В статье рассматривается история изучения речевых нарушений, особенности проявления, а также причины и факторы, влияющие на их появление.
Ключевые слова: речь, нарушения, дефекты, причины, факторы.
Различные нарушения и патологии речи — это очень серьезная и актуальная проблема для общества. Речь — неотъемлемый компонент любой формы деятельности человека и его жизни вообще. Люди, страдающие нарушениями речи, испытывают дискомфорт во время обучения, публичных выступлений, на работе и в целом при общении. Это приводит к отказу от активного участия в общественной жизни, замкнутости, неуверенности в себе и психологическим травмам.
Достаточно часто родители не относятся с должной серьезностью к расстройствам речи своих детей, считая их не особо важными по сравнению с какими-либо явными нарушениями психики, физической недостаточностью, отставанием в развитии и так далее. Игнорирование же данной проблемы может привести к серьёзным осложнениям, затруднениям в ходе дальнейшего лечения вплоть до становления патологии неизлечимой. Ребенок не сможет полноценно общаться, что в будущем приведет к сложностям в его отношениях с людьми, проблемам в профессиональной сфере, пониженной эффективности в работе.
Патологии речи чаще всего возникают в детстве во время формирования речевого аппарата. Если рассматривать данные международной статистики, то у 17,5 % детей в возрасте до 7 лет имеются нарушения речи. Чем раньше будет проведена их диагностика, тем более эффективным окажется лечение.
Надо заметить, что разнообразные расстройства речи и её отсутствие (немота) — это явление, известное ещё с древних времен. Например, в Греции еще до нашей эры несовершенствами речи занимались известные основоположники медицины: Аристотель и Гиппократ. Аристотель видел их причины речевых отклонений в нарушении строения периферического речевого аппарата, а Гиппократ — в поражении головного мозга [4].
Обоснование с точки зрения науки положение Гиппократа получило лишь в XIX в. французским врачом П. Броком. Он открыл область головного мозга, которая отвечает за речь, и повреждение которой он связал с утратой речи. Такое же открытие спустя некоторое время сделал еще один ученый — К. Вернике, обнаруживший взаимосвязь между пониманием и сохранностью конкретного поля коры головного мозга.
Российский ученый М. Е. Хватцев классифицировал причины речевых дефектов, разделив их на внешние и внутренние, а также выделив органические, функциональные, социально-психологические и психоневрологические причины [2]. Более подробно эти причины рассматриваются в Таблице 1.
Таблица 1
Причины речевых дефектов
Причины |
Характеристики |
Органические |
|
Функциональные |
|
Социально-психологические |
|
Психоневрологические |
|
Выявляя причину дефектов речи, следует обратить внимание на критический период в речевом развитии ребенка. В эти периоды повышена вероятность появления речевых нарушений, так как психика и развитие некоторых речевых элементов наиболее уязвимы. Данные периоды представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Критические периоды в речевом развитии ребенка
Критический период |
Возраст |
Характеристика |
Первый |
1–2 года |
|
Второй |
3 года |
|
Третий |
6–7 лет |
|
Так же, к причинам нарушения речи можно отнести наследственные факторы (хромосомные и генетические заболевания). В некоторых случаях они могут выступать основными в проблемах речи, а иногда быть предрасполагающими факторами [2]. Обычно нарушения происходят при сочетании нескольких из вышеперечисленных факторов, а не из-за одного [1].
К нарушениям речи применяют две классификации: клинико-педагогическая (диагностический инструмент); психолого-педагогическая классификация, применяющаяся только к детскому возрасту и предназначенная для комплектования логопедических групп с учетом сходной симптоматики речевых нарушений [3].
Воспроизведение речи — это сложноорганизованная функция психики. Ее отклонения или нарушения чаще всего указывают на серьезные проблемы с центральной нервной системой, что опасно для всего организма в целом. К сожалению, в последнее время все большее количество людей страдают различными нарушениями речи, которые в основном формируются в детстве.
Ребенок с речевыми отклонениями крайне нуждается в психологической поддержке со стороны родителей и педагогов, их ободрении и поощрении. Нельзя повышать голос и наказывать ребенка, если он испытывает затруднения в речи — это может лишь усилить проблему. Тон общения, мимика, жесты, интонация должны располагать к себе ребенка, позволить ему расслабиться и не переживать. Если школьник испытывает проблемы при устных ответах, то их нельзя заменять на письменные — необходимо проводить опрос с места, не вызывая его к доске. При ярко выраженном страхе публичных ответов и устной речи рекомендуется опрашивать ребенка индивидуально после занятий.
В заключении, отметим, что родителям необходимо проводить профилактику речевых нарушений, следить за развитием ребенка и его речью и в случае обнаружения нарушений речи немедленно обратиться к специалистам: логопеду, неврологу, психологу. Без вмешательства логопеда, без коррекционных методик избавиться от патологии практически невозможно.
Литература:
- Волкова, Л. С. Логопедия Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
- Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т. О.; 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 486 с.
- Смирнова, И. А Логопедия: Иллюстрированный справочник — Спб.: КАРО, 2014. — 232с.
- Фесенко, Ю. А. Коррекция речевых расстройств детского возраста: учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 203 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–12886–4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448512 (дата обращения: 04.02.2021).
- Фесенко, Ю. А. Детская и подростковая психиатрия: «нестандартный», или «плохой хороший», ребенок: учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов, Е. В. Фесенко. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 334 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–12887–1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448513 (дата обращения: 04.02.2021).