В статье автор рассказывает о методах защиты деталей кондиционеров от коррозии.
Ключевые слова: автомобиль, кондиционер, коррозия.
Защита металлов от коррозии — важнейшая хозяйственная задача. В настоящее время данная проблема решается путем легирования или нанесения защитных покрытий. Основные детали автомобильных кондиционеров изготовлены из алюминиевого сплава, в частности интенсивно подвержен коррозии конденсатор. Конденсатор устанавливается перед радиатором и выполняет функцию превращения газообразного высокотемпературного хладагента, идущего от компрессора в жидкое состояние с выделением температуры в атмосферу.
В обычных условиях алюминиевые сплавы не корродируют в результате образования на их поверхности защитной оксидной пленки. Но ряд ионов, особенно широко распространенных в природе галогенов, нарушают сплошное защитное покрытие на алюминии, вызывая коррозию пятнами, что делает практически невозможной эксплуатацию изделий из алюминия в таких условиях. В зимний период, на дороги вносят антигололедные реагенты и песко-солевые смеси, имеющие в своем составе хлор содержащие соли.
При эксплуатации автомобилей дорожная слякоть, попадая на конденсатор, оседает на нем, вызывая коррозию тонких алюминиевых трубок. Повреждение оксидной пленки происходит путем образования метастабильных соединений, содержащих , который гидролизуется по реакции
При воздействии ионов хлора на оксидный слой алюминия образовываются и другие соединения алюминия с хлором по следующим реакциям.
Действие ионов хлора вызывает локальную коррозию, и при наличии растягивающих напряжений (рабочих или внутренних) приводит к интеркристаллитному растрескиванию. Из образовавшихся трещин и раковин происходит утечка хладагента, что приводит к отказу кондиционера.
Для своевременной защиты от коррозии применяют микродуговое оксидирование (МДО), которое позволяет наносить термодинамически устойчивые оксидные покрытия. Нанесение покрытий производят в потенциостатическом режиме при плотности тока 5…15А / . Продолжительность — 100–120 минут. Для оксидирования применяют электролит: едкое кали 4…6 г/л, борная кислота 20…40 г/л, крахмал 6…12 г/л. Для обезжиривания поверхностей перед нанесением применяют венскую известь.
Показатели коррозии (потеря массы, скорость коррозии) на алюминиевых сплавах с МДО-покрытиями в 3–5 раз меньше, чем на алюминиевых сплавах без покрытия. При нанесении в покрытиях, сформированных микродуговым оксидированием образуются сжимающие внутренние напряжения, которые полностью устраняют интеркристаллитное растрескивание.
Литература:
- Батищев А. Н., Севостьянов А. Л., Фебряков А. В. Коррозионная стойкость алюминиевых сплавов, упрочненных микродуговым оксидированием.— Научный вестник «Вестник МГАУ» — М.: Выпуск № 1/ 2003.
- Акимов Г. В. Основы учения о коррозии и защите металлов.—URSS, 2021.