В статье автором названы основные здоровьесберегающие технологии, применяемые в филиале Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище) в период пандемии Коронавируса. Автор под здоровьесберегающими образовательными технологиями подразумевает технологии, внедрение которых в образовательный процесс идет на пользу здоровью нахимовцев.
Ключевые слова: здоровьесберегающие образовательные технологии, нахимовцы, пандемия, здоровье.
Современный период становления русского образования охарактеризован обилием инновационных перемен. В документации стратегического планирования, как правило, отображена идея формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) воспитанников, базирующаяся на продвижении осознанного отношения нахимовцев к собственному самочувствию и самочувствию близких. Одной из самых важных эта идея является для образовательных учреждений пансионного типа, где формируются культура здоровья, необходимость вести здоровый образ жизни, быть физически активным, в том числе и в условиях изолированности. Культура здоровья — это не только практическое воплощение необходимости вести здоровый образ жизни и беспокоиться о своем здоровье, но и грамотность в вопросах самочувствия, достигаемая в результате обучения [1, с. 86]. На сегодняшний день довольно сильно повысилось внимание к здоровому образу жизни обучающихся, их поведению и восприятию самого мнения «здоровый образ жизни».
Здоровьесберегающими технологиями называют систему мер по охране и укреплению здоровья воспитанников, учитывающих значимые свойства образовательной среды и обстоятельства жизни нахимовца, воздействующие на его здоровье. Система мер, которая содержит связь и взаимодействие всех компонентов образовательной среды, нацелена на сохранение здоровья нахимовца на всех этапах его обучения и развития. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в более полном значении принимаются технологии, внедрение которых в образовательный процесс идет на пользу здоровью нахимовцев [2, с. 214]. В случае если же здоровьесберегающие образовательные технологии связать с решением более конкретной здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим станут относиться педагогические методы, приемы, технологии, которые не наносят прямого или частичного вреда здоровью воспитанников и воспитателей, обеспечивают им безопасные условия проживания, обучения и работы в образовательном учреждении.
Целью здоровьесберегающей образовательной технологии является создание педагогических условий, способствующих сохранению и укреплению духовно-нравственного, психического, общественного, физиологического самочувствия нахимовцев, отражающихся на их успешности в учебе и культуре поведения [3, с. 126]. Соответственно, все применяемые воспитателем технологии, педагогические приемы могут быть оценены по аспекту воздействия их на здоровье обучающихся. Сегодня все системы образования мира принимают меры по организации образования в критериях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19).
2020-й год доставил населению земли много хлопот, связанных с пандемией коронавируса. Уже почти год мы живем в новых жизненных условиях. Немаловажной задачей для воспитателей во время пандемии стала защита и сохранность здоровья своих воспитанников. Для достижения поставленной цели в образовательном процессе училища выполняются следующие предписания: соблюдаются гигиенические требования и санитарные нормы, ежедневно осуществляется санитарная обработка, кварцевание и проветривание комнат; ежедневно 2 раза в день осуществляется замер температуры нахимовцев; организован наиболее благоприятный уровень двигательной активности воспитанников на учебных занятиях физической подготовкой, самостоятельные формы физических упражнений и спортивно-массовая работа; формируется у нахимовцев система знаний о здоровьесберегающих технологиях и мерах профилактики различных заболеваний; формируется ценностное отношение к своему здоровью, успешности в образовательном процессе; развиваются основные информационно-педагогические умения, связанные с получением, переработкой и освоением информации, полученной из различных источников; развиваются у нахимовцев рефлексивные умения; формируются умения по проектированию и реализации профессионального самообразования; создана служба психологической поддержки воспитанников, с нахимовцами постоянно работают психологи; формируется здоровьесберегающая компетенция нахимовцев, позволяющая им самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни [6, с. 57].
Решение перечисленных выше задач приводит к замене акцента направленности процесса физического воспитания от образовательно-тренирующего к оздоровительному и осуществляется при помощи использования здоровьесберегающих образовательных технологий. В настоящее время в училище используются такие группы здоровьесберегающих образовательных технологий, внедрение которых помогает спроектировать воспитательный процесс в аспекте сохранения и укрепления психологического, физического, общественного и духовно-нравственного самочувствия воспитанников:
- Медико-гигиенические технологии. Эта категория технологий подразумевает регулярные медицинские осмотры. Данная категория технологий разрешает проводить раннюю диагностику болезней и принимать меры для их профилактики.
- Физкультурно-оздоровительные технологии. Эта группа технологий ориентирована на сохранение и укрепление физического здоровья нахимовцев. К этим технологиям возможно отнести учебные занятия по физической подготовке, самостоятельную физическую активность, посещение тренировок, секций, участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях училища и др. Необходимым для современных нахимовцев считается пропаганда здорового образа жизни, привитие привычек правильного питания, изучение основ закаливания, укрепление иммунитета организма.
- Экологические здоровьесберегающие технологии. Ориентированы на создание экологически оптимальных критериев жизни и работы воспитанников, гармоничных с природой.
- Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Эти технологии поддерживаются сотрудниками училища (охрана по технике безопасности).
- Здоровьесберегающие образовательные технологии [4, с. 90]. Предоставленная группа технологий распределяется на подгруппы:
А. организационно-педагогические: организация учебного процесса с учетом предотвращения состояния утомления и переутомления, гиподинамии и др.;
Б. психолого-педагогические технологии, имеется ввиду именно работа на упражнениях. А еще психолого-педагогическое аккомпанемент всех составляющих образовательного процесса и дистанционного консультирования.
В. Учебно-воспитательные технологии. Проведение организационно-воспитательных событий, способствующих разумному отношению к собственному самочувствию и самочувствию своих близких.
Г. Эмоционально-волевые технологии. Это волевые составляющие и мотивация, побуждающие вести здоровый образ жизни.
В первую очередь в данных технологиях речь идет о переходе от системы, которая нацелена на формирование конкретных физических качеств, двигательных умений и способностей, к системе, дающей нахимовцу более полные познания о собственном здоровье, формирующей у него необходимость вести здоровый и деятельный образ жизни. Необходимым считается включение нахимовцев в освоение способов оздоровления организма, потому что включение в любую деятельность вызывает собственную активность личности, содействующую обогащению навыка, развитию самореализации и самоактуализации [5, с. 32].
Здоровый образ жизни пока не на первом месте в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но в случае если мы не обучим воспитанников с самого раннего возраста дорожить, беречь и укреплять свое здоровье, в случае если мы станем собственным примером показывать здоровый образ жизни, то только в данном случае возможно надеяться, что грядущие поколения станут более здоровы и развиты не только личностно, умственно, духовно, но и на физически [1, с. 83]. Если раньше говорили: «В здоровом теле — здоровый дух», то не сделает ошибки тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Таким образом, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс позволяет нахимовцам более успешно адаптироваться в образовательном, общественном и социальном пространстве, раскрыть собственные творческие возможности, а воспитателю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Литература:
- Абаскалова Н. П. Здоровью надо учить: методическое пособие для учителей. / Н. П. Абаскалова. // Новосибирск: ООО изд. Компания «Лада» Наука, 2015. — 295 с., С. 83–86.
- Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-ВУЗ»: монография. / Н. П. Абаскалова. // Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011. — 316 с., С. 214–215.
- Артемьева Л. О. Здоровьесберегающие технологии комплексного сопровождения детей. // Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы. / Под ред. Л. О. Артемьевой. — Пенза: АНОО Приволжский Дом знаний, 2009. — 250 с., С. 126–129.
- Бабанский Ю. К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. // Ю. К. Бабанский. //М., 2016. — 480 с., С. 90–94.
- Новосёлова Г. А., Фоменко Е. Г., Колькина Е. А. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современном вузе. / Г. А. Новосёлова, Е. Г. Фоменко, Е. А. Колькина. // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 5. — 54 с., С. 32–33.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. // Н. К. Смирнов. // М.: АПК и ПРО, 2012. — 62 с., С. 56–57.