В статье автор рассказывает о методах защиты деталей кондиционеров от коррозии.
Ключевые слова: автомобиль, кондиционер, коррозия.
Защита металлов от коррозии — важнейшая хозяйственная задача. В настоящее время данная проблема решается путем легирования или нанесения защитных покрытий. Основные детали автомобильных кондиционеров изготовлены из алюминиевого сплава, в частности интенсивно подвержен коррозии конденсатор. Конденсатор устанавливается перед радиатором и выполняет функцию превращения газообразного высокотемпературного хладагента, идущего от компрессора в жидкое состояние с выделением температуры в атмосферу.
В обычных условиях алюминиевые сплавы не корродируют в результате образования на их поверхности защитной оксидной пленки. Но ряд ионов, особенно широко распространенных в природе галогенов, нарушают сплошное защитное покрытие на алюминии, вызывая коррозию пятнами, что делает практически невозможной эксплуатацию изделий из алюминия в таких условиях. В зимний период, на дороги вносят антигололедные реагенты и песко-солевые смеси, имеющие в своем составе хлор содержащие соли.
При эксплуатации автомобилей дорожная слякоть, попадая на конденсатор, оседает на нем, вызывая коррозию тонких алюминиевых трубок. Повреждение оксидной пленки происходит путем образования метастабильных соединений, содержащих
При воздействии ионов хлора на оксидный слой алюминия образовываются и другие соединения алюминия с хлором по следующим реакциям.
Действие ионов хлора вызывает локальную коррозию, и при наличии растягивающих напряжений (рабочих или внутренних) приводит к интеркристаллитному растрескиванию. Из образовавшихся трещин и раковин происходит утечка хладагента, что приводит к отказу кондиционера.
Для своевременной защиты от коррозии применяют микродуговое оксидирование (МДО), которое позволяет наносить термодинамически устойчивые оксидные покрытия. Нанесение покрытий производят в потенциостатическом режиме при плотности тока 5…15А /
Показатели коррозии (потеря массы, скорость коррозии) на алюминиевых сплавах с МДО-покрытиями в 3–5 раз меньше, чем на алюминиевых сплавах без покрытия. При нанесении в покрытиях, сформированных микродуговым оксидированием образуются сжимающие внутренние напряжения, которые полностью устраняют интеркристаллитное растрескивание.
Литература:
- Батищев А. Н., Севостьянов А. Л., Фебряков А. В. Коррозионная стойкость алюминиевых сплавов, упрочненных микродуговым оксидированием.— Научный вестник «Вестник МГАУ» — М.: Выпуск № 1/ 2003.
- Акимов Г. В. Основы учения о коррозии и защите металлов.—URSS, 2021.