Налоговые проблемы региональных ИТ- компаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 08.02.2021

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Белоглазов, И. Ю. Налоговые проблемы региональных ИТ- компаний / И. Ю. Белоглазов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78456/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор рассматривает проблемы региональных ИТ компаний в связи с налоговым маневром 2021г. и предлагает временные изменения для региональных правительств.

Ключевые слова: региональные ИТ компании, налоговые льготы 2021 г., создание систем планирования ресурсов и управления процессами.

В ИТ-бизнесе лидируют с большим отрывом ИТ-компании Москвы и Санкт-Петербурга, на которые, по данным [1], приходится 50 % валового продукта отрасли и 80 % экспортной выручки. Они занимают ведущее место в разработке программного обеспечения для линий связи, правительственных, финансовых учреждений, госкорпораций. Следующие согласно рейтингу региональные компании Новосибирской и Нижегородской областей создают по 5 % валового продукта, Татарстана — 4 %, а Самарской области, занимающей в общем рейтинге 7-е место, создают около 2 % совокупного дохода.

Региональные ИТ-компании занимаются, в большей степени, созданием сайтов, продажей и обслуживанием готового программного обеспечения, аппаратных средств и, в меньшей степени, разработкой нового программного обеспечения.

ИТ-компании могут платить налоги по ОСН (общей системе налогообложения) или по УСН (упрощенной системе налогообложения), если в них работают меньше 100 человек, доходы не превышают 150 млн. руб. в год, нет филиалов, а доля других юридических лиц в уставном капитале не превышает 25 %. Причем, можно выбрать из двух разновидностей УСН:

– УСН доходы (Базовая ставка — 6 % с доходов организации).

– УСН доходы минус расходы (Базовая ставка — 15 % с разницы между доходами и расходами организации).

В целях ускорения развития ИТ-отрасли и цифровизации страны правительством РФ принято постановление [2], cогласно которому с 1 января 2021 года вводятся льготы и налоговые изменения для ИТ компаний, установленные в статье 427 Налогового Кодекса РФ и представленные в таблице 1.

Таблица 1

Налоги

Новые правила

Старые правила (применялись в 2020г.)

Ставка налога на прибыль (для компаний, работающих по ОСН)

3 %

20 %

Общая ставка страховых взносов (для компаний, работающих по ОСН и УСН)

7.6 %

14 %

НДС (для компаний, работающих по ОСН)

0 % (только для ПО зарегистрированном в Реестре отечественного ПО)

0 %

УСН доходы

6 %, (при этом сумма налога уменьшается на величину страховых взносов, но не более чем на половину от суммы налога, в среднем, это около 20 %)

6 %

УСН доходы минус расходы

15 % (при этом сумма налога уменьшается на величину страховых взносов, но общее снижение налога несколько ниже, в среднем, 17 %)

15 %

Однако льготы по налогу на прибыль и страховым взносам доступны только тем компаниям, которые удовлетворяют следующим трем условиям:

  1. наличие документа о государственной аккредитации или свидетельства, удостоверяющего регистрацию компании в особой экономической зоне;
  2. доля полученной выручки от продажи разработанного ПО для ЭВМ, баз данных, предоставления прав использования программ, баз данных по лицензионным договорам должна составлять не менее 90 % общих доходов организации;
  3. сохранение средней численности работников организации в количестве не менее 7 человек.

Анализ этих ограничений показывает, что региональным ИТ компаниям будет сложно удовлетворять первым двум условиям.

Так, из имеющихся в РФ более 50 тысяч ИТ компаний, в данный момент только около 11 тысяч прошли государственную аккредитацию. В Самарской области этому требованию могут содействовать региональные власти, разрешив регистрацию необходимым ИТ компаниям в особой экономической зоне «Тольятти», о чем мы отмечали в [3].

Второе ограничение подходит только для разработчиков ПО и баз данных или согласно пункту 3 статьи 427 НК РФ для организаций, которые разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных, оказывают услуги по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных, устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ. Такие сферы деятельности ИТ компаний, как интернет-маркетинг, интернет-реклама, дизайн, обслуживание ПК и сетей (системные администраторы), сборка и продажа ПК, создание электронных СМИ и многие другие, под категорию льготников не подпадают. Чтобы удовлетворить этому ограничению, ИТ компаниям надо вывести в отдельную фирму сферы деятельности, не подпадающие под категорию льготного ПО. В этом случае, согласно разъяснениям Минфин в письме от 23.11.2020г № 03–03–06/1/101948, они смогут получать льготы по страховым взносам не ранее предшествующих девяти месяцев календарного года.

Для ИТ-компаний, работающих по схеме ОСН, с 1 января 2021 года реализация исключительных и неисключительных прав на программное обеспечение и базы данных будет освобождаться от НДС только в том случае, если они включены в Единый реестр российских программ. Это важно для ускорения импортозамещения.

Таким образом, использование льготного режима для региональных ИТ-компаний связано с большими проблемами.

Рассматривая изменения в налогах с точки зрения стратегических задач страны по ускорению развития экономики и информационных технологий, следует отметить, что региональные ИТ-компании максимально востребованы

для решения таких главных направлений, как создание систем планирования ресурсов и управления процессами на предприятиях и организациях. Разработка цифровых двойников рабочих процессов, моделей непрерывной оптимизации бизнеса, аналитики для управленческих процессов на базе больших данных (Big Data) и машинного обучения (Machine Learning), как показывает мировая практика, очень эффективны [4], но требуют тесной связи на местах ИТ- компаний и объектов внедрения. Ещё существующие попытки решить эти задачи силами своих ИТ сотрудников связаны с накоплением опыта и поэтому затратны по времени и финансам. С учетом конечной цели налогового маневра повышается значение региональных ИТ компаний в решении конкретных задач цифровизации экономики.

Кроме этого, многие регионы имеют большой потенциал в виде образовательных учреждений (школ и университетов) с хорошей физико-математической подготовкой и большого количества молодых людей, увлеченных информационными технологиями, который следует поддерживать и использовать.

В связи с вышеотмеченным представляется целесообразным обратить внимание региональных властей на необходимость поддержки региональных ИТ компаний в данный момент развития. Так, в Ульяновской области [5], Татарстане [6] намерены реализовать свои возможности по временному сокращению налогов в местные бюджеты от ИТ компаний.

В итоге, следует рекомендовать региональным правительствам:

– способствовать установлению тесных связей промышленных и ИТ компаний с целью ускорения внедрения цифровизации в региональную экономику и управление;

– принять меры для создания временных льгот для региональных ИТ компаний.

Литература:

  1. Рейтинг регионов: Разработка ПО в России в региональном разрезе. — Текст: электронный // РУССОФТ: [сайт]. — URL https://russoft.org/wp-content/uploads/2020/12/2020-Rejting-regionov.pdf (дата обращения: 05.02.2021).
  2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» //Российская газета. № 173. 2020.6 авг.
  3. Белоглазов И. Ю. Правовые проблемы IT-компаний в промышленно-производственной особой экономической зоне «Тольятти» / И. Ю. Белоглазов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — URL: https://moluch.ru/archive/340/76507/ (дата обращения: 15.12.2020).
  4. Бекасов. Возможности «Сименс» для цифровой трансформации промышленных производств / Бекасов Дмитрий. — Текст: непосредственный // Control Enginееring Россия. — 2018. — № май. — С. 60–65.
  5. Налоговые льготы для ульяновских ИТ-компаний будут действовать еще четыре года. Текст: электронный // Ульяновск сегодня.: [сайт]. — URL http://ultoday73.ru/nalogovye-lgoty-dlya-ulyanovskih-it-kompanij-budut-dejstvovat-eshhe-chetyre-goda/ (дата обращения: 05.02.2021).
  6. Правительство РФ направит 464 млн рублей на улучшение инфраструктуры в ОЭЗ «Алабуга». Текст: электронный // БИЗНЕСONLINE: [сайт]. — URL https://www.business-gazeta.ru/news/491931 / (дата обращения: 11.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): баз данных, ИТА компаний, региональная ИТА компаний, компания, программное обеспечение, РФ, сумма налога, Базовая ставка, государственная аккредитация, Самарская область.


Ключевые слова

региональные ИТ компании, налоговые льготы 2021 г, создание систем планирования ресурсов и управления процессами

Похожие статьи

Стратегии управления финансовыми инновациями в банках

В данной статье рассмотрены стратегии управления финансовыми инновациями в банках, функции инновационных стратегий, Модель формирования стратегического инновационного управления кредитной организацией, типы инновационных стратегий их влияние на деяте...

Региональный дисбаланс в цифровизации управления образованием

В данной статье были рассмотрены вопросы регионального дисбаланса в цифровизации управления образованием. Были рассмотрены процессы, связанные с влиянием на современную систему образования цифровых процессов, а также изучена проблема дисбаланса финан...

Несоответствие возможностей BIM-проектирования и отдельных требований законодательства в части определения площадей помещений

В статье рассмотрены проблемы, возникающие в ходе BIM-проектировании зданий при определении площадей помещений для формирования паспортов квартир, предложены пути решения.

Изменение подхода к использованию ESG-концепций российскими хозяйствующими субъектами в рамках своих PR-стратегий

Проблемы и перспективы развития электронного правительства в России

В статье автор раскрывает основные проблемы электронного правительства в России, а также рассказывает о главных перспективах и задачах развития информационной системы.

Тенденции развития цифрового сельского хозяйства: обзор международной практики

В статье рассмотрены тенденции в развитии цифрового сельского хозяйства в странах Европы и Центральной Азии, где сельскохозяйственное производство является фундаментальной основой государственной политики.

Особенности продвижения инновационных услуг

В данной статье, нами рассмотрен вопрос инновационной составляющей в сфере услуг, оговорены особенности продвижения стратапов в нематериальном секторе, приведены некоторые институты поддержки инновационного предпринимательства в Российской Федерации ...

Проблемы разработки и реализации инвестиционных проектов в регионах РФ

В статье рассмотрены основные проблемы регионов России, с которыми они сталкиваются в ходе реализации региональных инвестиционных проектов на базе государственно-частного партнерства.

Проблемы управления инвестиционными проектами в нефтегазовом комплексе

В статье рассматриваются проблемы реализации проектов нефтегазовом комплексе, их причины. Представленный материал описывается в рамках текущей ситуации в России.

Управление рисками в аграрной сфере

Рассмотрены наиболее существенные риски в сельском хозяйстве, инструменты по регулированию рисков, рейтинг стратегий развития бизнеса компаний АПК в 2019 году.

Похожие статьи

Стратегии управления финансовыми инновациями в банках

В данной статье рассмотрены стратегии управления финансовыми инновациями в банках, функции инновационных стратегий, Модель формирования стратегического инновационного управления кредитной организацией, типы инновационных стратегий их влияние на деяте...

Региональный дисбаланс в цифровизации управления образованием

В данной статье были рассмотрены вопросы регионального дисбаланса в цифровизации управления образованием. Были рассмотрены процессы, связанные с влиянием на современную систему образования цифровых процессов, а также изучена проблема дисбаланса финан...

Несоответствие возможностей BIM-проектирования и отдельных требований законодательства в части определения площадей помещений

В статье рассмотрены проблемы, возникающие в ходе BIM-проектировании зданий при определении площадей помещений для формирования паспортов квартир, предложены пути решения.

Изменение подхода к использованию ESG-концепций российскими хозяйствующими субъектами в рамках своих PR-стратегий

Проблемы и перспективы развития электронного правительства в России

В статье автор раскрывает основные проблемы электронного правительства в России, а также рассказывает о главных перспективах и задачах развития информационной системы.

Тенденции развития цифрового сельского хозяйства: обзор международной практики

В статье рассмотрены тенденции в развитии цифрового сельского хозяйства в странах Европы и Центральной Азии, где сельскохозяйственное производство является фундаментальной основой государственной политики.

Особенности продвижения инновационных услуг

В данной статье, нами рассмотрен вопрос инновационной составляющей в сфере услуг, оговорены особенности продвижения стратапов в нематериальном секторе, приведены некоторые институты поддержки инновационного предпринимательства в Российской Федерации ...

Проблемы разработки и реализации инвестиционных проектов в регионах РФ

В статье рассмотрены основные проблемы регионов России, с которыми они сталкиваются в ходе реализации региональных инвестиционных проектов на базе государственно-частного партнерства.

Проблемы управления инвестиционными проектами в нефтегазовом комплексе

В статье рассматриваются проблемы реализации проектов нефтегазовом комплексе, их причины. Представленный материал описывается в рамках текущей ситуации в России.

Управление рисками в аграрной сфере

Рассмотрены наиболее существенные риски в сельском хозяйстве, инструменты по регулированию рисков, рейтинг стратегий развития бизнеса компаний АПК в 2019 году.

Задать вопрос