Ключевые слова: самостоятельная работа, навык самообучения, развитие навыков, самообразование, самообучение
Мир после 2020 года претерпел много изменений, в том числе и в области образования. В современных условиях навыки самостоятельного обучения и самостоятельной работы становятся не просто необходимостью, а фундаментом, который способствует более качественному овладению учебными знаниями, активизирует познавательные интересы учащихся и вместе с тем «формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования» (В. И. Загвязинский). Поэтому перед учителями всего мира и перед нами, в частности, стоит очень важная и сложная цель — развить этот навык у учащихся в условиях онлайн обучения.
Актуальность проблемы овладения навыками самообразования диктуется не только современными реалиями — карантином, но и обусловлена потребностью в формировании у учащихся личностного самоопределения.
Для определения уровня сформированности навыков самостоятельной работы и потребности в умении обучаться самостоятельно было проведено анкетирование учащихся разной возрастной категории от 7 класса до 12 , по результатам которого стало ясно, что у отсутствуют навыки нормирования и планирования, а также был сделан ряд существенных выводов, которые в дальнейшем определили выбор форм и методов работы в ходе исследования.
Вопросы исследования:
− определить сильные и слабые стороны в использовании интерактивных методов обучения для формирования навыков самостоятельной работы
− выяснить на каких предметах легче научить детей самостоятельной работе — английский язык, физика или математика. Предметы гуманитарной направленности или естественно-математического цикла
− получить обратную связь от учащихся, сравнить результаты качества знаний с предыдущими годами
Методы исследования:
Согласно мнению многих исследователей (А. В. Барыбин, А. С. Елизаров, А. Р. Ганеева, Э. А. Сарибекова и др.), самостоятельная работа содержит в себе потенциал для активизации внутренних познавательных мотивов студента к приобретению новых знаний и его стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию. И что самое важное такая работа носит индивидуальный характер, т. е. каждый ученик выберет для себя подходящий источник информации отталкиваясь от своих потребностей и желаний. Следует отметить, что учащимся интереснее учиться самостоятельно, если задания носят непринужденный характер и содержит элементы игры. Поэтому в ходе исследования было решение использовать ресурсы онлайн платформы Nearpod.com в которой органически сочетаются игровые формы обучения, виртуальные лабораторные работы и видео уроки. Функция «Draw It» позволяет всем учащимся писать одновременно на доске, и учитель имеет возможность отследить прогресс каждого ученика в режиме реального времени. По окончанию урока можно скачать отчет о проведенном уроке, в котором содержится процент выполнения задания классом, а также каждого по отдельности (рисунок 1).
Рис. 1
Для того, чтобы учебные потребности не расходились с реальными, учителями физики было предложено, введение проблемных заданий для организации самостоятельной работы. Основные идеи данной методики разработали Дж. Дьюи и его ученик У. Килпатрик, считавшие, что обучение должно быть ориентировано на целесообразную деятельность обучающихся, связанную с личным интересом. Ученикам предлагалась проблема, взятая из реальной жизни, значимая для каждого и непосредственно связанная с учебным материалом. Задача детей самостоятельно или совместными усилиями ее разрешить. В процессе работы и наблюдения был сделан вывод, что такая метод позволяет не только развить навык самостоятельной работы, но и наладить социальные связи. Ведь именно использование совместных инструментов для решения (обучения) проблем, которые один человек в одиночку не может решить сам. Эти формы совместного строительства также относятся к конкретным аспектам взаимодействия, таким как процессы связывания людей в пространстве и времени (van Dijck, 2013).
Недостатки в использовании методов:
1) постановка проблемной задачи не подходит для использования на каждом уроке, так как каждая тема не может быть основана на проблеме.
2) Для решения задач требуется много времени, так как она состоит из нескольких этапов.
3) Есть трудности в группировке студентов. (разный уровень подготовки и знаний обучающихся, типы личности)
Основным выводом исследования, что развитие навыков самообучения и самообразования, требует от учителя стимулирования творческого потенциала учащихся, усиления внутренней мотивации к обучению. Этого можно добиться только самому подходя творчески к созданию урока.
В этот сложный период в системе образования мы стремилась максимально эффективно использовать все инновационные технологии и онлайн платформы. Итоговые показатели и успешность освоения дистанционной формы обучения, организованной за столь короткое время, дали ожидаемые результаты. По итогам четверти у студентов повысилось качество знаний, а также появился стимул и интерес к урокам. Одним из заданий для учащихся было выполнение практической работы и снятие этой работы на видео. Каждое отснятое видео не осталось без внимания — учащимся была предоставлена обратная связь со стороны учителя, а в дальнейшем планируется проведение исследовательской работы по выбранной теме.
А также урок, проведенный на платформе Nearpod, позволил учащимся самостоятельно делать виртуальные лабораторные работы, решать задачи совместно с учителем в режиме реального времени, проверять качество своих знаний и при этом эффективно используя свое время.
Мы продолжаем работу над исследованием и планируем привлечь учителей и других дисциплин к развитию данного навыка.
Литература:
- Михайлова Е. Н. (2010). Педагогические риски в исследовательской и экспериментальной деятельности: прогнозирование и снижение. Мир науки, культуры, образования, -- Mikhailova, E. N. (2010). Pedagogical risks in research and experimental activities: forcasting and mitigation. World of science, culture, education,
- Плаксина И. В. (2004). Интерактивные технологии в образовании. ----Plaksina, I. V. (2004). Interactive technologies in education.
- Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпритация: Учебное пособие для студентов вузов / В.И Загвязинский, — М: Академия, 2001.– 192 с.
- Захарова, Е. В. Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в вузе / Е. В. Захарова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. — 2007. — № 3. — С. 281–284
- Чечель, И. В. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. В. Чечель // Директор школы. — 1998. — № 4. — С. 7–12