Данная статья посвящена новым изменениям потребительского поведения на рынке. Какие изменения произошли и по каким причинам. Из-за этого политика ценообразования, распределения и взаимоотношений с клиентами тоже совершила большие перемены. Россия и многие другие страны перешли к цифровизации экономики, к пользованию новых технологий в оптовой и розничной купле-продаже. Произошел активный переход к онлайн-торговле, из-за чего компаниям пришлось активно развиваться с области Интернет-маркетинга.
Ключевые слова: потребительское поведение, BCG, длительное пользование, ориентированный нефинансовый институт, пандемия, покупатель.
Пандемия и режим, при котором приходится сидеть дома и практически никуда не выходить, сильно повлияли на поведение потребителей. Особенно это было заметно при взрыве спроса на продукты питания, товары первой необходимости и туалетной бумаги. Огромное количество развитый стран первый раз столкнулось с дефицитом. Исследования Blue Yonder показали, что 87 % процентов потребителей хотя бы раз столкнулись с проблемой того, что не смогли купить нужные товары из-за того, что они просто отсутствовали на прилавке в магазинах.
Эксперты PricewaterhouseCoopers пришли к определенным выводам. Потребитель изменился. Для того, чтобы прийти к этому выводу и понять, как это происходит, эксперты PwC проводили опросы среди потребителей до пандемии и после неё среди большинства развитых стран. Чуть меньше половины опрашиваемых сказали, что стали пользоваться своим смартфоном как инструментом для совершения покупок чаще. Почти 70 % опрашиваемых сказали, что пандемия сделала их более внимательными к своему психическому и физическому здоровью.
Проверив результаты опроса горожан, эксперты вывели 4 основных образа. Каждый из которых связан с переменами в поведении потребителей во всех сферах жизнедеятельности общества.
- Бизнесу и потребителям следует готовиться к резким сменам цен на рынке.
- Главный опыт покупателей должен базироваться на безопасности и доступности.
- При общении с клиентами фирмам следует найти баланс между цифровым и традиционным форматами покупок.
- При определении спектра предлагаемых товаров и услуг для удержания клиентов бизнесу следует учесть, что потребители становятся сторонниками производителя, который отдает приоритет заботе, благополучию и инновациям.
Эксперты BCG и “Ромир” считают, что российские покупатели не так серьезно воспринимают и сам COVID-19, и его влияние на свою жизнь, как покупатели в других странах. Несмотря на это 3⁄4 опрашиваемых пессимистично видят будущее экономики России и ждут «второй волны» вируса. И только 40 % респондентов сказали о хорошей устойчивости своего финансового положения. Так же большинство опрашиваемых выразили мнение о том, что самый большой риск заражения видят при посещении развлекательных мероприятий или в поездках, чем при заказе еды или других покупках онлайн.
Ориентируясь на их опросы можно заметить:
1) В категориях “Одежда и обувь” ожидается снижение покупок по всем сегментам, кроме детской одежды.
2) В категории «Товары длительного пользования» самое большое понижение закупок заметно в сегменте домашней электроники, а самое маленькое — в сегменте «Велосипеды и самокаты».
3) По всей России резко упало количество выданных кредитов на покупку товаров длительного пользования.
4) В сферах услуг, которые относятся к сегменту развлечений и путешествий ожидается заметный спад по причине страха заболеть (60 %).
5) По такой же причине российские опрашиваемые собираются меньше ездить на общественном транспорте (47 %).
Покупатели всех возрастных категорий планируют уменьшить количество затрат. При этом потребители среднего возраста планируют это сделать в большей степени, чем младшее поколение (27–30 лет) и старшее поколение (45–55 лет). Если оценивать в общем, то российские покупатели собираются уменьшать свои затраты в наибольшей степени, чем покупатели из зарубежья.
В категории онлайн-покупок ожидается подъем, но только из-за жителей столицы. Поэтому данное положение простым назвать нельзя, т. к. потребители собираются уменьшать количество своих трат почти по всем сегментам из-за страхов с теоретическим повышением цен. И это всё сопровождается нежеланием конкурентов на рынке удовлетворять спрос покупателей в данном периоде. Поэтому в России не стоит ожидать такой же «бум» электронной коммерции, который произошел в немногих странах (как пример — Индия).
Международный независимый институт аграрной политики (МНИАП) вывел 4 новых тренда потребительского поведения:
- Понижение лояльности к брендам
- Рост эффективности понижения цен, аукционных предложений и распродаж
- Уменьшение ассортиментной матрицы в электронной торговле
- Снижение рыночных барьеров для новых брендов и частных марок
Государственная политика поддержки малого и среднего бизнеса должна учитывать эти тренды, способствовать распространению информации среди предпринимателей, давать максимальную поддержку наиболее перспективным проектам.
Исследуя данную тему, я пришла к некоторому заключению. Пандемия сильно повлияла не только на желания, но и на дальнейшие планы многих потребителей. Их вкусы резко поменялись, требования сменились. Неизвестно, сколько будет дальше длиться такое положение, поэтому государству нужно разрабатывать план, чтобы подстроиться уже под совершенно новое поколение потребителей, искать новые и нестандартные варианты привлечения и удержания клиентов, а также расширение уже имеющейся базы. Нужно подстроиться не только под что-то уже поменявшееся и новое, нужно научиться «гибкости», быстрой перестройке, под смену интересов и желаний потребителей. Большое количество мировых компаний сумело поменяться под напором пандемии, и, я надеюсь, что в нашей стране тоже смогут умело и быстро перестроиться, не теряя доход и клиентскую базу.
Литература:
- Ахмерова А. М. Нерациональное поведение потребителя как фактор, формирующий поведение фирмы // Инновации и инвестиции. — 2020. — № 4. — С. 79– 83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42931515
- Беляков С. А., Эйрих В. Е., Степина И. О. Изменение потребительского поведения и тренды маркетинга, перемены после пандемии Covid-19 // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. — С.363–373. DOI: http://doi.org/10.15350/2409–7616.20020.3.32
- Воронина Л. А., Шапошников А. М. Основные тенденции изменения потребительского поведения в условиях пандемии коронавируса // Экономик: теория, практика. — 2020. — № 2. — С. 23–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43172574
- Гайсумов А. С., Исаев А. С., Висамбиев Б. М. Влияние угрозы новой коронавирусной инфекции на деятельность коммерческих организаций // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. — С. 317–325. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43167325
- Депутатова Е. Ю. Рационализация потребительского поведения в эпоху пандемии // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 4. С. 69–72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42824938
- Иванченко А. Е. Сущность понятия «Экологический менеджмент» // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». — 2020. — № 12. — С. 125–129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42835825
- Идигова Л. М., Довлетмурзаева М. А., Рахимова Б. Х. Формирование системы экологического менеджмента — переход на инновационный путь развития предприятия // Тенденции развития науки и образования. — 2020. — № 64–2. — С. 132–134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43871588
- Панкина Т. В., Никишин А. Ф., Бойкова А. В. Привлечение и удержание покупателей в электронной торговле // Российское предпринимательство. — 2020. — № 3. — С. 683–696. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32678884
- Соломонова В. Н., Редькина Т. М., Ат-Тал Ф. Стратегическая переориентация экономики под влиянием коронавируса // Colloquium-journal. — 2020. — № 10 (62). — С. 38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42739304
- Глобальный обзор потребительского рынка 2020/ Росконгесс. Социально ориентированный нефинансовый институт развития./ https://roscongress.org/materials/globalnyy-obzor-potrebitelskogo-rynka-2020/
- Потребительский рынок России. Как стимулировать спрос/ Росконгесс. Социально ориентированный нефинансовый институт развития./ https://roscongress.org/sessions/potrebitelskiy-rynok-rossii-kak-stimulirovat-spros/search/#00:46:25.535
- Исследование BCG и “Ромир”: новая реальность российского потребительского рынка на фоне пандемии COVID-19 и прогноз/ https://media-publications.bcg.com/Russia-Sentiment-RUS.pdf