В статье рассматриваются практические примеры инноваций в туризме, оценивается их роль и влияние.
Ключевые слова: инновация, сфера туризма, инновационная деятельность, культурная ценность, современный мир, индустрия туризма, роль инноваций, сервис, туризм.
В современном мире роль одной из важнейших сторон развития общества играют инновации. Именно сейчас в век высоких технологий уделяют большое внимание инновациям и построению инновационного мира. Так, многие инновации уже отразились на нашей жизни в XXI веке. Важно подчеркнуть, что с помощью инноваций активно развивается любая сфера жизни, в которой они применяются. Так, например, нанотехнологии, применяемые в медицине, помогают спасти множество жизней. Не менее важны инновационные процессы в сфере туризма и сервиса.
На сегодняшний день можно сказать, что использование инноваций или по-другому «научно-технического творчества» в своей деятельности — это значит идти «в ногу со временем», где-то даже опережая тех, кто еще не использует новые технологии и методы в своей работе и жизни. Как говорят в своей работе Степанова Ю. Н. и Лесникова М. С. «В наше время инновации — это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания» [1]. Различные исследования доказывают нам, что именно наука и инновации, связанные с ней, сейчас составляют основу современного благосостояния и высокого уровня жизни населения, поэтому тема инноваций в туризме и сервисе сейчас особо актуальная тема.
В нашей стране понимание возрастающей роли инноваций становится все более явным. Так как качественное развитие сфер жизни невозможно сейчас без нововведений в управлении, производстве и даже туризме. Как сказано в работе Ждановой О. А. «Функции, которые выполняют инновации в рамках развития экономики и общества являются многочисленными» [2].
В этой статье рассмотрим наиболее интересные инновации, которые применяются, применялись или только планируются применяться в туризме и смежных с ним сферах.
Так, например, мы уже упомянули ранее об инновациях в коммуникациях. Появление современных средств информации и связи оказало глубокое влияние на общественное производство и быт людей. Теперь современную туристическую деятельность и работу туристических фирм нельзя представить без Интернета, т. к. подбор туров, бронирование, поиск отелей, покупка билетов уже на 90 % осуществляется с помощью него.
В сфере гостиничного бизнеса, который плотно соприкасается с индустрией туризма, есть новшество, которое сможет изменить отношение к современному туризму и повысить уровень комфорта клиентов — это электронные ключи от комнат в отелях. Суть заключается в том, что гостю на приложение андроид высылают ключ от комнаты отеля. При помощи данного приложения и специализированного ключа человек без труда сможет попасть в комнату и начать отдых без каких-либо проблем и долгих ожиданий. Это значит, что в скором времени на администраторов на ресепшене будет возложен меньший объем работ, и они смогут качественнее выполнять свои оставшиеся функции. Возможно, в скором времени отели смогут совсем отказаться от традиционного ресепшена. Так, например, в испанских гостиницах оператора Novotel появятся виртуальные консьержи, которые позволят посетителям получить всю необходимую информацию, а также воспользоваться различными сервисами. Кибернетические консьержи будут представлять собой установленные в лобби гостиниц дисплеи, при помощи которых постояльцы смогут выходить в интернет, получать информацию о погоде, транспорте и расположенных неподалеку достопримечательностях и так далее. Данные примеры демонстрируют влияние инноваций на рынок труда.
Рассмотрим на следующем примере влияние инноваций на транспортную отрасль. Сегодня аренда автомобиля обретает все большую популярность в туристических поездках, однако, эта деятельность может исчезнуть. На смену придут машины с автопилотом, которые будут доставлять клиентов по необходимым маршрутам с исключением возможностей обмана или других неприятных ситуаций. Подобное новшество будет развиваться и для экскурсионных поездок.
Еще одним новшеством станет виртуальная реальность, которая позволяет побывать на курортах практически вживую. Эмоции, которые человек переживает во время подобных показов, станут главной причиной для покупки тура, а это в корне меняет туристический маркетинг.
Следующий пример инноваций в сфере туризма являет собой приложения для улучшения работы обслуживающего персонала гостиниц. Компанией MTech было предложено приложение REX Room Expeditor для мобильных средств Apple iPhone/iPod. При помощи них можно оценить качество уборки вашего номера. Работа с данной технологией позволит улучшить не просто качество сервиса, но общий имидж гостиницы или отеля.
Инновации несут свое влияние не только не только на отдельные предприятия, но и на целые города. Например, создание современного высокотехнологичного комплекса, такого как 3D-планетарий в чешском городе Пльзень увеличило туристический поток в город почти на десять процентов. Данный планетарий представляет собой необычного объекта, подобных которому во всем мире насчитывается менее десятка. Еще одним примером может послужить необычный научный музей Нидерландов: музей NEMO тоже можно считать инновацией [3]. Архитектурный стиль здания очень необычен. Необычно, прежде всего, то, что все технические коммуникации объекта здесь выставлены на всеобщее обозрение. Любой желающий может видеть стальные перекрытия, вентиляционные и канализационные трубы, другие функциональные элементы здания. Основной целью музея является привить подрастающему поколению интерес к науке и технике, поэтому большая часть экспонатов музея создаётся самими его работниками из подручных средств и материалов — чтобы любой предмет можно было потрогать, покрутить в руках и рассмотреть со всех сторон.
Еще одним успешным примером инновационной деятельности в туризме можно назвать создание интерактивных и виртуальных музеев, и даже использование QR-кодов в обычных музеях — эти специальные метки при сканировании их мобильным устройством позволяют туристам получить дополнительную информацию об экспонате. Кроме того, такие метки можно увидеть на исторических зданиях Москвы. Стоит только считать с помощью специального приложения QR-код, как в этот же момент вы получите полную информацию об этом памятнике архитектуры. Это весьма полезное новшество для туриста.
Так, мы разобрались, что инноваций огромное множество даже в индустрии туризма, и все они несут свое значение. Какие-то помогают улучшить качество обслуживания и отдыха, какие-то увеличивают культурную ценность некоторых городов или же экспонатов, какие-то инновации помогают развивать образовательную и информативную функцию в туризме, но помимо всего прочего данная польза выражается еще и финансово. Таким образом, важность развития инноваций неоспоримо велика, т. к. они несут большой положительный эффект на всю сферу, в которой применяются.
В ходе работы было рассмотрено множество примеров инноваций в сфере туризма и сервиса. Так, мы выяснили, что роль инноваций в современном мире очень велика, т. к. благодаря результатам инновационной деятельности сфера, к которой применяются инновации, развивается, улучшается и процветает. Инновации помогают в развитии не только отдельных предприятий, но и целых городов и стран, а некоторые инновации в корне меняют методы работы в сфере во всем мире. Кроме того, выяснилось, что инновации несут не только экономическую пользу, но и могут повысить образовательную, культурную ценность, инновации охватывают все сферы жизни общества.
Таким образом, задачи, которые выполняют инновации в туризме и сервисе, многочисленны. Но самое важное — они несут огромную пользу для современного мира. Только благодаря развитию инноваций мир сможет развиваться по интенсивному пути развития, т. к. именно инновации позволяют улучшить условия жизни, сделать их более стабильными и благоприятными.
Литература:
- Степанова Ю. Н., Лесникова М. С. Роль инноваций в современном развитии российского общества // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 6.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17939 (дата обращения: 07.02.2021).
- Жданова, О. А. Роль инноваций в современной экономике / О. А. Жданова. — Текст: непосредственный // Экономика, управление, финансы: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 38–40. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/10/783/ (дата обращения: 07.02.2021).
- Музей Немо в Амстердаме. Все Музеи — URL: https://vsemuzei.com/niderlandy/muzej-nemo-v-amsterdame