В статье представлены результаты анализа эффективных методов работы, педагогических условий, влияющих на результативность изучения текстовых задач на пропорциональную зависимость между величинами в начальном курсе математики.
Ключевые слова: текстовая задача на пропорциональную зависимость между величинами, процесс обучения, младший школьник.
Вопросы методики обучения математике на начальной школьной ступени образования были и остаются в центре внимания теоретиков и практиков учебно-воспитательного процесса.
Общеизвестно, определение и разработка эффективных методов и приемов обучения решению текстовых задач, педагогических условий, влияющих на результативность данного процесса, являются одними из важных направлений методической работы.
Особого внимания, с нашей точки зрения, заслуживает такой аспект, как активное использование в данном процессе жизненных знаний и опыта младших школьников, что было положено в основу исследования.
Теоретический анализ проблемы исследования «Задачи на пропорциональную зависимость величин как средство связи обучения с жизнью» и обобщение школьного опыта работы помогли выделить педагогические условия, которые, на наш взгляд, могут влиять на эффективность процесса формирования у младших школьников понимания связи обучения с жизнью, интереса к математике через решение задач с пропорциональной зависимостью между величинами.
В качестве таковых были выделены:
1) систематичность использования сведений из окружающей действительности для составления и решения текстовых задач,
2) соответствие содержания текстовых задач возрастным особенностям и возможностям детей младшего школьного возраста,
3) активное использование привлечения родителей к составлению текстовых задач на пропорциональную зависимость между величинами.
Проверка эффективности вышеобозначенных положений стала основной целью опытно-экспериментальной части исследования.
На констатирующем этапе эксперимента младшим школьникам (3 В и 3 Б классов) были предложены следующие задания:
- Соедини стрелочками 3 величины, которые связаны между собой:
ЦенаМасса 1 предмета Количество предметов
Общий расход материала Площадь прямоугольника
Стоимость Количество изделийДлина Общая масса
Расход материала на 1 изделие Ширина
- Составь к данной задаче краткую запись в виде таблицы и запиши её решение.
Цена карандаша 40 рублей. Какова стоимость 5 таких карандашей?
- Составь задачу обратную данной, сделай краткую запись в таблице и запиши ее решение.
Анализ выполненной работы показывает определенную сформированность знаний и умений в решении простых задач на пропорциональную зависимость величин, умение видеть/ выделять величины, связанные между собой пропорциональной зависимостью.
Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента учащиеся обоих классов показали примерно одинаковые результаты знаний и умений по данной теме, поэтому классы были поделены на контрольный и экспериментальный по согласованию с учителями: 3 «В» — экспериментальный класс, 3»Б» — контрольный класс.
На формирующем этапе эксперимента процесс обучения в контрольном классе проводился в обычном режиме, в соответствии с календарно-тематическим планированием учебного процесса. А работа в экспериментальном классе шла по двум «условным направлениям»: «доработка» текстов задач учебника и разработка текстов задач, сюжеты которых построены на реальных ситуациях, взятых из жизни.
На данном этапе работа строилась в определенной последовательности.
Прежде всего, на уроках при решении текстовых задач в целом и на функциональную зависимость между величинами, в частности, учитель обращал внимание учащихся на реальность сюжетной линии, проводя мини-беседы.
Например: для школы купили 2 футбольных мяча и заплатили 600 рублей. Сколько денег необходимо для покупки 10 таких же мячей?
— О чем говорится в задаче? Для чего школа покупает футбольные мячи? Есть в нашей школе такие мячи? Играете ли вы в футбол? Каковы правила игры? Чем отличается футбольный мяч от волейбольного?
На следующем этапе учащимся предлагается «адаптировать» текст задачи из учебника к реальной жизни.
Например, М3М, Ч.1 с.24. Начерти прямоугольник со сторонами 4 см и 2 см. Найди его площадь двумя способами.
—Для чего можно изготовить такой прямоугольник?
—Для изготовления поздравительной открытки надо взять прямоугольник с какими сторонами?
—Давайте составим «нашу» задачу.
Для изготовления поздравительной открытки для мамы вырезали прямоугольник со сторонами 10 см и 15 см. Какова площадь поздравительной открытки?
—Как найти площадь открытки?
Следующий этап: составление текстовых задач учащимися (с привлечением родителей).
Систематическое включение таких заданий в данной последовательности помогло учащимся в процессе обучения решению текстовых задач на пропорциональную зависимость между величинами, научиться самостоятельно составлять задачи, используя понятный им «жизненный» материал. Следует также отметить, что учащимся очень понравилась такая работа. Родители также отнеслись с большим интересом к выполнению подобных заданий. На этапе подготовки к проведению такой работы была проведена консультация для родителей, где обозначена цель работы и ожидаемые результаты.
На контрольном этапе эксперимента учащимся обоих классов была предложена проверочная работа № 2, аналогичная первой с определенным усложнением заданий (за основу брались составные задачи).
Анализ полученных данных контрольного среза знаний показал, что результаты, достигнутые учащимися экспериментального класса выше, чем в контрольном классе.
Таким образом, проведенный нами эксперимент показал, что повышение уровня понимания учащимися необходимости математических знаний в повседневной жизни через решение задач с пропорциональными величинами возможно и определенные нами дидактические условия влияют на эффективность процесса обучения решению задач данного вида.
Литература:
- Моро М. И. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. М.: Просвещение, 2015.