Психологическое сопровождение профессионального становления личности обучающегося с инвалидностью и ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.

Дата публикации: 10.02.2021

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Коваленко, О. В. Психологическое сопровождение профессионального становления личности обучающегося с инвалидностью и ОВЗ / О. В. Коваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 186-190. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78544/ (дата обращения: 16.11.2024).



Профориентация — это система мероприятий, направленных на наиболее эффективное решение проблемы сопряжения человека и профессии. Это система психолого-педагогических, медицинских и государственных мероприятий, помогающих человеку выбрать свою профессию с учетом своих интересов, способностей и возможностей.

Полноценное включение большую часть инвалидов в социум в настоящее время встречает значительные трудности. Это обусловлено, прежде всего, ограничениями на получение равноценного общего и профессионального образования и как следствие этого, снижением социально-экономической независимости, материальной и моральной привязанностью инвалида к государству, к обществу, к семье.

В ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна» профориентационная работа осуществляется с помощью организации масштабного мероприятия «Абилити Парк». Данная разработка включает в себя несколько этапов: открытие, посещение профессиональных локаций (дизайн, парикмахерское искусство, логистика, художник по костюмам и т. д.), психологическое сопровождение.

Стоит отметить, что в более масштабном проведении данного мероприятия есть возможность устраивать посещение профессиональных локаций в нескольких колледжах поэтапно, что предоставляет возможность каждому выпускнику школ взвесить все свои «хочу», «могу» и «надо» и сделать необходимый профессиональный выбор.

«Хочу» появляется, когда мы перестаём соответствовать чужим идеалам и направляемся на встречу собственным — и это позволяет раскрывать свой потенциал» — эта емкая цитата Эль Луна из книги «Между надо и хочу…», моментально погружает нас в то, что, если мы хотим чего то добиваться, то только лишь через раскрытие своих потенциальных возможностей. О том, как этот процесс профессионального определения реализуется на психологическом уровне и как это можно увидеть, распознать и развить, не только с ребенком нормативного развития, но инвалидом, попытаюсь вам раскрыть по средствам данной статьи. В чем особенность данной тематики? — вы в праве задать этот вопрос. Особенность лишь только в том, что если мы работаем с детьми с инвалидностью, мы всегда должны помнить, что каждое задание, диагностический метод подбирается более индивидуализировано, в зависимости от нозологий.

Психологическое сопровождение состоит из 6 этапов: первичная диагностика; коррекционно-развивающее занятие; анализ собственных возможностей и рефлексия результатов; вторичная диагностика; создание профессионального профиля; интерпретация результатов профиля.

И сразу, чтобы не нарушать логической цепи всего мероприятия, хотелось бы оговориться, что 1 этап психологического сопровождения — «первичная диагностика», одновременно является и началом всей профориентационной площадки. Также, 5–6 этапы — «создание профессионального профиля и интерпретация его результатов», являются заключительными и завершают все мероприятие. Со 2 по 4 этап старшеклассники проходят уже, посетив все остальные представленные профессиональные локации (парикмахерское искусство, художник по костюму, дизайн и т. д.). (рисунок № 1)

Рис. 1

На первом этапе первичной диагностики старшеклассникам даётся возможность «покопаться» в себе с целью осознания собственной уникальности, выявления индивидуально-типологических профессиональных различий, оценки эмоционального состояния, а также диагностики типа реакции на фрустрацию.

Для осознания собственной уникальности используется упражнение «Снежинки», с простой инструкцией, которую вы видите на экране. Но результат будет индивидуален, если даже эту методику проводить одновременно с 1000 человек.

Для определения типажа в профессиональной сфере я использую 2 методики, первая из которых, «Не дай человеку упасть». И сейчас, вы можете сами попробовать ее на себе. Посмотрите на данный рисунок и решите для себя 2 вопроса:

  1. Падает ваш человек или прыгает.
  2. Чтобы вы дорисовали, какой предмет, чтобы ваш человек не разбился.

Интерпретация не сложная: если человек прыгает — вы решительны и активны, падает — соответственно наоборот (рисунок № 2).

https://psycabi.net/images/test-geshtalt-1.jpg

Рис. 2

В зависимости от того, чтобы вы хотели нарисовать: водоем, батут, человек, который ловит или представили, что ваш человек просто идет по горам, мы получаем интерпретацию, которую вы видите рисунке № 3.

Рис. 3

Вторая экспресс-методика «Конструктивный рисунок человека» предоставляет возможность понять, к чему мы склоняемся в профессиональном плане. С помощью простой инструкции и трех геометрических фигур дети, и не только, с большим интересом выполняют эту методику, которую с легкостью найдете в интернет-ресурсах.

Уникальным проективным методом по выявлению эмоционального состояния является методика «Кактус», которая очень удобна в использовании, а также очень информативна. Параметры диагностики данной методики следующие:

– Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

– Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим.

– Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок.

– Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа

– Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, необычность форм.

– Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

– Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов.

– Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии

– Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.

– Экстравертированность — наличие других кактусов, цветов.

– Интровертированность — изображен только один кактус.

– Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса.

– Стремление к одиночеству — изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.

Ассоциативно-рисуночный тест С. Розенцвейга, это последняя методика на первичной диагностике, которая позволяет выяснить каждому уровень регуляции социального поведения в процессе труда и его модель в ситуации принятия решения. Данная методика, в отличие от вышеуказанных обрабатывается психологом самостоятельно, так как совместно с детьми это сделать невозможно, тем более, что после нее они отправляются на другие профессиональные локации.

Второй этап психологического сопровождения — это коррекционно- развивающая работа, где первоначальным и обязательным условием идет принятие общих правил, которые позволяют создать комфортную обстановку в колледже. Далее, более близкое знакомство с каждым участником группы происходит именно сейчас с помощью упражнения «Визитная карточка». Погружение в профессиональное самоопределение начинается с экспресс задания «Профессия в цвете». Выбор соответствующей цветной карточки интерпретируется следующим образом:

– Белый — лидер-организатор, мотивирован рабочим процессом.

– Желтый — лидер-вдохновитель, ориентирован на людей.

– Красный — исполнитель.

– Зеленый — зритель / человек-настроения

Следующим способом погружения в тематику служит упражнение «Самая-самая», где каждому старшекласснику приходится вспомнить целый спектр профессий (самая сладкая профессия, самая жестокая, самая смешная и т. д.).

Упражнение «Я дома, я на работе» позволяет участникам выйти на имеющиеся стереотипы поведения и мышления, посмотреть на свое отношение к профессии, как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии. Только при учете всего этого можно определить изменения в своем дальнейшем поведении и деятельности.

Третий этап психологического сопровождения позволяет нам не только получить обратную связь о качестве и необходимости всего мероприятия, но каждому из участников задуматься над главными профессиональными вопросами.

На четвертом этапе — на вторичной диагностике, каждый из участников выясняет для себя на сколько в нем развит уровень стремления к успеху и избегание неудач, а также их соотношение, баланс или дисбаланс. В этом нам помогает методика Мехрабиана «Измерение мотивации достижения».

На 5 этапе каждым из участников заполняется профессиональный профиль. Данный профиль основан на пройдённых диагностиках (рисунок № 4).

Рис. 4

Заполненный профиль выглядит как краткий, но в тоже время очень информативный экскурс, который поможет сориентироваться в желаниях и способностях старшеклассника.

Литература:

  1. Меерзон Т. И. Современные проблемы инклюзивного образования- 2015 — С. 78–81.
  2. Юрченко Л. Г. Обеспечение психологической безопасности участников инклюзивного образовательного — 2016. — Том № 5/3.
  3. Байрамов В. Д. Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты — М.: МГГЭУ, 2016. — 847 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое сопровождение, ваш человек, первичная диагностика, профессиональный профиль, этап, вторичная диагностика, парикмахерское искусство, простая инструкция, собственная уникальность, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Развитие и коррекция познавательной активности младших школьников с ОВЗ

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период

Особенности обучения изобразительной деятельности детей с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и РАС

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения обучающихся

Похожие статьи

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Развитие и коррекция познавательной активности младших школьников с ОВЗ

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период

Особенности обучения изобразительной деятельности детей с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и РАС

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения обучающихся

Задать вопрос