В статье рассматривается актуальная проблема реализации внеурочной деятельности для сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Решением этой проблемы в школах города стала организация объединений внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению. Организовать занятие в соответствии с требованиями ФГОС помогает технологическая карта. Потребность в составлении технологической карты возникла в связи с тем, что изменились требования к занятиям в современной школе.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, здоровье, футбол, игра.
The article deals with the actual problem of implementing extracurricular activities for the preservation and promotion of the health of students. The solution to this problem in the city's schools was the organization of associations of extracurricular activities in the sports and recreation direction. The technology map helps to organize the lesson in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard. The need for drawing up a technological map arose due to the fact that the requirements for classes in a modern school have changed.
Key words: extracurricular activities, health, football, game.
Одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения является внеурочная деятельность в современной школе. Ее реализация по спортивно-оздоровительному направлению — это привлечение школьников бережно относиться к своему здоровью. Действительно, сохранение и укрепление здоровья обучающихся — первостепенная задача образовательных учреждений. Многие школы нашего города находятся в отдаленном районе от учреждения дополнительного образования детей. Уроки физической культуры в общеобразовательных школах не позволяют обеспечить в полной мере развития физических способностей обучающихся. Решением этой проблемы, по нашему мнению, стали учебно-тренировочные занятия в объединении «Юный футболист».
Особенно это актуально в настоящее время, в период развития цифровых и компьютерных технологий, которые занимают большую часть свободного времени ребёнка.
Из вышесказанного становится понятно, что целью занятий является создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся путем привлечения их к спортивно-игровым видам деятельности. Занятия в объединении проводятся в групповой, игровой, соревновательной форме, в парах, тройках.
В объединение зачисляются дети, желающие заниматься оздоровительными физическими упражнениями и футболом, не имеющие медицинских противопоказаний к данному виду деятельности. Полученные знания в области футбола, воспитанники распространяют с помощью мастер-классов, устных занятий, фестивалей и праздников, ну и конечно же соревнований по футболу.
Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в основном в игровых формах, предпочтительно на открытом воздухе. Теоретический материал осваивается в форме бесед в начале занятий (как часть комплексного занятия) или как самостоятельное теоретическое занятие. Кроме того, теоретические знания юные футболисты приобретают в процессе выполнения практических заданий. Ожидаемыми результатами считаем, что воспитанник объединения «Юный футболист» должен быть: здоровый, дисциплинированный, умеющий работать в команде и конечно знающий и владеющий основами техники и тактики футбола.
Технологическая карта занятия объединения внеурочной деятельности «Юный футболист»
Тема |
«Футбол» |
Цель |
Создание деятельностно-образовательной среды, способствующей физическому развитию обучающихся посредством футбола. |
Задачи урока: 1) обучающие 2) развивающие 3) воспитательные |
1) обучающие: — учить технике ведения мяча, жонглирования и удара по мячу; — формировать навыки ведения, жонглирования и удара по мячу; 2) развивающие: — способствовать физическому развитию обучающихся; — развивать умение планировать, контролировать и давать оценку своим действиям; — формировать жизненно — важные двигательные навыки; умение работать в команде; 3) воспитательные: — воспитывать ловкость, быстроту, выносливость, твёрдость характера, бережное отношение к своему здоровью; — воспитывать умение проявлять дисциплинированность, упорство и трудолюбие в достижении поставленной цели |
Планируемые результаты |
Предметные: научатся: выполнять ведение, остановку мяча, удар по мячу; получат возможность научиться: оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий. Метапредметные: сопоставлять изученный материал с возможностью его применения в игровой деятельности. Личностные: формировать навык работы в группе, развивать внимание, ловкость, координацию. |
Методы и формы обучения |
Словесный, наглядный, игровой, соревновательный методы; фронтальная и групповая форма обучения. |
Образовательные ресурсы |
Футбольные мячи, футбольные ворота, манишки, фишки, свисток. |
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность занимающихся |
Универсальные учебные действия |
I. Подготовительный этап (10 мин.) 1.Построение в шеренгу. 2.Постановка задач урока. 3. Разминка. 4. Деление детей на 3-4 группы |
Ознакомить обучающихся с целью и задачами занятия, настроить детей на занятие. Напомнить о необходимости соблюдения техники безопасности. Подготовить организм занимающихся к работе в основной части занятия. Разделить детей на 3-4 группы. |
Строятся в одну шеренгу. Выполняют беговые упражнения и ОРУ с мячами Делятся на 3-4 группы |
Личностные: понимают значение занятий в объединение для укрепления собственного здоровья Регулятивные: определяют последовательность и приоритет разминки мышечных групп; осуществлять пошаговый контроль своих действий. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные : обсуждают ход предстоящей разминки. |
II. Актуализация знаний (3 мин.) |
Перестроить детей в одну шеренгу. Вопрос. Ребята, какие элементы техники игры в футбол вы знаете? Сегодня мы будем с вами работать группами по методу круговой тренировки. Каждая группа должна выполнить 4 задания:
|
Перестраиваются в одну шеренгу Слушают наводящие вопросы и воспринимают информацию учителя, выполняют задание, задают вопросы. |
Познавательные: Общеучебные: извлекают необходимую информацию из рассказа педагога. Коммуникативные: умеют участвовать в диалоге. |
III. Основной этап (16 мин.)
— удары левой ногой по неподвижному мячу в ворота; — удары правой ногой по неподвижному мячу в ворота.
«змейкой»
|
Перестроить детей по группам согласно заданиям. Объясняет технику удара левой и правой ногой по неподвижному мячу в ворота. Объясняет технику ведения мяча. Объясняет правильное выполнение передачи мяча партнеру во встречной колонне. Добивается самостоятельному освоению обучающемуся заданий. Выявляет и устраняет ошибки. |
Перестраиваются по группам и выбирают капитана. Слушают объяснение педагога и выполняют задание. |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; действуют с учетом выделенных педагогом ориентиров; адекватно воспринимают оценку педагога; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений педагогом Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролируют действия партнеров в группе. Познавательные: понимают значение выполняемых действий. Личностные: умеют добросовестно выполнять задания. |
VI. Первичное осмысление и закрепление (12 мин.) |
Объясняет правила и проводит игру в мини-футбол. |
Играют в мини-футбол по упрощенным правилам. Реализуют изученные элементы футбола в игре. |
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролируют действия партнеров в игре. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: адекватно воспринимают замечания педагога и членов команды. |
VII. Рефлексия (4 мин.) 2. Итоги урока. |
Обобщить полученные на уроке сведения: — какие задания мы сегодня с вами выполняли? — при выполнении каких упражнений испытывали трудности? |
Обсуждают результаты учебной деятельности с детьми и педагогом. |
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности. Регулятивные: действуют с учетом выделенных педагогом ориентиров; адекватно воспринимают оценку педагога, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: смыслообразование - самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях Познавательные: умеют обсуждать содержание и результаты совместной деятельности. |
Литература:
- Грибачева М., Круглыхин В. Программа интегративного курса физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола. — М.: Человек, 2010.
- Колодницкий Г.А, Кузнецов В. С., Маслов М. В. Пособие для учителей и методистов Внеурочная деятельность учащихся. Футбол. — М.: Просвещение, 2015.