Ключевые слова: местное самоуправление, Российская Федерация, гражданин, обращение, орган, государственная власть.
Институт обрaщения граждан в органы государственной власти — составная часть прaвового статуса человекa и гражданина и по своей сути воздействует на деятельность органа государственной власти [1, с. 2]. Граждане при помощи обращений оказывают воздействие на решение проблемных вопросов органами местного самоуправления. Институт обращений граждан может являться инструментом защиты, потому что граждане обращаются за защитой своих прав в органы местного самоуправления в установленной форме.
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59-ФЗ) регулирует механизмы организации и реализации права граждан на обращение, порядок их рассмотрения. Вместе с тем, перед законодателем не стоял цель унифицировать процедуру реализации данного конституционного права граждан — права на обращения. Органы местного самоуправления имеют возможность дополнительного правового регулирования процессуальных гарантий этого права.
В основе Закона № 59-ФЗ лежат общие правовые принципы, то есть те принципы, которые отражены во всех отраслях права. Под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах системы права либо ее отдельных отраслей или институтов [2, с. 48]. К таким принципам Закона № 59-ФЗ относятся:
— принцип законности — неукоснительное соблюдение норм законов при рассмотрении обращений граждан для объективного решения вопроса, изложенного в нем;
— принцип гуманизма — уважение заявителя как человека и гражданина, несмотря на типовую форму его обращения;
— принцип справедливости — непредвзятое рассмотрение обращения, которое основано на профессиональных качествах должностного лица;
— принцип равноправия — обязательное рассмотрение обращений граждан вне зависимости от возраста, пола и иных гражданско-правовых, общественно-политических и культурно-нравственных признаков, по которым можно классифицировать заявителя.
В статье 33 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Право граждан на обращение в органы местного самоуправления лежит в основе работы данных органов и выражается в том, что граждане вправе участвовать в управлении делами государства, реализовывать и защищать свои права и свободы, взаимодействовать с органами власти.
Согласно статье 4 Закона № 59-ФЗ по видам обращение может быть предложением, заявлением или жалобой. При этом каждый из видов обращения обладает своей спецификой. Однако, указанные виды обращений недостаточно конкретизированы, в связи с чем в процессе работы возникает проблема квалификации обращения.
Следует обратить внимание, что в Законе № 59-ФЗ не установлены различия между заявителями по видам обращений. Конституцией Российской Федерации закреплено, что право на обращение принадлежит гражданам России. Таким образом, с предложениями и заявлениями о недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, критикой деятельности данных органов и должностных лиц могут обращаться только граждане Российской Федерации. А с просьбами о содействии в реализации прав и свобод человека, о восстановлении нарушенных прав логичнее было бы обращаться всем лицам вне зависимости от гражданства.
В пункте 1 статьи 1 Закона № 59-ФЗ указано, что Закон № 59-ФЗ регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан Российской Федерации на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Эти же адресаты закреплены в пункте 1 статьи 4 Закона № 59-ФЗ. Вместе с тем, в статье 2 вышеуказанного закона перечень адресатов расширен. Таким образом, помимо указанных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц в пункте 1 статьи 4 можно также указать государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, куда гражданин вправе обратиться с обращением.
Из права гражданина на обращение в органы местного самоуправления вытекают обязанности органов местной власти, которые заключаются в принятии, регистрации, рассмотрении и направлении ответа на обращение в установленный законом срок, а также в наступлении ответственности за неисполнение требований Закона № 59-ФЗ в сфере работы с обращениями граждан [3, с. 512]. Вместе с тем, частью 3 статьи 11 Закона № 59-ФЗ также закреплена встречная гражданско-правовая ответственность заявителя, направившего обращение, основания для применения которой свидетельствуют о злоупотреблении правом на обращение в органы местного самоуправления.
Предоставленная законодательством Российской Федерации гражданину возможность обращения в органы местного самоуправления говорит о достаточном уровне формирования у населения активной позиции в части защиты прав и законных интересов. Таким образом, работа с обращениями граждан считается одним из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления. Однако, Закон № 59-ФЗ нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Литература:
- Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».
- Матузов, Н. И. Актуальные проблемы теории права / Н. И. Матузов. — 1-е. — Москва: Сарат. гос. акад. права, 2003. — 512 c. — Текст: непосредственный.
- Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. — Москва: Юрист, 2002. — 48 c. — Текст: непосредственный.
- Румянцева, В. Г. Институт обращений граждан в органы государственной и местной власти: понятие, сущность, содержание // История государства и права / В. Г. Румянцева, В. В. Им. — 14. — Москва: Юрист, 2008. — 2 c. — Текст: непосредственный.
- Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) // СПС «КонсультантПлюс».