В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.
Ключевые слова: природа, познавательный интерес, экологическое образование, дети дошкольного возраста.
Природа — это совокупность всех предметов и явлений, окружающие нас. Это то, что не создано руками человека.
Природа богата своей разнообразностью, полна яркими красками, интересными и необычными процессами. Общаясь с ней, ребенок делает для себя много удивительных открытий. Ведь каждое живое существо совсем неповторимо; природные материалы такие, как глина, песок, вода и снег тоже достаточно разнообразны. Природные материалы дети особо любят использовать в своих играх [5, с. 37–49].
По мнению специалистов, природа имеет колоссальное влияние на развитие детей. Забота ребенка за цветами в саду, слушание красивого пения птиц в парке, ласка домашних животных имеют важное значение в процессе формирования личности детей. Если малыш не интересуется тем, что его окружает, не обращает ни на что свое внимание, то в дальнейшем невозможно будет избежать психологических проблем [6, с. 171–173].
Интерес к природным процессам должен быть осознанной потребностью, то есть ребенок должен иметь осознанное отношение к природе. Это отношения должно стать впоследствии одной из главных черт личности ребенка, превращающееся в ценность [1, с. 34–39].
Формирование интереса детей дошкольного возраста к природе является одной из самых важных проблем. О важности и необходимости воспитания экологической культуры детей для развития личности, начиная с дошкольного возраста, говорили Н. Н. Кондратьева, И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. А. Рыжова, С. Н. Николаева, Н. О. Никонова и другие исследователи. В формировании ценностных ориентаций личности в современных концепциях образования ДОО, подчеркивается актуальность развития у детей основ экологической культуры [6, с. 171–173].
Выполнение экологического образования своих познавательных и воспитательных функций, раскрытие всех тайн окружающего ребенка мира невозможно без обязательного условия — интереса к природе.
При анализе понятия «интерес к природе» Н. Н. Вересов выявил эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент. Интерес к окружающему миру формирует знание. Оно приобретается в результате мыслительной деятельности. Эмоции человека и его знания влияют на его поведение, а также побуждают к определенным действиям.
Гаврилова О. Н. также определяет структуру проявления интереса к экологическому миру у детей дошкольного возраста (5–6,5лет). В данной структуре эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы находятся в единстве. Но в то же время Гаврилова Ольга Николаевна подчеркивает, что подсознание человека полностью подчиняется эмоциям, хотя, познавательный элемент является основой интереса к природе [3, с. 108–131].
Познавательные интересы должны формироваться у детей с дошкольного возраста в то самое время, когда ребенок стремится исследовать и понять окружающий его мир [5, с. 201–218].
Если грамотно сформировать данные знания, то они будут определять глубину, устойчивость и движение познавательных процессов.
Было доказано В. С. Мухиной, Н. Н. Поддъяковым, А. А. Люблинской и другими исследователями, что уже в старшем дошкольном возрасте (5–6,5лет) интерес к знаниям имеет устойчивый характер.
Наблюдения Л. Бобылевой говорят о актуальности процесса развития интереса у детей старшего дошкольного возраста в современном обществе, так как у детей данного возраста возникает различное отношение к экологии. Это связано с тем, что дети имеют разную степень увлеченности той или иной деятельностью, содержанием или тематикой [2, с. 11- 17].
Существуют основные методы воспитания интереса к природе:
1) Познание живой и неживой природы через наблюдение, экскурсии, эксперименты.
Наблюдение, экскурсия и эксперимент — это те виды занятий, через которые ребенок знакомится с природой. Дети во время экскурсии могут понаблюдать, провести эксперимент с воспитателем в естественных условиях, обговорив между собой детали и впоследствии сделав выводы.
2) Чтение книг о природе.
Чтение художественной литературы можно использовать в работе с детьми во время наблюдения или экскурсии. Например, гуляя по лугу, можно использовать стихотворение И. Сурикова «На лугу».
При чтении книг о природе у детей будут накапливаться знания об окружающем его экологическом мире, воспитываться интерес, развиваться эстетическое чувство прекрасного и, конечно же, любовь.
3) Рисование, лепка, аппликация.
На этих занятиях дети закрепляют знания, полученные ранее. Например, после наблюдения за солнцем дети закрепили цвет, его форму, его свойства в разные времена года, в разное время суток.
4) Коллекционирование, изготовление подделок.
Общение детей с природой через творчество является сильнейшим методом всестороннего воспитания в ребенке человеческих качеств.
Данный метод увлечения объединяет все остальные методы воспитания интереса к природе [5, с.37–49].
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
— интерес ребенка к природе отражает субъективное его отношение к ней и проявляет себя в качестве одного из главных компонентов экологического мышления, основанное на интеллектуальных и эмоциональных проявлениях;
— интерес включает в себя волевые усилия, процессы, которые способствуют организации, протеканию и завершению определенной деятельности;
— формирование познавательного интереса к природе у детей происходит благодаря реальному стремлению воспитателя заинтересовать детей пытливым отношением к живой и неживой природе, при непосредственном контакте детей с природой, при расширении знаний о сходстве, различиях и взаимосвязях предметов и явлений окружающего мира;
— воспитывать интерес детей к природе необходимо воспитателям через разные обучающие формы работы (чтение книг, проведение экскурсий, наблюдений, рисования, составления аппликаций);
— результатом воспитания интереса является приобретение и развитие эстетического отношения к природному миру и первых ценностных ориентаций.
Литература:
- Антилина Г., Чупрова Л., Каларам Е. Войди в лес другом//Дошкольное воспитание. — 2011. — № 8. — с.34–39.
- Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов у детей в процессе ознакомления с явлениями природы//Дошкольное воспитание. 2011. — № 10. — с. 11- 17.
- Годовикова Д. Формирование познавательной активности//Дошкольное воспитание. — 2010. — № 10. — с. 108–131.
- Дусавицкий А. К. Воспитывая интерес. — М., 2017. — с. 201–218.
5. Залкинд Э. И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей// Вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста/ Под ред. Л. В. Суровцевой — М., 2009. — с. 37–49.
6. Маликова Т. Н. Формы работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через моделирование//Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 — с. 171–173.