Технология майндмэппинга и ее практическое использование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лиманова, Н. И. Технология майндмэппинга и ее практическое использование / Н. И. Лиманова, А. А. Русскина, А. С. Рыжов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78527/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы рассматривают такую технологию, как майндмэппинг. Разбирают особенности создания карт связей, описывают инструменты для их построения и изучают правила построения ментальных карт. Благодаря соблюдению данных правил можно оптимизировать создание интеллектуальных карт для заданных целей. Была опробована одна из систем для составления таких карт.

Ключевые слова: майндмэппинг, ментальная карта, mind mapping, карты памяти, карты разума, обучение, эффективность, эффективное обучение.

В современном мире наблюдается тенденция увеличения объёмов информации. В связи с этим в процессе выполнения какой-либо работы, связанной с поиском данных, человеку необходимо обработать и систематизировать огромный объём информации. К сожалению, большинство людей тратят много сил и энергии на то, чтобы «докопаться до истинны» в той или иной теме. К примеру, студент на лекции чаще всего применяет неэффективные технологии конспектирования лекций, это приводит к тому, что материал будет плохо им усвоен. У многих людей за всю жизнь может так и не сформироваться умение самостоятельно проводить анализ и систематизацию информации.

Одним из помощников в систематизации информации является майндмэппинг. Технология «mind mapping» — это один из наиболее эффективных методов, который помогает облегчить процесс понимания и усвоения информации с использованием графической записи в виде диаграммы. Проще говоря, такая технология используется, когда нужно найти наиболее эффективное решение поставленной задачи. Также диаграммы связей востребованы в различных формах и приложениях, таких как обучение, образование, планирование и так далее.

Области применения технологии mindmapping

– Обучение

– Конспектирование лекций

– Конспектирование книг

– Подготовка материала по определенной теме

– Решение творческих задач

– Мозговой штурм

– Презентации

– Составление списков дел

– Развитие интеллектуальных способностей

– Обобщение и структуризация знаний

В переводе «mind map» («mind» — разум, «map» — карта) означает «интеллект-карта», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «карта мыслей» или «схема мышления». Такие карты позволяют активизировать деятельность обоих полушарий мозга, благодаря чему можно более эффективно использовать ментальные способности человека.

Стоит сказать, что технология была предложена в шестидесятых годах двадцатого века. Автором данного метода считается британский психолог Тони Бьюзен, который и зарегистрировал словосочетание MindMapping®. В целом же записи в графическом виде были разработаны ещё в 3 веке н. э. Порфирием из Тироса, который изобразил концепцию категорий философии Аристотеля.

Автор mind map советует использовать некоторые рекомендации по составлению ментальных карт:

  1. Необходимо сконцентрировать своё внимание на центральном образе.
  2. Использовать графические схемы, изображения и образы.
  3. Вести работу над картами необходимо более творчески, используя в ней множество ярких цветов.
  4. Присутствие объемных изображений, объёмных трапеций и параллелепипедов, поможет вам сфокусироваться на более важных деталях карты.
  5. Рисуйте что-нибудь вызывающее, что заставит вас задуматься о каких-либо тонкостях каждой части карты, чтобы привлечь внимание. Это можно воплотить в виде рисования сердечек, восклицаний и вопросиков.
  6. Также эффект объемности можно повысить, если использовать различные шрифты и их размеры, изменять толщину линий и масштаба графики.
  7. Важным критерием является использование стрелок для подчеркивания различных связей между элементами умной карты.
  8. Можно шифровать и изобретать сокращения, которые будут понятны только Вам.
  9. Используйте только одно ключевое слово на одну линию, так как это вам поможет разделить карту на различные значимые части.
  10. Ключевые слова использовать над ассоциативными линиями, с условием, что длина каждой линии должна равняться длине относящейся к ней ключевой фразе.
  11. Ограничивайте количество важной информации с помощью ассоциативных линий.
  12. Для получения иерархии нужно пользоваться номерной последовательностью в изложении своих мыслей.

Пример составления интеллектуальной карты

Рис. 1. Пример составления интеллектуальной карты

Из рис. 1 очевидно, что карту можно расширить до бесконечности путём добавления новых ветвей. Несмотря на то, что она может достичь огромных размеров, целостность восприятия центрального образа не нарушается, что важно при накоплении и систематизации информации об исследуемом объекте. Алгоритм действий при построении интеллект-карты:

  1. Центральный образ должен быть в центре листа. На рисунке 2 это большая надпись «интеллект-карта».
  2. Далее идут основные темы, которые связаны с центральным образом. Это такие ключевые понятия, которые раскрывают центральную мысль.
  3. Также отображаем последующие идеи в виде ветвей, которые отходят от ветвей более высокого порядка. Главное — связывать все мысли, которые излагаются на бумаге.
  4. Делаем карту более эффективной с помощью использования цветов. Цвета воспринимаются мозгом гораздо быстрее, чем текст.
  5. Также добавляем рисунки, символы и так далее, всё, что ассоциируется с ключевыми словами.
  6. При необходимости можно соединить понятия на разных ветках с помощью дополнительных стрелок.
  7. Для большей понятности можно оформить на карте фоновыми цветами различные смысловые блоки.

После составления такой подробной интеллектуальной карты будет достаточно просмотреть все картинки, что были нарисованы при составлении и в голове тут же всплывёт необходимая информация.

На сегодняшний день ментальные карты можно также создавать и в онлайн-формате. Сервисов для составления ментальных карт — великое множество. Вот некоторые из них: mind42, coggle, mindmeister, XMind, iMindMap.

Mind42 — бесплатный онлайн-сервис, доступный на русском языке, имеющий достаточно простое и монотонное оформление, поэтому подойдет больше для ознакомления с методикой или структурирования информации.

Coggle — сервис, разработанный компанией Google, интерфейс которого частично переведен на русский язык и присутствует бесплатная пробная версия. Этот сервис будет комфортным для работы в команде, а также в нем есть большое количество примеров карт, с помощью которых можно подобрать интересное оформление для ваших карт.

Mindmeister — так же, как и у Coggle есть пробная бесплатная версия, больше возможностей оформления с помощью изображений и заметок.

XMind — этот сервис доступен только на компьютере. В нем есть большая коллекция шаблонов и вариантов оформления. Тут более расширенная бесплатная версия, чем у других сервисов, но присутствуют свои ограничения в построении интеллектуальных карт.

iMindMap — это сервис от автора методики построения ментальных карт Тони Бьюзена. Есть пробная версия и бесплатное обучение по построению mind-карт. Имеет яркий, органичный стиль, все ветки имеют разные цвета, есть возможность сделать анимированную трехмерную презентацию.

Мы решили провести эксперимент и спроектировали mind-карту плана на неделю, чтобы показать, как оптимизировать наши дни, не прибегая к составлению списков и не полагаясь на нашу память. Для создания этой карты мы использовали сервис iMindMap. На рисунке 3 приведен пример использования данного сервиса.


Пример mind-карты

Рис. 3. Пример mind-карты


В заключение можно сказать, что ментальные карты помогают представить идеи, концепции, информацию в понятной форме, дают целостную картинку, облегают запоминание этой самой информации, так как использование рисунков убирают разрыв между словом и образом. На сегодняшний день с большим потоком информации, применение интеллект-карт могут дать огромные положительные результаты, развивают креативное и критическое мышление, память и внимание составляющего карту.

Литература:

  1. Бьюзен Научите себя думать! / Бьюзен, Т.. — 2-е изд. — Минск: Попурри, 2018. — 224 c.
  2. Бьюзен Думайте эффективно / Бьюзен, Т.. — Минск: Попурри, 2006. — 104 c.
  3. Бьюзен Интеллект-карты. Практическое руководство / Бьюзен, Т., Б. Бьюзен. — Минск: Попурри, 2010. — 368 c.
  4. Mind Mapping, или как заставить свой мозг работать лучше. // Хабр: [сайт]. — URL: https://habr.com/ru/company/devexpress/blog/291028/ (дата обращения: 08.02.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): центральный образ, сервис, систематизация информации, интеллектуальная карта, русский язык, составление.


Похожие статьи

Применение результативных методик для создания инновационных идей в процессе дизайн-мышления

В статье автор рассматривает особенности дизайн-мышления. Проанализирована результативность методик для создания инновационных идей, охарактеризован формсторминг как разновидность визуального мышления, одного из эффективных инструментов дизайнера. Ра...

Блокчейн: влияние на будущее технологий

В статье автор рассмотрел такое понятие, как «блокчейн», и выявил, как технологии блокчейна будут влиять на будущее. Также автор выявил преимущества и недостатки блокчейна и рассмотрел спектр отраслей, в которых он может применяться.

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России

В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...

Технология блокчейн. Опыт применения в таможенной деятельности Российской Федерации

В статье анализируется технология блокчейн, ее сущность, а также опыт применения данной технологии в деятельности таможенных органов. Блокчейн технология, не новомодное слово, используемое на просторах интернета. Эта технология, представляющая собой ...

Внедрение искусственного интеллекта в бизнес-процессы

В статье автор рассматривает актуальную и важную тему внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в бизнес-процессы, подчеркивая его влияние на различные аспекты деловой деятельности. Автор описывает, как ИИ может трансформировать управление цепочками п...

Выбор оптимального маршрута грузоперевозок автомобильным транспортом с использованием искусственных нейронных сетей

Планирование маршрута грузоперевозок является ключевой задачей логистов любой транспортной компании. Использование нейронных сетей для этого позволяет учитывать неопределенность и неполноту исходной информации. В работе описывается процедура выбора о...

Стили саморегуляции у студентов гуманитарных специальностей

В статье автор исследует основные тенденции и различия в подходах к саморегуляции среди студентов гуманитарных специальностей. В ходе исследования было выявлено что студенты с высоким уровнем саморегуляции могут быть вовлечены в более сложные проекты...

Значение и основные принципы программированного обучения

В этой статье говорится о том, что в современном мире с развитием общества и технологии, важно изменить и обучение в области образования. Учитывая такую особенность, автором предлагается методика программированного обучения. Речь пойдут о том, что в ...

Современная методика оценки результатов обучения

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные задачи, проекты. Использование данной методики способствует развитию познавательны...

Похожие статьи

Применение результативных методик для создания инновационных идей в процессе дизайн-мышления

В статье автор рассматривает особенности дизайн-мышления. Проанализирована результативность методик для создания инновационных идей, охарактеризован формсторминг как разновидность визуального мышления, одного из эффективных инструментов дизайнера. Ра...

Блокчейн: влияние на будущее технологий

В статье автор рассмотрел такое понятие, как «блокчейн», и выявил, как технологии блокчейна будут влиять на будущее. Также автор выявил преимущества и недостатки блокчейна и рассмотрел спектр отраслей, в которых он может применяться.

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России

В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...

Технология блокчейн. Опыт применения в таможенной деятельности Российской Федерации

В статье анализируется технология блокчейн, ее сущность, а также опыт применения данной технологии в деятельности таможенных органов. Блокчейн технология, не новомодное слово, используемое на просторах интернета. Эта технология, представляющая собой ...

Внедрение искусственного интеллекта в бизнес-процессы

В статье автор рассматривает актуальную и важную тему внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в бизнес-процессы, подчеркивая его влияние на различные аспекты деловой деятельности. Автор описывает, как ИИ может трансформировать управление цепочками п...

Выбор оптимального маршрута грузоперевозок автомобильным транспортом с использованием искусственных нейронных сетей

Планирование маршрута грузоперевозок является ключевой задачей логистов любой транспортной компании. Использование нейронных сетей для этого позволяет учитывать неопределенность и неполноту исходной информации. В работе описывается процедура выбора о...

Стили саморегуляции у студентов гуманитарных специальностей

В статье автор исследует основные тенденции и различия в подходах к саморегуляции среди студентов гуманитарных специальностей. В ходе исследования было выявлено что студенты с высоким уровнем саморегуляции могут быть вовлечены в более сложные проекты...

Значение и основные принципы программированного обучения

В этой статье говорится о том, что в современном мире с развитием общества и технологии, важно изменить и обучение в области образования. Учитывая такую особенность, автором предлагается методика программированного обучения. Речь пойдут о том, что в ...

Современная методика оценки результатов обучения

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные задачи, проекты. Использование данной методики способствует развитию познавательны...

Задать вопрос