законность проведения ОРМ по которым уже проверена прокуратурой, и суд будет обладать объективной информацией по существу ходатайства (с учетом независимой позиции прокурора), а не руководствоваться только позицией ведомства, заинтересованного в получении судебного постановления» [8, с. 69].

В заключение хотелось бы привести слова И. В. Литвиновой: «...Суды нуждаются во внешнем контроле не менее, а может быть и более, чем другие органы государственной власти, учитывая значимость принимаемых ими решений. Необходим работающий механизм, обеспечивающий подчинение суда закону, лежащий вне судебной системы» [5, с. 17].

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 25.11.2020);
  2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349; 2019. № 31. Ст. 4470.
  3. Приказ Генерального прокурора России от 15.02.2011 № 33 (ред. от 20.01.2017) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» // Законность. 2011. № 5.
  4. См., например, Волков А. А., Лошкарев В. А. Актуальные проблемы соблюдения законодательства при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан // Законность. 2016. № 4 (978). С. 66–70.
  5. Литвинова И. В. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2001.
  6. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485–1 (ред. от 29.07.2018) «О государственной тайне» // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220–8235; 2018. № 31. Ст. 4845.
  7. Никитин Е. Л. Основы теории оперативно-розыскной деятельности и прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие / Е. Л. Никитин, Г. В. Дытченко. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. 156 с.
  8. Волков А. А., Лошкарев В. А. Актуальные проблемы соблюдения законодательства при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан // Законность. 2016. № 4 (978). С. 66–70.
Основные термины (генерируются автоматически): оперативно-розыскная деятельность, свобода человека, орган прокуратуры, проведение, судебный контроль, орган, судебное решение, государственная тайна, обязательное уведомление прокурора, прокурорский надзор.


Похожие статьи

Судебный контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора: содержание и пределы

В статье рассмотрена сущность судебного контроля за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора, выявлены основные формы данного вида контроля. В ходе исследования определены содержание и пределы судебного контроля за де...

Анализ проблем применения мер прокурорского реагирования за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и использовании ее результатов

В статье рассмотрены некоторые дискуссионные вопросы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, исследованы проблемы оперативно-розыскной деятельности, а также проблемы прим...

Теоретические и практические аспекты полномочий прокурора и их реализация на отдельных этапах в стадии предварительного расследования

В статье рассматриваются отдельные проблемные аспекты правового статуса прокурора на стадии предварительного расследования при реализации важнейших принципов уголовного судопроизводства и влияние данных проблем на права и свободы человека и гражданин...

О некоторых особенностях прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В представленной статье автором анализируется роль прокурорского надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности. На основе анализа действующего законодательства автором выделяются и исследуются некоторые особенности тактико-методические ...

Роль прокурора в оценке доказательств, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, в стадии предварительного расследования

В статье автором была рассмотрена сущность роли прокурора как уполномоченного субъекта в проверке и оценке законности доказательств, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, в стадии предварительного расследования, а также отражены критер...

Органы прокуратуры РФ как субъект уголовного преследования

В работе анализируется законодательство в области реализацией органами прокуратуры РФ функции уголовного преследования. Проведен анализ данной функции, в том числе путем ее соотношения с надзором, осуществляемым прокурорскими работниками. Отдельно ра...

Реализация принципа независимости судьи при рассмотрении материалов в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан

В статье автор исследует порядок предварительного судебного контроля оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан во взаимосвязи с реализацией принципа независимости судьи.

Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения

Статья посвящена прокурорскому надзору за соблюдением законности при применении мер административного принуждения. Прокурорский надзор является одной из главных функций прокуратуры и направлен на обеспечение законности деятельности государственных ор...

Проблема установления оптимального объема полномочий прокурора при осуществлении прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с деятельностью прокуратуры Российской Федерации при надзоре за органами предварительного следствия и дознания на стадии предварительного расследования. Выявляется некоторые ...

Проблемы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие, при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении

В статье автор анализирует существующие проблемы в сфере прокурорского надзора и предлагает пути их решения. Это позволит повысить эффективность работы органов предварительного следствия и укрепить законность в процессуальной деятельности.

Похожие статьи

Судебный контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора: содержание и пределы

В статье рассмотрена сущность судебного контроля за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора, выявлены основные формы данного вида контроля. В ходе исследования определены содержание и пределы судебного контроля за де...

Анализ проблем применения мер прокурорского реагирования за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и использовании ее результатов

В статье рассмотрены некоторые дискуссионные вопросы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, исследованы проблемы оперативно-розыскной деятельности, а также проблемы прим...

Теоретические и практические аспекты полномочий прокурора и их реализация на отдельных этапах в стадии предварительного расследования

В статье рассматриваются отдельные проблемные аспекты правового статуса прокурора на стадии предварительного расследования при реализации важнейших принципов уголовного судопроизводства и влияние данных проблем на права и свободы человека и гражданин...

О некоторых особенностях прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В представленной статье автором анализируется роль прокурорского надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности. На основе анализа действующего законодательства автором выделяются и исследуются некоторые особенности тактико-методические ...

Роль прокурора в оценке доказательств, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, в стадии предварительного расследования

В статье автором была рассмотрена сущность роли прокурора как уполномоченного субъекта в проверке и оценке законности доказательств, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, в стадии предварительного расследования, а также отражены критер...

Органы прокуратуры РФ как субъект уголовного преследования

В работе анализируется законодательство в области реализацией органами прокуратуры РФ функции уголовного преследования. Проведен анализ данной функции, в том числе путем ее соотношения с надзором, осуществляемым прокурорскими работниками. Отдельно ра...

Реализация принципа независимости судьи при рассмотрении материалов в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан

В статье автор исследует порядок предварительного судебного контроля оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан во взаимосвязи с реализацией принципа независимости судьи.

Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения

Статья посвящена прокурорскому надзору за соблюдением законности при применении мер административного принуждения. Прокурорский надзор является одной из главных функций прокуратуры и направлен на обеспечение законности деятельности государственных ор...

Проблема установления оптимального объема полномочий прокурора при осуществлении прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с деятельностью прокуратуры Российской Федерации при надзоре за органами предварительного следствия и дознания на стадии предварительного расследования. Выявляется некоторые ...

Проблемы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие, при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении

В статье автор анализирует существующие проблемы в сфере прокурорского надзора и предлагает пути их решения. Это позволит повысить эффективность работы органов предварительного следствия и укрепить законность в процессуальной деятельности.

Задать вопрос