Настоящая статья посвящена актуальным вопросам исполнения договоров аренды транспортных средств, а также специфике ответственности сторон по таким договорам. Также в статье анализируются проблемные аспекты взаимоотношений сторон по договора аренды транспортных средств.
Ключевые слова : аренда транспортных средств, ответственность сторон, исполнение обязательств.
На современном этапе развития независимой Российской Федерации важным заданием является конструктивное решение назревших проблем, возникающих при исполнении договоров аренды транспортных средств, с учетом особенностей ответственности по таким договорам. Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) договоры аренды транспортных средств выделяет в отдельный, самостоятельный подвид арендных отношений [1].
В параграфе 3 главы 34 ГК РФ нашли закрепление особенности аренды транспортных средств. Аренда транспортных средств может осуществлять с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, либо без таковой. Г. В. Филимонов уточняет, что договоры аренды транспортных средств представляют собой возмездное и двустороннее соглашение двух сторон — арендатора и арендодателя — по поводу предоставления транспортного средства во временное пользование и владение за соответствующую плату [8, с. 10]. Предполагается, что транспортное средство будет эксплуатироваться в производственных или коммерческих целях, с учетом возможности предоставления услуг по управлению, либо без таковых.
Одним из ключевых признаков данной категории договоров является их объект. К.М. Арсланов поясняет, что при заключении и исполнении договоров транспортной аренды стороны должны четко понимать, какой именно объект передается в аренду, и можно ли его отнести к категории транспортных средств [5, с. 4]. Транспортное средство, в широком смысле слова, является индивидуально-определенным видом имущества, которое обладает уникальными, особыми характеристиками, учитывающимися сторонами при заключении договоров аренды транспортных средств. Если арендатор и арендодатель не согласовали объект и не отразили его условия, то договор будет признан незаключенным.
По нашему мнению, основанному на анализе материалов судебной практики, среди важных признаков транспортного средства как объекта договора аренды необходимо упомянуть регистрационный номер и год выпуска, номера кузова и шасси, цвет и вид транспортного средства [2; 4]. Однако указанные признаки нельзя считать исчерпывающими в вопросах определения объекта договора аренды транспортных средств, поскольку на законодательном уровне отсутствует полноценный перечень индивидуальных характеристик транспортных средств, которых бы изначально достаточно для признания заключенного договора заключенным.
Так, определением Московского городского суда делу № 33–28232/2019 от 30 июля 2019 г. в удовлетворении исковых требований было отказано по причине того, что стороны не заключили договор в соответствии с нормами действующего законодательства, поскольку не отразили в договоре данные о цвете транспортного средства, его марке, государственном номере транспорта и номере его кузова. В связи с отсутствием данных характеристик объект аренды не представляется возможным в полной мере индивидуализировать [2]. Кроме того, как отмечает М. А. Бажина, на арендодателя возложен факт доказывания эксплуатации транспортного средства в случае признания ничтожным самого договора [6, с. 50].
В ст. 634 ГК РФ предусматривается, что арендодатель в течение всего срока действия договора аренды транспортного средства с экипажем должен поддерживать его надлежащее состояние. При этом включается и осуществление капитального и текущего ремонта. Услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, которые предоставляются арендатору, должны обеспечивать безопасную и нормальную эксплуатацию транспортного средства, в четком соответствии с целями аренды, которые закреплены в договоре. Законодатель позволяет сторонам отразить в договоре аренды транспортных средств более широкий круг отношений по поводу оказания услуг, нежели это предусмотрено действующим законодательством (ст. 635 ГК РФ). Согласно материалам судебной практики, путевой лист, который был подписан арендатором, свидетельствует о том, что транспортное средство с экипажем передано в аренду [3].
Также очень важно, чтобы состав экипажа транспортного средства и его квалификация в полной мере отвечали условиям договора и другим правилам, которые установлены законодательства. Во внимание следует принимать и сложившуюся практику эксплуатации транспортного средства. По отношению к арендодателю члены экипажа выступают работниками, следовательно, обязаны четко следовать всем его распоряжениям, особенно по вопросам управления и технической эксплуатации, учитывать важные распоряжения арендатора, которые касаются коммерческой эксплуатации транспортного средства.
Очевидным признаком выделения договора аренды транспортного средства является срок действия такого договора. Данное обстоятельство связано с природой образования самого транспортного средства и сроком его эксплуатации. «Несмотря на тот факт, что предельные сроки договора аренды транспортных средств законом не установлены, по своей правовой природе договор аренды является таким соглашением, благодаря которому индивиду (арендатору) предоставляется возможность удовлетворить временную потребность в имуществе» [7, с. 59]. Итак, одним из принципов договора аренды транспортных средств является его срочность. С одной стороны, общие нормы о сроке аренды (п. 1–2 ст. 610 ГК РФ) диспозитивны и не ограничивают, как правило, срок договора минимальными и максимальными временными рамками. С другой стороны, системное толкование норм § 3 гл. 34 ГК РФ (прежде всего ст.ст. 632, 642) формирует определенное представление о срочном характере договора аренды транспортного средства.
Таким образом, исполнение договоров аренды транспортного средства регулируется не только нормами ГК РФ, но и определяется непосредственно содержанием заключенной сделки, где стороны могут предусмотреть, например, более широкий и масштабный перечень услуг. Учитывая положения ст.ст. 632–642 ГК РФ, заинтересованные стороны могут заключить договоры аренды транспортных средств с экипажем или без такового. Также при исполнении договоров аренды транспортных средств сторонам следует принимать во внимание обычную практику эксплуатации транспортных средств, положения и предписания кодексов и транспортных уставов.
Выделение договора аренды транспортного средства в качестве отдельного вида договора аренды продиктовано особенностями его объекта — транспортного средства, срока годности транспортного средства к эксплуатации, а также отдельным чертам, исключительно свойственным отношениям, которые вытекают из договора аренды транспортного средства. Следовательно, существует необходимость учитывать специфику как самого договора аренды, так и соответствующих определяющих признаков данных правоотношений.
Литература:
- Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/
- Апелляционное определение Московского городского суда от 30.07.2019 по делу № 33–28232/2019 // СПС «Консультант Плюс».
- Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.02.2020 № Ф03–149/2020 по делу № А51–26542/2018 // СПС «Консультант Плюс».
- Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.06.2020 № 33–9152/2020 по делу № 2–3677/2019 // СПС «Консультант Плюс».
- Арсланов К. М. О соотношении ст. 632 (фрахтование на время) и ст. 787 (договор фрахтования — чартер) Гражданского кодекса РФ // Транспортное право. 2018. № 1. С. 3–6.
- Бажина М. А. К вопросу о разграничении договора аренды транспортного средства и договора фрахтования // Бизнес, Менеджмент и Право. 2017. № 3–4. С. 49–52.
- Бурняшев Д. В. Все об аренде: недвижимость, транспорт и другое имущество. М.: Редакция «Российской газеты», 2019. Вып. 12. 160 с.
- Филимонов Г. В. Соотношение договора фрахтования (ст. 787 ГК РФ) и фрахтования на время (ст. 632 ГК РФ) // Транспортное право. 2020. № 3. С. 10–13.