Проведен анализ классификации грузовых вагонов в Европейском союзе, определены условия эксплуатации вагонного парка грузовых вагонов европейскими странами, применен сравнительный анализ характеристик грузовых вагонов европейского парка, сделаны выводы о возможностях использования европейской классификации грузовых вагонов на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: европейский парк грузовых вагонов, железнодорожные вагоны, цистерны, груз, перевозка груза, платформы, железная дорога, серии грузовых вагонов, классификация вагонов, область применения, маркировка, группировка, закрытые, прочие, открытые, способ разгрузки и погрузки.
ХХI век — век технологического прорыва, обусловленный многократными попытками улучшения качества жизни. Он полностью пронизан серьезностью и официальностью, в решение даже самых незначительных на первый взгляд проблем.
Ведь готовность стать более востребованным и возможность отвечать по основным критериям, несомненно, поможет в реализации самых главных задач.
Железнодорожный транспорт является самым доступным средством связи для миллионов граждан России [1]. Уже не первый год с достоинством отвечает на их постоянно растущие запросы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно необходимых грузов в отдаленные уголки страны. Сам процесс грузовых перевозок создаёт условия для сглаживания степени неравномерного развития регионов, оказывает влияние на состояние и перспективы модернизации отраслей экономики, являясь одним из ключевых звеньев в процессе реструктуризации и инновационного развития экономики РФ. Стабильное функционирование транспортной отрасли оказывает непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности РФ, а также посредством реализации транзитного потенциала снижает ресурсную зависимость государства.
Аналитический обзор перевозочной деятельности, осуществляемой как европейскими странами, так и РФ, представленный в таблице 1, показал, что на данный момент наша страна не является достаточно конкурентоспособной.
Таблица 1
Доход стран от экспорта транспортных услуг 2015 и 2020 года
Экспортёр |
Стоимость экспорта в 2015г. (доллар США) |
Стоимость экспорта в 2020г. (доллар США) |
США |
768,362,000 |
875,825,000 |
Россия |
17 349 880 |
16 827 801 |
Германия |
280,656,833 |
340,729,806 |
Франция |
255,710,545 |
287,617,161 |
Китай |
218,633,994 |
283,192,179 |
Нидерланды |
197,861,320 |
264,127,221 |
Ирландия |
133,405,611 |
238,960,251 |
Индия |
156,278,174 |
214,364,494 |
Япония |
162,637,000 |
205,056,819 |
Италия |
98,364,198 |
122,009,288 |
Швейцария |
113,703,715 |
121,641,790 |
Хонг-Конг |
104,356,823 |
101,318,204 |
Канада |
84,935,600 |
100,342,397 |
Исходя из данных, представленных Eurostat — следует вывод, что, к большому сожалению, доход стран от экспорта транспортных услуг в долларах США, сформированный на основании данных Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и соответствующих национальных органов статистики, существенно выше по сравнению с Россией [2].
Второй причиной для проведения анализа парка грузовых вагонов Европейского союза заключается в том, что после приватизации вагонного парка ОАО «РЖД» численное обозначение вагонов потеряло свою актуальность за счет:
– описания конструкционной характеристики вагона цифрой «5» — до приватизации вагонного парка, каждый тип грузового вагона обозначался соответствующей цифрой;
– безразличности формирования номеров вагона без учета его эксплуатационные характеристик.
Так, что же следует предпринять России для того, чтобы не только занять лидирующую позицию 2021 году, но и обеспечить высокий сервис и качество предоставляемых пользователям услуг, не забывая в оказании эффективной организации транспортного обслуживания и высокого уровень работы менеджмента. Мы считаем, что первым шагом необходимо провести анализ европейского парка грузовых вагонов.
В зависимости от назначения вагонов, а также эксплуатационно-технических характеристик, они маркируются как сериями, так и подсериями. Основная серия характеризует вагон полностью, в то время как подсерия более конкретно указывает на его технические и эксплуатационные характеристики. По типу серии грузовых вагонов различают 4 основные группы грузовых вагонов:
– закрытые вагоны — ЗКР (серии G, H, I и T);
– полувагоны — ОТК. (серии E, F и O);
– плато — ПЛТ (серии K, L, R и S);
– прочие вагоны — ПР (серии Z и U).
Вагоны серии « G » имеют разнообразное и широкое применение из-за чего и являются самыми универсальными. Их предназначение в основном заключено в транспортировке товара, как поштучно, так и оптом, который, согласно тарифу и таможенному кодексу должен транспортироваться в вагоне из серии «G». Так же в закрытых вагонах, при наличии в них более 8 вентиляционных отверстий, можно перевозить представителей крупно — рогатого скота, лошадей, быков, коров и др. Некоторые вагоны данного класса, имея вентиляционные отверстия в «полу» (не менее 8), используются для транспортировки фруктов и овощей.
Для перевозки крупных габаритных предметов используются закрытые вагоны с увеличенным грузовым объемом. Данный тип вагонов обозначаются подсерией «b». Пример такого вагона представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Грузовой четырехосный вагон серии «Gаbs-z»
Вагоны серии «Н» служат для перевозки тех же грузов, что и из серии «G», но их конструкция отличается способом загрузки. Загрузка на такие вагоны значительно облегчена. Данная характеристика особо выражена при погрузке грузов на поддонах. Грузовые двери вагонов подсерии «i» можно открыть до 2/3 от полной длины дверных проемов, что позволяет осуществить более удобную погрузку и разгрузку элементов с более крупными габаритами. В данных вагонах, к сожалению, отсутствуют вентиляционные отверстия, по причине этого в них нельзя транспортировать крупнорогатый скот, овощи, фрукты и другие объекты, требующие циркуляции воздуха. Вагоны серии «Н» представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Закрытые вагоны специального типа серии «Hbil-z» и «Habbins-z»
Вагоны серии « I » используются для перевозки грузов, требующих соблюдения особых температурных условий во время осуществления их транспортировки. Чаще всего это скоропортящиеся грузы, к которым относятся: свежее мясо, фрукты, овощи, замороженная и охлажденная рыба, цитрусовые фрукты и т. п. Пример вагона серии «I» представлен на рисунке 3.
Рис. 3. Вагон серии «I» для перевозки скоропортящихся грузов
Существует несколько вагонов для перевозки скоропортящихся грузов:
- Изотермические вагоны — имеют двойные стенки, между которыми расположены пенополиуретан, относятся к более старому типу вагонов для перевозки скоропортящихся грузов;
- Вагоны-ледники — имеют как двойные стенки, так и резервуары для льда, которые используются для охлаждения грузового отсека. В вагонах данной серии встроены: крючки (вешалки) для мяса, напольные стойки для охраны и дренажа груза. Имеют теплоизоляцию класса «IN», вентиляцию, решетки и емкости для льда (от 3,5 и более кубометров льда).
- Рефрижераторные вагоны — обладают изолированными стенками и специальными холодильно-отопительными установками (рефрижераторы, предназначенные для хранения скоропортящихся грузов, требующих поддерживания постоянного температурного режима). Главной отрицательной характеристикой данного типа вагонов заключается в сложности их обслуживания на сети железных дорог разных стран.
- Отопительные вагоны-котлы — имеют специальную отопительную установку (радиатор, который нагревает внутреннюю часть вагонов во время перевозки определенных грузов). В основном такие вагоны используются для перевозки таких скоропортящихся грузов, требующих поддержания плюсовых температурных режимов (бананы, лягушки, змеи и т. д.).
Вагоны серии «Т» оборудованы подвижной крышей. По своей конструкции вагоны серии «Т» похожи на обычный открытый вагон, но их особенность заключена в способе перевозке товаров. В них перевозят груз, который должен быть защищен от атмосферных ударов. Разгрузка грузов из вагонов серии «Т» вагонным опрокидывателем строго запрещена с целю избежать нанесения ущерба подвижной крыше.
Рис. 4. Крытый четырехосный вагон с раздвижной крышей серии «Tad»
Вагоны серии «Е» оборудованы бортами высотой больше 1 метра. (От 1 до 1,8 м), используются для перевозки грузов, которые по своим свойствам перевозятся в открытых вагонах (груз, который не «боится» воздействия атмосферных осадков). Некоторые из этих вагонов оборудованы столбами, служащими для большей безопасности и закрепление груза. Данный тип вагонов применяется повсеместно и является самым распространенным типом грузового вагона у заказчиков. В вагонах серии «Е» перевозят доски, бревна, строительные изделия, продукцию металлургической и машиностроительной промышленности, кирпич, слябы, рулоны листового металла, металлолом и др. В случае отсутствия закрытых вагонов можно использовать данный тип. «Ушки» (прикрепленные вешалки), которые имеются у вагона, можно использовать для крепления крышек, когда это необходимо [3]. Разгрузка из вагонов серии Е возможна только боковым или передним опрокидыванием. Примеры вагонов серии «Е» представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Открытые четырехосные вагоны серии «E»
Вагоны серии « F » используются для перевозки определенных видов насыпных грузов (пески, щебень, руда). Вагон оборудован высокими бортами, а пол построен с наклоном с центром тяжести к центральной оси вагона. Для ускоренной разгрузки насыпных грузов из вагона серии «F» предусмотрены напольные люки, обеспечивающие разгрузку под воздействием земляной тяжести. Существует два способа открытия напольных люков (рычажный и пневматически). При рычажном способе разгрузки вагона составитель поезда подходи к боковой рычажной системе и одним поворотом манипулятивного руля рычажной системы начинается разгрузка груза. Пневматический способ разгрузки обеспечивает автоматическое открытие люков одновременно за счет зарядки главной воздушной магистрали воздухом под давлением в 8 бар. Разгрузка может производиться как с двух сторон, так и с одной стороны вагона. Вагоны серии F часто называют «самосвалы». Серийный номер вагонов F начинается с цифры «6». Пример вагона серии «F» представлен на рисунке 6.
Рис. 6. Открытый четырехосный вагон серии «F»
Вагоны серии «О» оборудованы высокими бортами, которые можно складывать внутрь, на пол или наружу вагона. Вагоны серии «О» можно использовать как в открытом виде (когда борта не сложены), так и в сложенном виде как вагоны-платформы. Такие вагоны называют комбинированными. В сложенном состоянии вагоны серии «О» можно использовать для соединения вагонов и грузовых рамп. Они имеют прочную конструкцию и их пол выдерживает нагрузку 5 т/ось.
Вагоны-платформы серии «К» (Рисунок 7) оборудованы низкими бортами (до 50 см) или не имеют их вовсе. Используются для перевозки сыпучих грузов: песка, щебенка и руды. Вагоны серии «К», имеющие поперечные стойки могут использоваться для транспортировки: бревен, брусьев, досок, плит, ящиков, тюки, и т. д.
Рис. 7. Вагон-платформа серии «К»
Вагоны-платформы серии «R» также могут быть оборудованы низкими бортами (до 50 см), имеют такое же предназначение, что и вагоны серии «K». Разница заключена в том, что они предназначены для транспортировки грузов, имеющих большую массу и большие габариты (шире, длиннее и т. д.), поэтому вагоны серии «R» всегда четырехосные. Данные вагоны могут перевозить: столбы, бетонные и железные трубы, необработанные дрова, машины, котлы, контейнеры, рельсы и др. Деревянный пол вагона серии «R» позволяет крепить груз к полу, прибивая гвозди для предотвращения перемещения груза во время транспортировки. Пример вагона серии «R» представлен на рисунке 8.
Рис. 8. Вагон-платформа серии «R»
Вагоны серии « L » (Рисунок 9) используются в 4 основных направлениях, а именно:
– как тележки с саморезами (балки перекрытия) — используются для перевозки длинномерных предметов на двух и более вагонах;
– вагоны с подвижным полом — используются для перевозки фур (данный тип вагона используется зачастую на территории Швейцарии, Германии и Австрии, где установлены временные ограничения для использования автомобильных магистральных дорог автотранспортом);
– фитинговые платформы — служат для перевозки контейнеров [4].
Рис. 9. Вагон-платформа серии «L»
Вагоны- платформы серии « S » (Рисунок 10) могут быть использованы как:
– платформы без границ — они немного шире обычных и имеют специально усиленные балки, чтобы их можно было использовать для транспортировки тяжелых предметов (танки или тяжелые железные блоки);
– вагоны с металлическим полом, предназначенные для перевозки легковых автомобилей;
– вагоны, специально приспособленные для перевозки больших и тяжелых контейнеров и сменных транспортных судов;
– тележки, специально приспособленные для перевозки рулонов листового металла;
Вагоны серии «S» имеют такое же назначение, что и вагоны серии «L». Разница заключена лишь в объеме груза.
Рис. 10. Вагоны-платформы серия «S»
Группа прочих вагонов включает в себе 2 серии «Z» и «U».
Вагоны серии «Z» обычно имеют один или несколько металлических сосудов (цистерна), которые предназначены для перевозки наливных и газообразных грузов. Некоторые вагоны оборудованы устройствами для нагрева перевозимых наливных или газообразных грузов [5]. Это облегчает процесс перевозки некоторых видов груза, например: деготь, парафин, воск и др. Вагон-цистерна, оборудованный отопительной системы представлен на рисунке 11.
Рис. 11. Вагон-цистерна серии «Z», оснащённая паровыми нагревателями
Вагоны серии « U » имеют различное назначение. Здесь представляются те вагоны, которые не могут быть включены в приведенном выше списке серии вагонов специального типа: F, H, L, S и Z.
Специализированные вагоны серии «U» включает в себе:
– вагоны с пониженным полом — служат для перевозки негабаритных грузов (котлы, трансформаторы). Пример специализированного вагона для перевозки негабаритных грузов представлен на рисунке 12.
Рис. 11. Специализированный вагон серии «U» для перевозки негабаритных грузов
К группе прочих специализированных вагонов также относят цементовозы (Рисунок 13). Данный тип грузовых вагонов оборудованы пневматическими компрессорными установками для погрузки, хранения и разгрузки груза под давлением.
Рис. 13. Специализированный вагон серии «U» для перевозки гранулированного и мелкодисперсного грузов
Номенклатура европейского парка грузовых вагонов большая. Четкое распределение вагонного парка на группы вагонов дает возможность:
– понять какая группа вагонов больше всего используется на рынке транспортных услуг;
– понять какая группа вагонов собственного парка прибыльная, а какая группа убыточная;
– улучшить конструкцию группы вагонов для их более широкого использования;
– увеличить или уменьшить численность исследуемой группы вагонов.
Проведенный анализ, может быть, использован в экспериментальных целях для:
– группировки парка грузовых вагонов на территории Российской Федерации;
– дальнейшего расчета эффективности от внедрения иностранного опыта по классификации грузовых вагонов;
Литература:
- Общий курс транспорта: учебное пособие / А. В. Куликов, С. А. Ширяев, Л. Б. Миротин; ВолгГТУ. — Волгоград, 2016. — 160 с.
- Янев, Живко. Сравнение общих, технических и эксплуатационных характеристик пассажирских вагонов Европейского Союза и Российской Федерации / Живко Янев, М. Р. Лаврухина, Н. А. Моисеева. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань: Молодой ученый, 2021.
- Технология железнодорожного транспорта: учебное пособие / Гордан Стоич, Кире Димановски. под редакцией Ильи Цветановски, Дончо Петков, Славе Димовски. — М.: Министерство образования и науки Республики Македонии, 2010. — 175 с.
- Общий курс железных дорог: учебное пособие / В. И. Апатцев и др. под общ. Ред. В. И. Апатцева. — М.: Московский государственный университет путей сообщения, РОАТ, 2009. — 418 с.
- Вагоны. Общий курс: учебное пособие / Лукин В. В., Анисимов П. С., Федосеев Ю. П. — М.: Издательство Маршрут (Москва), 2004. — 424 с.