Интенсивность движения на дорогах города Санкт-Петербург с каждым годом увеличивается. Это вызвано увеличением автомобильного парка города и возрастающими потребностями народного хозяйства в автотранспортных перевозках. В настоящее время городские пассажирские перевозки осуществляются по дорогам общего пользования, на которых присутствуют повреждения дорожного покрытия, также городской пассажирский транспорт эксплуатируется в летний или зимний период при различных температурных нагрузках, все это влияет на техническое состояние транспортного средства.
Отсутствие контроля технического состояния городского пассажирского транспорта может привести к дальнейшему усложнению дорожного движения и увеличению дорожно-транспортных происшествий.
Ключевые слова: контроль, техническое состояние, городской пассажирский транспорт, особенности, организация процесса, минимизация.
Traffic intensity on the roads of the city of Saint Petersburg is increasing every year. This is due to the increase in the city's car fleet and the growing needs of the national economy in road transport. Currently, urban passenger transport is carried out on public roads where there is damage to the road surface, as well as urban passenger transport is operated in summer or winter at various temperature loads, all this affects the technical condition of the vehicle.
Lack of control over the technical condition of urban passenger transport can lead to further complication of traffic and an increase in road accidents.
Keywords: control, technical condition, urban passenger transport, features, organization of the process, minimization.
Контроль качества технического состояния городских автобусов является составной частью производственного процесса любого предприятия, на балансе которого имеются городские автобусы. Основная задача предрейсового контроля технического состояния на предприятие — выпуск на линию подвижного состава в технически исправном состоянии, с исключением внезапные отказов и поломок на маршрутах, также обеспечить уверенную и качественную работу водителей городских автобусов.
С помощью контроля технического состояния автобусов достигается предупреждение отказов и неисправностей городских автобусов, которые могут бы причиной дорожно-транспортного происшествия или повлиять на его исход.
Для того, чтобы минимизировать данные исходы, требуется обратить внимание на организацию и процесс предрейсового контроля технического состояния подвижного состава при выпуске на линию и возврата на предприятие.
Осуществляемый специалистами контроль не освобождает от ответственности руководителей соответствующих структурных подразделений предприятия за некачественное выполнение своих должностных обязанностей, а именно выпуск на линию неисправного подвижного состава.
От качества предрейсового контроля технического состояния подвижного состава при возврате с линии зависят своевременное выявление и устранение отказов и неисправностей городских автобусов. Поэтому работу на контрольно-техническом пункте (КТП) следует организовать так, чтобы проверка и осмотр всего подвижного состава предприятия проводились своевременно и качественно.
Например: в настоящее время СПб ГУП «Пассажиравтотранс» располагает 6-ю автобусными парками, которые обеспечивают перевозку пассажиров по 169 маршрутам города, в том числе и пригорода. Подвижной состав предприятия состоит из 1931 автобуса.
На предприятии используется автобусы с 6-ю классами вместимости пассажиров, а именно:
– 1БН — 1 класс большой вместимости, низкопольный (вместимость
– от 90–139 пассажиров);
– 2БВ — 2 класс большой вместимости, высокопольный (вместимость
– от 140 –149 пассажиров);
– 2БН — 2 класс большой вместимости, низкопольный (вместимость
– от 140 –149 пассажиров);
– БК — большой класс вместимости (вместимость до 90 пассажиров);
– ОБВ — особо большая вместимость, высокопольный (вместимость свыше 150 пассажиров);
– ОБН — особо большая вместимость, низкопольный (вместимость свыше 150 пассажиров).
Предрейсовый контроль технического состояния городских автобусов особенно важен для данного предприятия. Сопоставив пассажировместимость используемых автобусов на предприятии и если во время наивысшей транспортной нагрузки произойдет дорожно-транспортного происшествия, из-за некачественного контроля технического состояния, это повлияет на загрузку улиц и магистралей транспортом, снизится производительность работ пассажирских перевозок, а при неблагоприятных последствиях может повлечь за собой причинение вреда здоровью пассажиров.
Статистика участия городских автобусов, предприятий обеспечивающих пассажирские перевозки, в дорожно-транспортных происшествия из-за некачественного контроля технического состояния за 2019 год представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Статистика участия городских автобусов, предприятий, обеспечивающих пассажирские перевозки, в дорожно-транспортных происшествия из-за некачественного контроля технического состояния за 2019 год
В соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 2018 г. № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (далее — Приказ): «контроль технического состояния на предприятиях, которые занимаются перевозками, разделяется на два вида» [1]:
- «предрейсовый — контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства».
- «предсменный — контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала смены, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает более одного рейса».
«На основании Приказа при проведении контроля технического состояния городских автобусов должны быть проверены» [1]:
1) «исправность:
– тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);
– рулевого управления;
– стеклоомывателей;
– колес;
– шин;
– звукового сигнала»;
– «тахографа (если обязательность его установки предусмотрена законодательством Российской Федерации)» [2];
– «аппаратуры спутниковой навигации (если обязательность ее установки предусмотрена законодательством Российской Федерации)» [3];
– «устройства (системы) вызова экстренных оперативных служб (если обязательность его (ее) установки предусмотрена законодательством Российской Федерации)» [4];
2) «исправность предусмотренных конструкцией транспортного средства:
– замков дверей кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков;
– устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
– устройств обогрева и обдува стекол;
– тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей)»;
3) «наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства:
– индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности, влияющей на безопасность дорожного движения (проверяется при работающем двигателе);
– стекол и обзорности с места водителя;
– зеркал заднего вида и их креплений;
– заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков;
– ремней безопасности (если обязательность их установки предусмотрена законодательством Российской Федерации) и (или) подголовников сидений и их работоспособность» [5];
4) «работоспособность в установленном режиме:
– стеклоочистителей;
– внешних световых приборов и световозвращателей;
5) герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств;
6) укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами;
7) отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V Технического регламента».
В СПб ГУП «Пассажиравтотранс» — филиал «Автобусный парк № 6" утверждено «Положение об отделе технического контроля» от 12.04.2018 (далее — Положение) [6], в соответствии с которым, основной задачей отдела является пункт 3.3 — «Выявление недостатков при проведении ремонтных работ и повышение технологической дисциплины. Контроль качества технического состояния транспортных средств при выпуске на линию и возврата на предприятие».
Данное Положение не ссылается на руководящий действующий Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 2018 г. № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств», также в Приказе нет норм хронометрирования операций по предрейсовому и предсменному контролю для одного городского автобуса.
Таким образом, существует потребность в разработке отдельной процедуры, технологического процесса именно по городским автобусам в дополнение к Приказу, также требований к оснащению (КТП), участка предрейсового контроля. Результаты научно-исследовательских разработок будут приведены в следующих статьях.
Литература:
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 2018 г. № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств”.
- Статья 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
- Пункты 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 35, ст. 4037; 2010, № 52, ст. 7104; 2016, № 47, ст. 6640).
- Пункт 13.1 Технического регламента.
- Приложение № 2 к Техническому регламенту.
- «Положение об отделе технического контроля» от 12.04.2018 СПб ГУП «Пассажиравтотранс» филиал «Автобусный парк № 6"