В статье говорится о роли метода моделирования в воспитании интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: модель, моделирующая деятельность, дети дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста могут познавать окружающий мир не только посредством наблюдений, но и с помощью моделирующей деятельности. Нас окружает большое разнообразие природных явлений, поэтому благодаря наблюдению, дети могут иметь лишь поверхностные знания о данных явлениях. Скрытный образ жизни диких животных, растянутость во времени сезонных изменений явлений природы или долгое развитие организмов вызывают у дошкольника трудности, так как мыслительная деятельность ребенка находится в некотором «временном тупике». В таком случае необходимо использовать моделирование некоторых природных явлений, природных объектов.
Модель — это графическое, предметное или действенное изображение чего–либо. Моделирующая деятельность — это процесс создания той или иной модели (предметной, графической, действенной). Модель отражает в себе реальные особенности, качества натуры, отражает значимые стороны объекта — это является главной характеристикой модели. Только по одному признаку можно назвать любой шар моделью Земли, а именно по его шарообразной форме. Как предметная модель, глобус воспроизводит соотнесенные в определенном масштабе моря и океаны, реки и озера, долины и горы, страны и города.
В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать самые разнообразные модели. Одной из самых важных моделей в ДОО является графические модели, а именно календари природы, отражающие в себе природные события и длительно протекающие явления [3, с. 56–87].
Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Д. Б. Эльконин — отечественные психологи и педагоги, исследования которых показывают, что процесс моделирования благоприятно влияет на умственное развитие детей. Оно является неким средством формирования различных навыков и знаний.
Н. Н. Поддъяков считает, что если использовать метод моделирования в работе с детьми дошкольного возраста, то дети смогут получать знания о скрытых, раннее не воспринимаемых свойствах предметов.
Исследователи Л. А. Венгер и Н. Н. Поддъяков доказали, что метод моделирования доступен для детей дошкольного возраста — дети свободно оперируют моделями, расширяя свои знания. Модели могут быть замещены символами, знаками, фигурками. Например, пирамиду может замещать изображенный на бумаге треугольник.
Пользуясь различными моделями, у детей развиваются такие умственные способности, как вдумчивость, пытливость, а именно настойчивый поиск задач, критичность, то есть объективное оценивание фактов, сообразительность, способность быстро находить правильное решение [4, с.102–105].
«Ребенок, владеющий наглядным моделированием — внешней формой замещения, способен применять моделирование в уме, способен представить себе в виде модели то, о чем рассказывают, заранее видеть возможные результаты своих действий», — отмечает Леонид Абрамович Венгер [1, с. 15–21].
В момент знакомства детей с растениями и животными моделирующая деятельность оказывает колоссальную помощь в освоении и запоминании, в особенности предметное моделирование, так как дети могут оперировать данной моделью (рассматривать, держа и щупая в руках). Например, дети никогда не видели куропаток. По картинке сложно понять каких они размеров, но благодаря предметной модели куропатки, сделанная в виде мягкой игрушки, дети быстро смогут усвоить информацию о данном виде птиц.
Моделирующая деятельность также оказывает огромное значение в развитии речи и умственных способностях. Она благоприятно влияет на процесс подготовки ребенка к обучению в школе, воспитывает бережное отношение к экологическому миру.
В настоящее время в педагогике выделяют три вида моделей.
Предметная модель — модель, которая представлена в виде конструкции одного предмета, либо в виде нескольких предметов, закономерно связанных между собой. Данная модель отражает главные части и свойства реального предмета, его пропорции, конструкции, соотношение частей.
Предметно-схематическая модель — это модель, изображенная в виде схематических знаков и предметов заместителей. Она отражает особо важные компоненты объекта познания.
Графическая модель — схематическое, графическое изображение познающего предмета. Чаще всего данный вид модели используется в работе с детьми начального образования. Однако, исследователи под руководством Венгера Л. А. рекомендуют использовать графическую модель с дошкольников момент изучения пространственных отношений [2, с. 171–173].
Графический вид модели способствует развитию умений у детей дошкольного возраста ориентироваться в пространстве, что является важной способностью для ребенка.
Модель имеет ряд требований:
— Четкое отражение основных свойств и отношений познающего предмета;
— Яркая и отчетливая передача с ее помощи тех отношений и свойств, которые в последствие должны быть освоены;
— Упрощенный процесс познания [4, с.102–105].
Требования моделирующей деятельности в работе с детьми дошкольного возраста:
- Моделирование используется при условии, если у дошкольников уже сформировались представления о признаках и свойствах предмета или явления;
- Нельзя пользоваться несколькими видами моделей одновременно;
- Любая модель должна быть понятна и доступна детям в повседневной жизни;
- Модель должна точно отображать главные качества и свойства предмета или явления.
С помощью моделирующей деятельности расширяется кругозор ребенка, развивается память, он может самостоятельно производить систематизацию и обобщение увиденного [2, с. 171–173].
Таким образом, моделирование — очень универсальный метод, которым можно пользоваться в различных видах деятельности. Он способствует развитию интереса ребенка к природе, заставляет интересоваться теми явлениями и предметами, о существовании которых раннее не знал, которые не были доступны для его обозрения. В момент знакомства детей с растениями и животными моделирующая деятельность оказывает колоссальную помощь в освоении и запоминании.
Литература:
- Венгер Л. А. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие». М: Педагогика, 2016. — с. 15–21.
- Маликова Т. Н. Формы работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через моделирование//Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 — с. 171–173.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания детей. — М.: Академия, 2010. — с.56–87.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей/ С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2009. — с.102–105.