Пробелы законодательства в области обеспечения авиационной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 04.02.2021

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Барковская, А. А. Пробелы законодательства в области обеспечения авиационной безопасности / А. А. Барковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 167-170. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78365/ (дата обращения: 15.11.2024).



Инфраструктура воздушного транспорта играет немаловажную роль в развитии экономики нашей страны и обеспечении ключевых условий жизнедеятельности современного общества.

Стабильное функционирование экономики любого государства недопустимо без исправно работающей транспортной системы в целом, а также грамотного нормативно-правового регулирования на законодательном уровне отдельных направлений деятельности.

В настоящее время Минтрансом России проводится планомерная работа в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», а также в процессе исполнения плана мероприятий «дорожной карты», предусматривающих:

– признание утратившими силу или отмену всех нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов РСФСР, а также признание недействующими на территории Российской Федерации нормативных правовых актов СССР, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах общественных отношений;

– внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на изменение существующих федеральных законов или принятие новых законов, обеспечивающих систематизацию обязательных требований и исключение установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне;

– введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в основных сферах общественных отношений.

Согласно положений статьи Воздушного кодекса Российской Федерации введены понятия авиационного предприятия и эксплуатанта.

Так, под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

Эксплуатант — это гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство)эксплуатанта.

Существуют три вида сертификатов (свидетельств) эксплуатанта: — для выполнения коммерческих воздушных перевозок (далее — КВП); для выполнения авиационных работ (далее — АР), а также сертификат (свидетельство) эксплуатанта авиации общего назначения (далее — АОН).

Порядок получения сертификата КВП установлен Федеральными авиационными правилами «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными приказом Минтранса России от 13.08.2015 № 246 (далее — ФАП № 246).

Порядок получения сертификата АР установлен Федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», утвержденными приказом Минтранса России от 23.12.2009 № 249.

Требования к эксплуатантам АОН установлены Федеральными авиационными правилами «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения», утвержденными приказом Минтранса России от 18.06.2003 № 147.

В настоящее время из-за существующих недоработок и, порой, противоречий, встречающихся в воздушном законодательстве, сформировался ряд проблем, с которыми возможно столкнуться в процессе получения сертификата (свидетельства) эксплуатанта.

В частности, отсутствует порядок и сроки прохождения специальной подготовки лиц, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности полетов на воздушном транспорте.

В 90-х годах совместным приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 № 13\11 было утверждено Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» (далее — Положение).

Согласно требований Положения, аттестация указанных руководителей и специалистов организаций гражданской авиации проводилась один раз в 5 лет. Аттестация проводилась после повышения квалификации руководителя. По результатам аттестации, аттестационной комиссией давалась оценка о соответствии, либо не соответствии занимаемой (назначаемой) должности. Результаты аттестации (оценка, замечания и предложения) заносились в аттестационный лист, который составлялся в одном экземпляре и подписывался председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии. Аттестационный лист работника, прошедшего аттестацию, хранился в его личном деле.

Прошедшему аттестацию работнику выдавалось удостоверение, установленной формы, подписанное председателем комиссии и заверенное печатью.

Кроме этого, приложением к Положению являлся перечень должностей, исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности полетов, подлежащих аттестации. В указанный перечень входили такие должности, как:

– руководители, заместители руководителей, отвечающие за безопасность полетов гражданских воздушных судов предприятий авиационного транспорта независимо от форм собственности и вида деятельности;

– заместители руководителей предприятий авиационного транспорта независимо от форм собственности и вида деятельности по: организации летной работы, управлению воздушным движением, авиационной безопасности, эксплуатации авиационной техники, регулированию авиационных перевозок и работ, радиотехническому обеспечению полетов, аэродромному и электросветотехническому обеспечению полетов.

В 2018 году совместным приказом Минтранса России и Минтруда России от 12.04.2018 № 142\230н «О признании утратившими силу некоторых приказов Минтранса России и Минтруда России по вопросам аттестации должностных лиц предприятий транспорта» (далее — приказ Минтранса России и Минтруда России от 12.04.2018 № 142\230н), зарегистрированным в Минюсте России 10.05.2018 № 51049, вышеуказанное Положение было упразднено.

Позже, Решением Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2018 № АКПИ18–954 «О признании частично недействующим Приказа Минтранса России № 142, Минтруда России № 230н от 12.04.2018 «О признании утратившими силу некоторых приказов Минтранса России и Минтруда России по вопросам аттестации должностных лиц предприятий транспорта» признан недействующим с 21 мая 2018 года приказ Минтранса России и Минтруда России от 12.04.2018 № 142\230н в части признания утратившим силу Положения, но лишь в той мере, в которой данное Положение регламентирует порядок аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку опасных грузов морским транспортом.

На сегодняшний день, ФАП № 246 устанавливается перечень обязательных к назначению руководителем эксплуатанта должностных лиц из числа руководителей, соответствующих установленным воздушным законодательством требованиям. В перечне указаны руководители в обязанности которых входит обеспечение исполнения функций по: организации подготовки и допуска к полету членов экипажей воздушных судов (организации летной работы), поддержанию летной годности воздушных судов, управлению безопасностью полетов, авиационной безопасности, реализации системы управления качеством, наземному обслуживанию.

Так, в отношении руководителя, чьи функции связаны с обеспечением авиационной безопасности, подпунктом «г» пункта 11 ФАП № 246 установлены следующие требования: имеет практический опыт работы в организациях, обеспечивающих авиационную безопасность, не менее трех лет и знает воздушное законодательство Российской Федерации в области авиационной безопасности, требований к авиационному персоналу, обеспечивающему авиационную безопасность, методы оценки рисков и выявления факторов опасности авиационной безопасности, а также ознакомлен с аналогичными областями законодательства иностранных государств, на территории которых эксплуатант осуществляет деятельность.

Вместе с тем, в сфере законодательства по авиационной безопасности ни одним документом, не установлена периодичность подготовки для лиц, из числа руководителей эксплуатантов и авиационных предприятий, чья деятельность связанна с обеспечением авиационной безопасности. Существующие до недавнего времени и носящие противоречивый характер Нормы подготовки, переподготовки и текущей учебы по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации, утвержденные приказом ФАС России от 16.10.1998 № 310 (далее — Нормы подготовки по авиационной безопасности), которые не прошли регистрацию в установленном порядке в Минюсте России и следовательно, являлись не легитимными в отношении указанных лиц, также признаны не подлежащими применению на территории Российской Федерации согласно приказа Минтранса России от 25.01.2021 № 15 «О признании не подлежащим применению приказа Федеральной авиационной службы России от 16 октября 1998 г. № 310 «О профессиональной подготовке по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации».

Одновременно с этим, также наблюдается практика, в рамках которой не издаются новые нормативные правовые акты, взамен уже отмененных ведомственных документов, регламентирующих узкое направление деятельности в сфере воздушного законодательства, что создает долговременную «правовую яму» в отношении определенного вида авиационной деятельности. Наряду с упраздненными Нормами подготовки по авиационной безопасности, ярким примером могут служить, отмененный в 2017 году приказ Министерства транспорта РСФСР от 26.08.1993 № ДВ-115 «Наставление по охране воздушных судов и объектов гражданской авиации (НОВС ГА-93)» (отменен приказом Минтранса России от 04.10.2017 № 405), регламентирующий порядок приема-передачи воздушных судов под охрану и признанное недействующим на территории Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 897 «О Федеральной системе обеспечения деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» (отменено постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2020 № 191), которым устанавливалась обязанность создания Аэропортовой комиссии по авиационной безопасности. При этом, наличие Аэропортового комитета безопасности (Аэропортовой комиссии по авиационной безопасности) предусмотрено Руководством по авиационной безопасности ИКАО (Doc 8973).

Несмотря на вышеуказанное, все же необходимо отметить и положительную динамику развития системы правового регулирования в Российской Федерации в части постепенной имплементации норм международного законодательства в нормативные правовые акты в области воздушного транспорта, устанавливающие требования для субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, авиационная безопасность, Российская Федерация, общее назначение, воздушное законодательство, воздушный транспорт, требование, форма собственности, авиационное предприятие, авиационный персонал.


Задать вопрос