Медиация как технология социальной работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.

Дата публикации: 08.02.2021

Статья просмотрена: 1858 раз

Библиографическое описание:

Харина, К. С. Медиация как технология социальной работы / К. С. Харина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78515/ (дата обращения: 17.11.2024).



В статье рассматриваются возможности применения медиации как технологии при разрешении конфликтов в социальной работе. Автор излагает свое видение данной процедуры в рамках классификации технологий социальной работы.

Ключевые слова : медиация, социальная работа, технология социальной работы, технология разрешения конфликтов и споров в социальной работе.

Сфера деятельности специалиста по социальной работе охватывает процесс коммуникации между специалистами и клиентами, между службами и самими специалистами, работающими с комплексными социальными проблемами. Исходя из того, что переговоры между сторонами в конфликтных ситуациях далеко не всегда заканчиваются необходимым соглашением, в практике их урегулирования возник вид переговоров с участием посредника — медиация.

Медиация, являясь одним из способов альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, не заинтересованной в данном конфликте стороны [1], является эффективной процедурой по урегулированию конфликтов и споров и обладает рядом преимуществ. Несмотря на это медиация не используется при разрешении конфликтных ситуаций в социальной работе как полноценная технология.

Все технологии социальной работы характеризуют определенные параметры и принципы, которые обращены на достижение поставленной цели. Медиация, как и технологии социальной работы, основывается на алгоритмизации. Это доказывается наличием таких основополагающих принципов как добровольность, нейтральность, конфиденциальность и равноправие сторон, а также строгих этапов проведения медиации. Так в ходе первого этапа поступает конкретное предложение об обращении к процедуре. На втором этапе происходит подписание сторонами соглашения о проведении медиации. Третий этап является непосредственным проведением медиации. На четвертом этапе осуществляется подписание медиативного соглашения. С подписанием соглашения процесс медиации и деятельность посредника считаются завершенными. Наличие конкретных алгоритмов в медиации говорит о том, что этот процесс структурирован и воспроизводим.

Единой универсальной классификации технологий социальной работы не разработано. На мой взгляд, медиацию целесообразнее рассматривать в рамках подхода В. И. Курбатова [2], который выделяет на ряду с частными и социономическими, функциональные технологии, применяемыми в работе с несколькими категориями лиц. Медиацию можно отнести к функциональным технологиям социальной работы, поскольку она имеет универсальный характер и может быть использоваться в работе с семьями, детьми, лицами группы риска. Например, школьная медиация, являющаяся новым подходом к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций, ориентирована на работу со всеми участниками воспитательного процесса и может использоваться во всех институтах, которые принимают участие в развитии личности ребенка — от семьи и дошкольных учреждений до старшей школы.

Важным компонентом структуры технологии социальной работы является наличие нормативно-правового обеспечения, выраженного стандартами, положениями, законодательными актами, регламентирующими деятельность специалистов и структур. Так основополагающим документом, регламентирующим принципы, условия, порядок и временные рамки процедуры медиации, а также ее юридические последствия, является Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». [3] Данный нормативно-правовой акт гарантирует наличие четкой структуры проведения медиативного процесса, а также принципов медиации, что исключает вольную трактовку определений данной процедуры в работе.

На основе структуры технологии социальной работы, которая выражена в блоках, прослеживается сходство процесса медиации действующим технологиям социальной работы. [4] Так диагностический блок может быть включать в себя сбор и изучение информации о социальных процессах, а также наличие желания клиента провести медиативный процесс. Целевой блок имеет выражение во взаимодействии медиатора с клиентом для решения проблемы, а также в процессе формулировки и ранжирования задач дальнейшей деятельности. Без данного блока было бы невозможным достижение поставленной цели и решению, удовлетворяющему конфликтующие стороны. Блок управления технологическим процессом в медиации представлен разработкой плана, алгоритмов действий, предоставлением информации об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Наличие функционального блока подтверждается осуществлением медиатора конкретных действий по решению проблем клиента, в соответствии с планом, который выстраивается на основе дискуссии по выработке предложений по урегулированию конфликта. Блок обратной связи представлен на этапе выхода из медиации, когда медиатор анализирует соглашение на соответствие интересам сторон. Обеспечивающий блок представлен диагностическими методиками, нормативно-правовой базой, составляющими основу для проведения медиации.

Таким образом, содержание этапов, принципов и характерных особенностей медиации соответствуют структуре технологий социальной работы. Это означает, что медиацию как технологию социальной работы, можно представить, как стандартизированную систему методов, способов, техник, основанных на использовании медиативных этапов и принципов, в ходе которых происходит взаимный конструктивный поиск компромиссных решений, налаживание взаимопонимания и договорённости сторон, а также восстановление разрушенных и разрушающихся связей клиента с миром при содействии социального работника.

Литература:

  1. Шамликашвили Ц. А. Медиация как метод внесудебного разрешения споров. М., 2006. С. 8; Грефин фон Шлиффен К., Вегманн Б., Фар П. Медиация в нотариальной практике (Альтернативные способы разрешения конфликтов). М., 2005. С. 7–9
  2. Социальная работа: учеб. пособие / В. И. Курбатов, В. Д. Альперович, П. Я. Циткилов, Л. А. Кайгородова; под ред. В. И. Курбатова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — С. 136–192
  3. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»: Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12177508/. — Загл. с экрана.
  4. Приступа Е. Н. Теория социальной работы: Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2015. С. 179–181.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, медиация, наличие, поставленная цель, принцип, проведение медиации, участие посредника.


Ключевые слова

медиация, социальная работа, технология социальной работы, технология разрешения конфликтов и споров в социальной работе

Похожие статьи

Проблемы развития института медиации в России

В статье рассматриваются причины непопулярности на сегодняшний день в России такого альтернативного способа урегулирования споров как медиация. В работе описаны некоторые преимущества медиативного соглашения над судебным решением. Сформированы рекоме...

Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях

В статье автор рассматривает взаимодействие этических ценностей персонала в современных организациях в рамках процесса коммуникации.

Применение института медиации в области семейного права

В статье проведён анализ возможностей, преимуществ и перспектив процедуры семейной медиации как альтернативного способа урегулирования конфликтов, возникающих в современной семье. А также исследованы особенности социально значимого института медиации...

Перспективы развития семейной медиации в России

В статье автор рассматривает возможности применения медиации при различных семейных спорах и перспективы развития семейной медиации в России.

Институт медиации в современной России

В статье автор раскрывает понятие процедуры медиации, основные принципы. Главной целью написания научной статьи является освещение проблем при проведении медиативного процесса.

Особенности применения искусственного интеллекта в сфере труда

В статье автор исследует особенности применения искусственного интеллекта в сфере труда, рассматривает нормативно-правовое регулирование данной категории и изучает проблемы, связанные с использованием нейронной сети в трудовых правоотношениях.

Роль творчества в сфере обучения с применением искусственного интеллекта: вызовы и возможности

В статье автор исследует важность творческого мышления в контексте использования технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе. Также автор освещает вызовы и возможности, связанные с использованием искусственного интеллекта в образо...

Применение инновационных методов мотивации в условиях цифровизации экономики

В статье раскрывается важность применения современных методов мотивации, а также изучается их влияние на деятельность персонала и компании.

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Роль технологий смешанного обучения в современной образовательной системе

В статье автор рассматривает основные характеристики понятия «смешанное обучение» и роль данной технологии в образовательном процессе.

Похожие статьи

Проблемы развития института медиации в России

В статье рассматриваются причины непопулярности на сегодняшний день в России такого альтернативного способа урегулирования споров как медиация. В работе описаны некоторые преимущества медиативного соглашения над судебным решением. Сформированы рекоме...

Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях

В статье автор рассматривает взаимодействие этических ценностей персонала в современных организациях в рамках процесса коммуникации.

Применение института медиации в области семейного права

В статье проведён анализ возможностей, преимуществ и перспектив процедуры семейной медиации как альтернативного способа урегулирования конфликтов, возникающих в современной семье. А также исследованы особенности социально значимого института медиации...

Перспективы развития семейной медиации в России

В статье автор рассматривает возможности применения медиации при различных семейных спорах и перспективы развития семейной медиации в России.

Институт медиации в современной России

В статье автор раскрывает понятие процедуры медиации, основные принципы. Главной целью написания научной статьи является освещение проблем при проведении медиативного процесса.

Особенности применения искусственного интеллекта в сфере труда

В статье автор исследует особенности применения искусственного интеллекта в сфере труда, рассматривает нормативно-правовое регулирование данной категории и изучает проблемы, связанные с использованием нейронной сети в трудовых правоотношениях.

Роль творчества в сфере обучения с применением искусственного интеллекта: вызовы и возможности

В статье автор исследует важность творческого мышления в контексте использования технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе. Также автор освещает вызовы и возможности, связанные с использованием искусственного интеллекта в образо...

Применение инновационных методов мотивации в условиях цифровизации экономики

В статье раскрывается важность применения современных методов мотивации, а также изучается их влияние на деятельность персонала и компании.

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Роль технологий смешанного обучения в современной образовательной системе

В статье автор рассматривает основные характеристики понятия «смешанное обучение» и роль данной технологии в образовательном процессе.

Задать вопрос