В статье рассматриваются организованные земствами и Попечительством о трудовой помощи общественные работы, служившие одним из способов борьбы с последствиями неурожаев в Российской империи конца XIX-начала XX века. Особое внимание в работе уделяется анализу подготовительных мероприятий и основных направлений общественных работ. Автор приходит к выводу о положительном влиянии общественных работ на решение продовольственной проблемы в деревне и развитие сельской инфраструктуры.
Ключевые слова: неурожаи, голод, общественные работы, трудовая помощь, земства, Попечительство о трудовой помощи.
Для Российской империи конца XIX-начала XX века достаточно типичным явлением становились засухи и другие природные катаклизмы, приводившие к неурожаям. Например, с июня по сентябрь 1890 г. в некоторых губерниях «не выпало ни капли дождя, в других местах выпавшие небольшие дожди немедленно сменялись тропической жарой» [2, С. 98]. Вследствие этого, только в Пензенской губернии более 50 тысяч человек нуждалось в продовольственной помощи [8, Л.2.]. В 1911 году от неурожаев пострадало около 60 губерний и областей Российской империи, а общий недобор хлеба составил более 700 миллионов пудов [5, С.10].
Прямым следствием неурожаев являлся массовый голод, который губительным образом сказывался на состоянии русской деревни. Достаточно яркую картину быта крестьян в столь тяжелое время обрисовал известный русский писатель В. Г. Короленко, посетивший в голодные годы многие села Нижегородской губернии. Например, разговорившись с ямщиком, автор узнает, что дома у того «кроме лебеды ничего нет!» [3, С. 118]. Ю. С. Нечаев-Мальцов, занимающийся в 1891–1892 гг. обследованием Казанской губернии, отмечал частые случаи истощения и крайней слабости крестьян вследствие недостаточного питания [8, Л.31, оборот]. Во многих селах Царевококшайского уезда крестьяне питались исключительно лебедой или вязовой корой, что отрицательно сказывалось на их здоровье [8, Л. 32].
Товарищ министра финансов А. С. Ермолов в 1891 году посещал Воронежскую, Саратовскую, Самарскую и другие губернии. После возвращения в Санкт-Петербург он представил министру финансов И. А. Вышнеградскому записку, в которой описал увиденные им ужасные картины последствий голода [2, С. 100]. Записка заканчивалась словами: «На Россию надвигается страшный призрак голода, — необходимо теперь же, пока не поздно, принять самые решительные меры для предупреждения грядущего бедствия» [2, C. 100].
Действительно, сотни тысяч людей, балансировавших на грани жизни и смерти, нуждались в поддержке со стороны правительства и общественных организаций. Оказанием помощи пострадавшему от неурожаев населению в конце XIX-начале XX века занимались земства, крестьянские учреждения, Попечительство о трудовой помощи, местные органы Главного управления землеустройства и земледелия, крестьянский поземельный банк и городские общественные управления [5, C. 15–16]. Поддержка населения пострадавших губерний выражалась в нескольких формах:
1) выдача ссуд;
2) бесплатная раздача хлеба;
3) продажа хлеба по удешевленной цене;
4) организация столовых и питательных пунктов преимущественно для женщин, детей и нетрудоспособных лиц;
5) трудовая помощь.
Необходимо отметить, что неурожайные годы сопровождались повышением уровня безработицы. О данной проблеме писал известный русский писатель Л. Н. Толстой в статье «О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожаев». По его словам, бедствие голодных лет заключалось «не только в недостатке хлеба, но и в совершенном недостатке заработков» [8, Л. 3, оборот]. Терпя крайнюю нужду в деревне, многие крестьяне, отправлялись на поиски работы в города. В январе-феврале 1892 года подобное явление наблюдалось в Пензе, когда в поисках заработков в город начали стекаться тысячи крестьян из разных населенных пунктов губернии [7, Л.5]. Однако в городе они также не могли найти себе занятия и оказывались в еще более бедственном положении.
В такой ситуации наиболее продуктивной формой оказания поддержки пострадавшим от неурожаев выступала трудовая помощь. Одним из ее проявлений являлись общественные работы, организацией которых занимались земства и Попечительство о трудовой помощи. Л. Н. Толстой характеризовал общественные работы как один из самых эффективных способов поддержки крестьянского хозяйства и предотвращения разорения крестьян [8, Л.4, оборот]. Действительно, общественные работы позволяли решить сразу несколько проблем. Во-первых, он давали возможность крестьянину прокормить себя собственным трудом. Во-вторых, общественные работы способствовали повышению уровня занятости населения.
Особое значение организация общественных работ приобретала в губерниях с исключительно земледельческим населением, для которого сельское хозяйство являлось единственным источником доходов. После одного-двух лет неурожаев население этих губерний оказывалось в таком бедственном положении, из которого не могло бы выйти без посторонней помощи [12, № 3, С. 185].
Одно из главных условий эффективности общественных работ заключалось в правильной постановке подготовительных мероприятий. Для того чтобы в случае неурожая в достаточно короткий срок организовать общественные работы, земства должны были заранее определить:
1) круг работ, которые можно организовать в той или иной местности;
2) количество рабочих, необходимых для выполнения работ;
3) затраты, которые потребуется на их реализацию [12, № 3, С. 186].
Исходя из этого, организация общественных работ начиналась в обследования уезда или конкретного населенного пункта. В некоторых местностях, например, в Пермской губернии, для реализации данной цели формировалась специальная комиссия, в которую входили уездные агрономы и техники. Обследование сопровождалось опросом местных жителей, осмотром земельных владений, проселочных дорогах, условий водоснабжения и т. д. [12, № 3, С. 188].
По результатам обследования составлялся общий план работдля каждой волости или каждого селения. В нем содержался конкретный перечень общественных работ, которые необходимо выполнить в первую очередь [12, № 3, С. 187]. На каждую отдельную работу предварительно составлялись технические сметы . Помимо этого, земские начальники формировали списки нуждающихся крестьян, которые содержали сведения об их семейном положении, достатке и занятиях [5, С. 23].
Характер общественных работ определялся природными условиями губернии. При этом земства и Попечительство о трудовой помощи старались организовывать работы таким образом, чтобы они не только давали заработок нуждающимся, но и способствовали развитию хозяйственной жизни неурожайных местностей[4, С. 16]. Кроме того, во внимание принималась несложность выполнения работ, что позволило бы привлечь к их выполнению как можно большее количество крестьян. Исходя из этого, земства и Попечительство о трудовой помощи предоставляли населению работы, направленные на ремонт дорог, укрепление берегов и оврагов, устройство водоемов и т. д. [12, № 3, С. 190].
Руководителями общественных работ на местах выступали особо уполномоченные и их помощники [4, С. 15]. Однако практическое осуществление мероприятий зачастую поручалось добровольцам из местной интеллигенции (помещикам, учителям, врачам, священникам и т. д.) [4, № 3, С. 16]. Прием работ осуществляли специально образованные комиссии.
На первый план выходили общественные работы, связанные с дорожным строительством.Объяснялось это несколькими причинами. Во-первых, состояние дорог в большинстве губерний Российской империи являлось крайне неудовлетворительным. Например, в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии в 1910 году было выявлено 447,5 верст дорожного полотна, требующего ремонта. Помимо этого, 184 деревни вообще не имели между собой дорожного сообщения [12, № 3, С. 193]. Во-вторых, состояние дорог играло важную роль в жизни крестьян, так как именно по ним сельские жители везли на продажу хлеб, продукты, ремесленные изделия и т. д. [12, № 3, С. 191].
Поэтому строительство и ремонт дорожного полотна, съездов с гор, мостов и дамб являлось одним из приоритетных направлений общественных работ. Например, в Мариинском уезде Томской губернии в 1901–1902 гг. проводилась прокладка дороги через тайгу, что оказало большое влияние на хозяйственную жизнь края [4, С. 19]. В Буинском уезде Симбирской губернии благодаря строительству гати и моста через овраг было установлено дорожное сообщение между деревнями Студенецкие Выселки и Старые Чинчели [9, № 9, С. 170]. За 1911–1912 гг. в одном только Спасском уезде Казанской губернии было построено 145 мостовых сооружений, а в Челябинском уезде Оренбургской губернии — 689 мостов. [5, С. 74].
Периодическое смывание почвы со склонов оврагов ежегодно уносило десятки саженей пахотной земли, что приносило значительные убытки сельскому хозяйству [12, № 3, С. 193]. Поэтому достаточно большое распространение получили общественные работы, связанные с укреплением оврагов. В Елецком и Ливенском уездах Орловской губернии с этой целью производилось облесение оврагов [12, № 3, С. 194]. В Спасском уезде Казанской губернии укрепление придорожных оврагов производилось под руководством инженера Попечительства о трудовой помощи Б. И. Шевченко [5, С. 75].
Некоторые земства организовывали работы по орошению крестьянских наделов. В Новоузенском уезде Самарской губернии практиковалось лиманное орошение пахотной земли. [12, № 3, С. 194]. В Акмолинской области Казанской губернии для искусственного орошения пахотной земли зимой 1912 года производилось накопление снега на полосах, предназначенных для посева хлеба. Для задержки снега на пашне устраивались плетеные щиты [13, № 1, С. 88].
Целый комплекс работ направлялся на предотвращение эрозии почвы. В Самарской, Саратовской и Екатеринославской губерниях в 1910–1912 гг. этой целью производилось облесение песчаных земель [12, № 3, С. 196]. Благодаря подобным мероприятиям жители многих деревень получили возможность разводить на песчаных почвах сады и огороды. В Жедяевской волости Казанской губернии в 1899 году в целях предотвращения ветровой эрозии велись работы по устройству плетневых заграждений [9, № 8, С. 141].
Большое значение имели общественные работы гидротехнического характера — устройство котлованов, прудов, колодцев, осушение болот, очистка источников питьевой воды [12, № 3, С. 198]. Первое место среди гидротехнических сооружений занимали пруды, которые устраивались на случай пожара, а также использовались для водопоя скота. Например, общая площадь прудов, устроенных в 1911–1912 гг. в одном Сердобском уезде Саратовской губернии, составила 120 десятин. [5, С. 71].
Огромное значение имели общественные работы, направленные на очищение источников питьевой воды, так как загрязненные родники и ключи являлись причиной распространения массовых инфекционных заболеваний. Осушение болот способствовало увеличению площади пастбищной земли. Например, в Костромской губернии зимой 1912 года было осушено торфяное болото площадью 80 десятин. [13, № 1, С. 92].
Строительство школ, приютов и других зданий общественного значения также являлось одним из направлений общественных работ. Например, в Елабужском уезде Вятской губернии в 1899 г. был построен двухэтажный приют для детей [9, № 8, С. 162]. В Малмыжском уезде Вятской губернии в 1899 году велась постройка здания дома трудолюбия. [9, № 8, С. 162]. Рабочий отряд, сформированный Попечительством о трудовой помощи, в 1906 году занимался строительством больницы в Цивильском уезде Казанской губернии. [10, № 2, С. 270].
Достаточно специфическими являлись общественные работы, направленные на уничтожение сусликов в местах их большого скопления[12, № 3, С. 197]. Необходимость проведения подобных работ определялась масштабом ущерба, который суслики наносили сельскому хозяйству. Например, в Александрово-Гайской волости Новоузенского уезда Самарской губернии они уничтожили около половины посевов хлеба, причинив ущерб на сумму более 300 тысяч рублей [12, № 3, С. 197].
В условиях суровой зимы особенно актуальными являлись общественные работы, организованные на дому. Подобные работы были направлены на производство ремесленных изделий или других предметов быта из материалов, предоставленных организаторами общественных работ. Например, в Сарапульском уезде Вятской губернии в 1899 году производилась выдача пряжи, из которой более 600 ткачих соткали 1132 холста. Более 80 человек занималось витьем веревок на дому [9, № 8, С. 163].
К более мелким по масштабам общественным работам относились:
1) рубка бревен на постройку зданий;
2) заготовка теса, свай и других материалов;
3) заготовка дров, хвороста, хвои и т. д.;
4) выделка кирпича;
5) заготовка извести;
6) выработка торфа и т. д. [12, № 3, С. 199].
Необходимо отметить, что масштабы общественных работ, организованных земствами и Попечительством о трудовой помощи, постоянно увеличивались. Если в 1906 году общественные работы организовывались в 9 губерниях, то в 1911–1912 гг. они охватывали 14 губерний и 4 области Российской империи [5, № 3, С. 12]. В соответствии с этим росли и расходы на организацию общественных работ. В 1891–1892 гг. общая стоимость общественных работ составила 15 миллионов рублей [2, С. 104]. В 1911–1912 гг. на организацию общественных работ было израсходовано 42 122 582 р. 79 к. [5, С. 14].
Широкий масштаб общественных работ позволял предоставить достойный заработок практически каждому нуждающемуся крестьянину. Например, в Хвалынском уезде Саратовской губернии в 1911–1912 гг. на общественных работах было занято 83 % от общего числа нуждающихся крестьян. Их общая продовольственная потребность составляла 310 805 р., а в результате выполнения общественных работ они получили 315 505 р., т. е. на 4 760 р. больше исчисленной суммы [5, С. 77]. Таким образом, общественные работы удовлетворяли продовольственные потребности преобладающего числа крестьян, пострадавших от неурожаев.
Показателем положительного влияния общественных работ на состояние русской деревни служили многочисленные благодарности крестьян их организаторам. Например, в 1908 году в комитет Попечительства о трудовой помощи регулярно поступали письма крестьян Вятской губернии с выражением благодарности комитету и главному уполномоченному Попечительства М. Н. Галкину-Враскому за оказанную по случаю неурожаев помощь. Особо отмечался целесообразный выбор работ, послуживших улучшению крестьянских угодий [10, № 8, С. 301].
Подводя итог, необходимо отметить, что общественные работы не являлись панацеей от всех бедствий, вызываемых неурожаями. Несмотря на это, организация общественных работ позволила спасти жизни сотням тысячам крестьян, страдающих от голода в столь тяжелые времена. Кроме того, общественные работы оказали большое влияние на развитие инфраструктуры русской деревни, способствовали улучшению быта крестьян. Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что общественные работы в Российской империи конца XIX-начала XX века выступали одним из самых эффективных способов борьбы с последствиями неурожаев.
Литература:
- Галкин-Враской М. Н. О трудовой помощи пострадавшим от неурожая (сообщение Главноуполномоченного по оказанию трудовой помощи в местностях, постигнутых неурожаем) // Трудовая помощь. — 1907. — № 1.– С. 25–42.
- Ермолов А. С. Наши неурожаи и продовольственный вопрос. Ч. 1. — Санкт-Петербург: Тип. В. Киршбаума (отдел), 1909. -599 с.
- Короленко В. Г. В голодный год: Наблюдения, размышления и заметки: (Из дневника). — Санкт-Петербург: ред. журн. «Рус. богатство», 1894. -376 с.
- Максимов Е. Д. Десятилетие попечительства о домах трудолюбия и работных домах: (1 сент. 1895–1 сент. 1905 г.). — Санкт-Петербург: Гос. тип., 1906. -76 с.
- Общественные работы 1911–1912 гг.: отчет управляющего делами Комитета Попечительства о трудовой помощи В. Д. Евреинова.- СПб.: Государственная типография, 1913. — 317 с.
- Отчет по продовольственной кампании 1911–1912 гг. Кн. 2. Общественные работы. — СПб.: Тип. Мин-ва внутр. дел, 1913. — 231 с.
- Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). Ф.892 Оп.3 Д.12.
- РГИА. Ф.954. Оп.1 Д.231.
- Трудовая помощь, 1907.
- Трудовая помощь, 1908.
- Трудовая помощь, 1910.
- Трудовая помощь, 1912.
- Трудовая помощь, 1913.