В статье рассматриваются понятия стиля управления руководителя дошкольной образовательной организации, социально-педагогический климат. Описано влияние стилей управления руководителя на формирование благоприятного социально-психологического климата.
Ключевые слова: социально-психологический климат, руководитель, стиль управления.
The article discusses the concept of a favorable socio-psychological climate, management styles of the head of a preschool educational organization. The influence of management styles on the formation of a favorable social and psychological climate is described.
Keywords: socio-psychological climate, leader, management style.
Социокультурная ситуация, сложившаяся в современном обществе, актуализирует проблему управления образовательными системами, ставит перед руководителями образовательных организаций новые задачи. Одной из таких задач является создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе [2].
Благоприятный социально-психологический климат является результатом систематической работы с коллективом, проведения ряда мероприятий, направленных на создание положительных, бесконфликтных отношений между руководителем и сотрудниками [1]. Управление социально-психологическим климатом требует понимания эмоционального состояния и настроения сотрудников, отношений в коллективе, так же применения методов регулирования социально-психологического климата.
Понятие «климат» исходит из социальной психологии. В современном мире этот термин принято ставить в один ряд с понятиями атмосферы в коллективе и наличием конфликтов в нем. Климат понимается, как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования [4].
Социально-психологический климат — показатель отношений в педагогическом коллективе. Благоприятный социально-психологический климат способствует повышению качества трудовой деятельности в коллективе, сплочению.
Основными показателями благоприятного социально-психологического климата являются:
− требовательность членов коллектива друг к другу их доверие;
− наличие деловой критики, происходящей при условии доброжелательного отношения;
− выражение собственного мнения в вопросах, касающихся коллектива;
− информированность коллектива о задачах и состояния дел организации [5].
По мнению Л. И. Фалюшиной эффективное управление ДОО определяет создание здоровой творческой обстановки в коллективе с высокими результатами труда и зависит от того, какой стиль управления выбран руководителем [3].
В своих исследования С. Ю. Трапицын отмечает, что стиль управления представляет совокупность методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив для эффективной реализации управленческих функций. Руководитель в процессе своей деятельности выполняет необходимые функции в присущем только ему стиле [5, с. 98].
Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных.
- Руководитель с авторитарным стилем управления всегда принимает решение самостоятельно, навязывая подчиненным свою волю, и не позволяет проявить инициативу. У представителя этого стиля преобладает административные методы: выговор, приказ, взыскания. Он принимает только два способа стимулирования сотрудников — материальное поощрение и административное наказание.
- Руководитель с демократичным стилем принимает решение так же сам, но определяет их совместно с коллективом, влияя на них убеждением.
Результативность демократического стиля управления зависит от коммуникативной компетентности руководителя, от времени, затраченного на разрешение проблемы, от опыта и знаний.
- Руководитель с либеральным стилем полагается на решения, принятые сотрудниками, предоставляет им полную свободу, за собой оставляет представительскую функцию. Он может принять решение, предложенное сотрудниками, даже если оно не совпадает с его собственным.
Недостаток либерального стиля в близкой дистанции руководителя и сотрудников, это является ограничением для применения других методов руководства.
Успешность применения стилей руководства для формирования благоприятного социально-психологического климата обычно определяется тем, насколько руководитель учитывает готовность коллектива к выполнению его решений, традиций коллектива, своих собственных возможностей.
В реальной практике менеджмента появляется «смешанный стиль», который характеризуется сочетанием нескольких стилей. Переход к ситуативному управлению дошкольным образовательным учреждением означает использование всех стилей в зависимости от конкретных обстоятельств.
Таким образом, социально-психологический климат коллектива является важным фактором жизнедеятельности человека, оказывающим влияние на всю систему социальных отношений, на образ жизни людей, на их повседневное самочувствие, работоспособность и уровень творческой активности. В свою очередь, сам социально-психологический климат зависит от большего числа факторов, положительного или отрицательного воздействующего на него. К ним относятся стиль руководства, который непосредственно влияет на настроение, поведение людей, на их взаимоотношениях. Степень удовлетворенности стилем и его мотивационные последствия формируют социально-психологический климат всего коллектива [3].
Литература:
- Артеменко, Б. А. Благоприятный психологический климат в коллективе как условие развитие творческого потенциала педагога [Текст] / Б. А. Артеменко, С. П. Гардт //: мат-лы XIII Междунар. Науч.-практ. Конф. — Челябинск: Изд-во Цицеро, 2015. — С. 15–18.
- Касаткина, М. С. Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе [Текст] / Н. С. Касаткина, И. С. Аксенов // Вестник ЧГПУ. — 2013. — № 10. — С. 84–87.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. — Москва: Просвещение, 2016. — 243 с.
- Немов, Р. С. Социально-педагогический анализ эффективности деятельности коллектива [Текст] / Р. С. Немов. — Москва: Наука, 2015. – 276 с.
- Сидоренко, Н. К. Стиль управления коллективом [Текст] / Н. К. Сидоренко, Н. А. Секлецов // Молодой ученый. — 2016. — № 28. — С. 542–546.