Статья посвящена особенностям проектного управления в области обеспечения пожарной безопасности. В работе показано, что проектное управление как инструмент госрегулирования активно используется в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ, но в настоящее время не существует универсального алгоритма, который бы применялся для внедрения проектного управления в различные хозяйственные структуры. В статье разработана модель внедрения проектного управления в систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ.
Ключевые слова: пожарная безопасность, проектное управление, тотальная модель управления, алгоритм внедрения проектного управления.
Система органов государственной власти на современном этапе развития требует более быстрого, точного и эффективного достижения поставленных целей. Для обеспечения существенного прогресса в работе органов государственной власти необходимо внедрение новых инструментов управления. Одним из таких инструментов является проектное управление. Методы проектного управления во всем мире показали свою эффективность и востребованность. Они позволяют не только контролировать конечный результат деятельности, но и прогнозировать ход процесса реализации мероприятий и их соответствие заданным целям.
В настоящее время система проектного управления в органах государственной власти находится на этапе становления. Оно является необходимым условием формирования эффективной системы управления в органах государственной власти. Значимость этой темы исследования определяется направлениями государственной политики в сфере проектного управления.
В России проектное управление развито гораздо меньше, чем за рубежом. Но все же можно привести достаточно большое количество проектов, которые были реализованы с использованием методологии управления проектами в нашей стране. В основном это такие компании как: РИА «Росбизнесконсалтинг» и Integrated Business Systems(IBS), НК «ЮКОС», ЛАНИТ и др.
Проектный подход — подход к управлению, предполагающий образование проектов как способ решения наиболее важных для предприятия задач. Понятие проектного подхода заключает в себе систему принципов, которые обеспечивают понимание данного подхода и определяют его особенности [2].
На рисунке 1 представлены принципы проектного подхода [1].
Рис. 1. Принципы проектного подхода
Необходимость внедрения проектного управления объясняется такими его достоинствами, как возможность эффективного управления ресурсами- финансовыми, материальными и трудовыми; уникальность будущих решений и их дальнейшее воздействие (проект — это то. что делается впервые); ограниченность по времени (у проекта всегда указываются сроки исполнения, что позволяет стимулировать исполнителей к более продуктивным и эффективным действиям); целенаправленность (проект всегда направлен на решение конкретно поставленных задач).
Существуют различные модели и методы проектного управления в государственном секторе: сегментальная, тотальная и комплексная модели. Они представлены на рисунке 2 [3].
Рис. 2. Модели проектного управления
Сегментальная модель используется в случае, если регион принял решение использовать методологию проектного управления лишь в одной из сфер своей деятельности (например, только в строительной области). Такой подход удобен при поэтапном внедрении или апробации данного метода управления в малых масштабах с целью оценки эффективности и последующего масштабирования [4].
Тотальная модель внедрения подходит для региона в случае, если данная методология внедряется с целью массового формирования проектной культуры в органах исполнительной власти региона не только для повышения результативности выполнения поставленных задач, а также с целью создания необходимых условий для формирования качественно нового типа сотрудников — сотрудников с проектным мышлением [3].
Комплексная модель вводится, когда необходимо выполнить какое-либо масштабное преобразование. При реализации данной модели так же создастся постоянные специализированные проектные группы, которые выполняют свою деятельность постоянно [4].
Сравнивая данные модели можно отметить, что основным отличием является масштабность проводимых нововведений. В соответствии с масштабом и применяются данные модели начиная от менее крупной- сегментальной модели, к более масштабным-тотальная и нововведения, затрагивающие полностью всю структуру организации-комплексная.
В настоящее время не существует универсального алгоритма, который бы применялся для внедрения проектного управления в различные хозяйственные структуры. Наиболее оптимальной, для внедрения в деятельность органов исполнительной власти, является тотальная модель организации проектного управления. Она предполагает наличие на стратегическом уровне решений о реализации проектов, которые прописываются в региональных стратегиях развития.
Внедрение проектного управления в деятельность органов государственной власти на основе тотальной модели представлено на рисунке 3 [5].
Рис. 3. Внедрение проектного управления в деятельность органов государственной власти на основе тотальной модели
Каждый из этапов работ по внедрению системы проектного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельность органов исполнительной власти может быть представлен как взаимосвязь исполнителей и реализуемых ими функций.
Рассмотрим особенности проектной модели с точки зрения входящей и исходящей информации из системы, а также факторов, которые оказывают на нее непосредственное влияние на примере разработанной нами модели, представленной на рисунке 4 [3].
Рис. 4. Модель процесса внедрения проектного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельность органов исполнительной власти
Проведем процесс декомпозиции сложных элементов на более простые для определения их взаимосвязей и особенностей функционирования в единой целостной системе, на примере комплекса мероприятий, представленных на рисунке 5 [4].
Рис. 5. Декомпозиция процесса внедрения проектного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельность органов исполнительной власти
Таким образом, внедрение элементов проектного управления в деятельность аварийно-спасательных служб позволит существенно повысить своевременность операций, снизит затраты, а также обеспечит обоснованность и прозрачность при осуществлении взаимодействия между различными ведомствами в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Литература:
- Авдеев, Л. А. Преимущества процессного подхода к управлению перед функциональным управлением / Л. А. Авдеев, С. А. Шишкин // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2015. — № 11. — С. 121–126.
- Бикулова, Е. Н. Производственный процесс и принципы его формирования/ Е. Н. Бикулов // Тенденции развития науки и образования. — 2018. — № 44–2. — С. 15–16.
- Гирфанова, Е. Ю. Анализ опыта внедрения процессного подхода // Е. Ю. Гирфанова, Е. Ю. Тернер // В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения. Сборник научных статей 9-ой Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. — 2019. — С. 135–139.
- Дорошенко, М. О. Процессный подход в управлении предприятием / М. О. Дорошенко, О. Г. Соколова // Международная научно-практическая конференция «Уральская горная школа -регионам»: сборник докладов. — Екатеринбург.: Изд-во УГГУ. — 2019. — С. 655–656.
- Иващенко, Т. И. Процессный подход как метод оптимизации работы логистических систем / Т. И. Иващенко // Ученые заметки ТОГУ. — 2016. — С. 171–179.