Регион Ближнего Востока начинает играть значимую энергетическую роль в политике на протяжении XX века после нахождения полезных ископаемых, в частности нефти (ставшей впоследствии “ядром” энергетической политики стран Ближнего Востока), а также процесса деколонизации и провозглашения независимости рядом государств.
После Второй мировой войны западные компании начинают полномасштабную разработку нефтяных месторождений на Ближнем Востоке. Так, например, в Саудовской Аравии поиск и разработка месторождений началась с 1933 года, и к 1949 в стране уже была хорошо налаженная нефтяная индустрия.
В 1949 году Венесуэла и Иран предприняли первые шаги в направлении создания международной организации, пригласив Ирак, Кувейт и Саудовскую Аравию улучшить связи и сотрудничество между странами-экспортерами нефти. В то же время США были одновременно крупнейшим в мире производителем и потребителем нефти; на мировом энергетическом рынке господствовала группа транснациональных компаний, прозванных «Семью сестрами» (Exxon, Royal Dutch Shell, Texaco, Chevron, Mobil, Gulf Oil и British Petroleum). Пять из них появились в США после распада первоначальной монополии «Стандард Ойл» Джона Д. Рокфеллера. [3, c. 99] Страны-экспортеры нефти в конечном итоге были мотивированы к созданию своеобразной организации-картеля в качестве противовеса этим гигантам, обладавшими политической и экономической мощью.
10–14 сентября 1960 года в г. Багдад по инициативе нефтедобывающих стран: Ирака, Саудовской Аравии, Ирана, Венесуэлы и Кувейта была учреждена Организация государств— экспортёров нефти (ОПЕК) [1, c.560]. Целью образования этого объединения стало устремление “новоиспеченных” суверенных государств взять контроль над собственными ресурсами и их использованием с учётом своих интересов. В 1960-х годах на мировых рынках существовало излишнее предложение нефти, и вследствие этого одной из целей образования ОПЕК было предотвращение дальнейшего снижения цен. ОПЕК разработала своё общее видение добычи нефти и создала Секретариат организации, который располагается ныне в Вене. B ноябре 1962 года ОПЕК зарегистрирована в Секретариате ООН как полноправная межправительственная организация.
В конце 60-х годов принята Декларация «О нефтяной политике государств — членов ОПЕК», в которой устанавливалось неотъемлемое право всех стран на осуществление непрерывного суверенитета над своими природными ресурсами в интересах их национального развития.
К 1970 году, всего за десять лет ОПЕК превратилась в мощную организацию, силу, которая способна противостоять нефтяному картелю западных стран. Страны-экспортеры смогли увеличить свое влияние на ценообразование нефти и даже провести национализацию некоторых нефтедобывающих предприятий, которая широкой волной прокатилась практически по всем исламским государствам. Лидеры арабских стран все настойчивее заявляли о более выгодном для себя перераспределении прибыли от продажи нефти.
Переломным моментом для них стал начавшийся 6 октября 1973 года военный конфликт с Израилем. Назревавшее долгие годы противостояние между соседними ближневосточными странами — Египтом и Израилем, вылилось в вооруженное столкновение, в котором египетские и сирийские вооруженные силы совместными усилиями внезапно атаковали Израиль.
Причиной послужило стремление Египта и Сирии восстановить свою территориальную целостность и вернуть оккупированные израильскими войсками в 1967 году, в результате «Шестидневной войны», Синайский полуостров и Голанские высоты.
Это столкновение продолжалось всего восемнадцать суток, и было четвертым крупным арабо-израильским конфликтом, названным впоследствии «войной Судного дня». В этом противостоянии США и ряд западных стран поддержали Израиль.
В ответ на это арабы нанесли мощный экономический удар. Уже на второй день войны были прекращены переговоры о ценах на нефть, которые проходили в Вене между странами-экспортерами и монополиями. А 16 октября 1973 года несколько ближневосточных стран — Саудовская Аравия, Иран, Ирак Кувейт, Абу-Даби и Катар заявили о намерении повысить цены на нефть на 70 %. Цена на аравийскую нефть резко поднялась до 7,15 долларов за баррель. [1, c. 661–663]
Это было началом мирового нефтяного кризиса или, так называемого, «нефтяного эмбарго», введенного в 1973–1974 годы. В первую очередь, кризис сильно задел экономику стран Западной Европы, США и Японии.
В европейских странах резко возросло число обанкротившихся предприятий: в США на 6 %, в Великобритании на 47 %, в ФРГ на 40 %, во Франции на 27 %, в Японии на 42 %.
В целом в результате этого нефтяного кризиса произошло снижение промышленного производства: в США на 13 %, в ФРГ на 22 %, в Италии на 14 %, во Франции на 13 %, в Великобритании на 10 %, в Японии на 20 %. Курсы акций с декабря 1973 года по декабрь 1974 года упали: в США на 33 %, в Великобритании на 56 %, во Франции на 33 %, в Италии на 28 %, в ФРГ на 10 %, в Японии на 17 %. [4]
Оценивая последствия кризиса, журнал «Таймс» писал, что со времен Второй Мировой войны не происходило ни одного события, которое привело бы к таким широкомасштабным международным последствиям.
Годы нефтяного кризиса стали временем, во многом определившим вектор направления развития глобальной экономики в дальнейшем.
В 1982 году Саудовская Аравия осуществила давление на ОПЕК, настаивая на пересмотре квот на добычу для ограничения производства и повышения цен. Когда страны ОПЕК не пожелали исполнить это требование, Саудовская Аравия сократила свою собственную добычу с 10 миллионов баррелей в день в 1979–1981 годах до одной трети этого уровня в 1985 году. Когда стало понятно, что эта мера малоэффективна, Саудовское королевство скорректировало свою энергетическую политику и «затопило» рынок дешевой нефтью, в результате чего цены упали ниже 10 долларов США за баррель, а более дорогостоящая добыча нефти стала невыгодной.
Столкнувшись с возрастающими экономическими трудностями (которые способствовали распаду социалистического блока), «свободные» экспортеры нефти, ранее игнорировавшие соглашения ОПЕК, в конце концов приступили к ограничению добычи, чтобы помочь поддержанием цен, на основе кропотливо согласованных национальных квот, которые стремились сбалансировать связанные с нефтью их собственные ухудшившиеся экономические показатели с 1986 года.
90-е годы и начало XXI в. обернулись также рядом знаковых событий в энергетической политике.
Накануне своего вторжения в Кувейт в августе 1990 года президент Ирака Саддам Хусейн подталкивал страны ОПЕК к сокращению добычи и повышению цен на нефть, чтобы форсировать восстановление экономики своей страны после затяжной ирано-иракской войны 1980–1988 гг. Но эти две войны Ирака против “коллег” — основателей ОПЕК привели к низкому уровню единства ближневосточных акторов энергетической политики, и цены на нефть стремительно упали после недолгих перебоев в поставках.
Теракт Аль-Каиды 11 сентября 2001 года в США и вторжение Штатов в Ирак в марте 2003 года оказали даже более слабое краткосрочное воздействие на цены на нефть [2].
Таким образом, история энергетической политики показывает, что она по своей сути является неотъемлемой частью общей политики стран Ближнего Востока, своеобразным “нервом” их внешнеполитического курса, поскольку в большой степени является жизненно важной для их полноценного существования на мировой арене.
Литература:
- Ергин Дэниел. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть / Дэниел Ергин; перевод с английского А. Кватковского [и др.]. — М.: Альпина паблишер, 2019
- Катамидзе В. И. Ирако-Кувейтский конфликт (К 10-летию Войны в Заливе). М., 2000
- Фурсенко А. А. Династия Рокфеллеров. Нефтяные войны (конец 19 начало 20 века). М.: Издательский дом «Дело»
- История кризисов: «Первый мировой энергетический кризис 1973–74 годов. Режим доступа: http://www.profi-forex.org/journal/number17/page11.html