Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе. Изучение влияния семьи и школы на проявление подростковых девиаций позволяет нам лучше понять природу этого явления, выявить основной механизм и тенденции функционирования и развития девиантного поведения как социального феномена.
Характер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и действия.
Акцентуации характера — это находящаяся в пределах клинической нормы особенность личности, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.
Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций.
Исходя из вышесказанного, чтобы полноценно раскрыть эту проблему, стоит поставить основную цель — выявить взаимосвязь между типом акцентуации характера и склонностью к девиантному поведению у подростков. Добиться данной цели представляется возможным только через осуществление следующих задач:
– провести анализ теорий девиантного поведения и типов акцентуаций характера подростков;
– подобрать методики диагностики и провести исследование;
– обработать результаты исследования и сформулировать выводы.
Объектом такого психологического исследования непременно должны стать психологические особенности подростков, а предметом — взаимосвязь типа акцентуаций характера и склонности к девиантному поведению подростков.
В данной расстановке показателей целесообразно будет задать такой вопрос — «Действительно ли высокая склонность к девиантному поведению у подростков связана с их типом акцентуаций характера?». Чтобы найти ответ на этот вопрос или опровергнуть это предположение была подобрана группа студентов колледжа в количестве 30 человек из возрастной категории от 17 до 18 лет.
Методы исследования будут в себя включать анализ теоретических работ (работы по девиантологии: Я. И. Гилинский, К. С. Лебединская, Л. С. Выготский, А. Г. Соловьев, Э. В. Леус, Клейберг Ю. А., Ч. Ломброзо; работы по акцентуациям характера: К.Леонгард, Л. Н. Собчик, А. Е. Личко, Эльконин, Д.Б.) и психологическую диагностику:
– Методика диагностики типа акцентуации характера «Чертова Дюжина» (Прутченков А. С., Сиялов А. А.)
– Тест «Акцентуация характера» (Леонгард К.)
– тест «СДП (склонность к девиантному поведению, Леус Э. В.)».
– Методика диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил (Клейберг Ю. А.).
В ходе обработки результатов методики «Чертова Дюжина» выход кривой (от -10 до 10) за пределы рисунка личности было выявлено у 20 % испытуемых по шизоидному, психастеноидному, лабильному, циклоидному, параноидальному, эпилептоидному и гипотимному типу. У испытуемого под номером 7 было выявлено сразу несколько акцентуаций: по шизоидному, психастеноидному, лабильному и циклоидному типу.
В ходе проведения методики К. Леонгарда признаки акцентуации были выявлены у 66 % испытуемых. Средний показатель шкалы демонстративного типа составил 23,5 (у 17 % испытуемых); шкала застревания — 0; педантичности — 0; неуравновешенности — 22,5 (у 5 %); гипертимности — 21,75(у 11 %); дистимичности — 21,6 (у 14 %); циклотивности — 22,5 (у 11 %); аффективности — 23,7 (у 28 %) и эмотивности — 21 (у 3 %).
В ходе результатов проведенного теста «СДП» высокие показатели (свыше 20) проявления различных типов девиантного поведения были выявлены у 30 % испытуемых. Средний показатель по шкале социально обусловленного поведения составил 22,25 (у 40 % испытуемых); по шкале зависимого поведения — 22,5 (у 40 %), шкалы суицидального агрессивного поведения имеют одно значение — 21 (по 10 %), значение шкалы делинкветного поведения составило 0.
В ходе проведения теста Клейберга Ю. А. высокие показатели проявления видов девиантного поведения были выявлены у 80 % испытуемых. Высокие показатели в большей степени были выявлены по шкале социально желаемых ответов (у 39 % испытуемых, средний показатель — 7,2). Средний показатель по шкале склонности к преодолению норм и правил составил 11,25 (10 %); по шкале склонности к аддиктивному поведению — 15,75 (у 10 %); по шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению — 19 (у 2 %); по шкале склонности к агрессии и насилию — 17,75 (у 10 %); по шкале волевого контроля эмоциональных реакций — 11,75 (у 10 %); по шкале склонности к делинквентному поведению — 14,1 (у 19 %).
Полученные данные по двум методикам на выявление акцентуаций характера и двум методикам по выявлению девиантного поведения были скоррелированы мною с помощью расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Расчет был произведен по формуле .
По итогам расчетов статистическая значимость данных по методике «Чертова дюжина» и методике диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил (Клейберг Ю. А.) не была выявлена ни по одним шкалам. При этом расчет ранговой корреляции по методикам «Акцентуация характера» Леонгарда К., и Леус Э. В. тест «СДП (склонность к девиантному поведению)» была выявлена статистическая значимость по нескольким показателям.
В результате проведенного анализа были обнаружены значимые положительные корреляции между шкалами социально обусловленного поведения (Леус) и демонстративного типа (Леонгард), делинквентного поведения и демонстративного типа, социального обусловленного поведения и неуравновешенного типа, зависимого поведения и неуравновешенного типа, суицидального поведения и неуравновешенного типа, делинквентного поведения и аффективного типа, социально обусловленного поведения и гипертимного типа, делинквентного поведения и гипертимного типа и зависимого поведения и гипертимного типа. С другими параметрами значимой связи не выявилось.
Таким образом, результаты полученного исследования позволяют нам сделать следующие выводы:
- Наличие у подростка различных типов девиаций напрямую связано с его акцентуациями характера. В данном случае девиации обусловлены такими чертами как потребность в признании, жажда внимания, спонтанность, подвижность, раздражительность и частые вспышки гнева. Такие подростки часто впадают в крайности и бурно реагируют на происходящее, что может послужить началом их асоциальной линии поведения и дальнейшими девиантными проявлениями.
- Такие типы акцентуаций как демонстративный, неуравновешенный, гипертимный и аффективный являются основополагающими для возникновения и проявления типов девиантного поведения как социально обусловленное, делинквентное, зависимое и суицидальное.
Литература:
- Гилинский Я. Девиантность, преступность, социальный контроль в обществе постмодерна — 2017–332 стр.
- Выготский Л. С. Основы дефектологии — 2003. — 656 стр.
- Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов — 2007–312 стр.