В настоящей статье целенаправленное конструирование политического имиджа государств актуализируется как центральная проблема современной эпохи медиатизированного общества. На передний план выдвинуты основные угрозы и вызовы для имиджевого потенциала Российской Федерации. Рассматривается проблема разработки и имплементации политики «мягкой силы» в России. В рамках проведенного исследования анализируются оценки политического имиджа Российской Федерации, сформированного в средствах массовой информации КНР, США и Германии. На основе полученной информации разработаны и предложены возможные варианты решения имиджформирующих проблем. Предложенные меры позволят решить ряд вызовов и угроз, с которыми сталкивается Российская Федерациия в эпоху глобального информационного противостояния.
Ключевые слова: информационная глобализация, мягкая сила, международный имидж Российской Федерации, позитивный и негативный имидж, имиджевый потенциал Российской Федерации, зарубежные средства массовой информации, имиджевая стратегия, вызовы и угрозы, глобальное информационное противостояние.
The purposeful construction of the political image of states is actualized as the central problem of the modern era of a mediatized society in this article. The main threats and challenges to the image potential of the Russian Federation are brought to the fore. The problem of the development and implementation of the «soft power” policy in Russia is considered. The study analyzes the assessments of the political image of the Russian Federation which is formed in the mass media of China, the United States of America and Germany. Based on the information received, possible solutions to image-forming problems are developed and proposed. The proposed measures will help solve a few challenges and threats the Russian Federation faces in the era of global information confrontation.
Keywords: information globalization, soft power, international image of the Russian Federation, positive and negative image, image potential of the Russian Federation, foreign mass media, image strategy, challenges and threats, global information confrontation.
Имиджевый потенциал Российской Федерации играет огромную роль в реализации стратегии формирования ее политического имиджа за рубежом. Страны с недостаточным потенциалом и арсеналом ресурсов и возможностей априори не смогут заполучить выгодное положение на международной арене. При этом, наличие определенного набора возможностей, ресурсов и мощностей вовсе не означает, что определенная страна будет в состоянии заполучить выгодное геостратегическое положение и продвинуть позитивный образ своей страны в широкие массы. Для более полного понимания вопроса, необходимо дать определение имиджевого потенциала государства. Имиджевый потенциал государства — качество, представляющее собой совокупность объективных возможностей и ресурсов, которыми располагают государства для конструирования мировой информационной повестки и для продвижения заданного образа своего пространства с целью создания заданных образов своих государств в общественном сознании у целевых групп.
В современных условиях информационной глобализации на передний план выдвигается политика «мягкой силы» государств наряду с их военно-политической мощью и экономическими ресурсами. Политика «мягкой силы» представляет собой невоенную способность государств притягивать на свою сторону других акторов международных отношений, создавая при этом собственную повестку дня благодаря демонстрации привлекательности своей политической системы и культуры, эффективности политических институтов и институтов гражданского общества, а также путем демонстрации своих культурно-нравственных ценностей [1, с. 24]. Инструментами «мягкой силы» являются экспорт образования и распространение национальных духовных ценностей, религии, идеологии, внешних атрибутов страны (национальной кухни, одежды, моды, манер поведения и т. п.), технологий, продвижение языка, уровня и качества жизни, а также проведение событий глобального масштаба (международных конференций, саммитов, спортивных мероприятий — Олимпийских игр, чемпионатов мира, международных фестивалей и др.).
«Мягкая сила» Российской Федерации на сегодняшний день незначительна и недостаточна. Тем не менее, государство нацелена на ее усовершенствование. Так, например, в Концепции внешней политики Российской Федерации 2013 и 2016 годов обозначена задача расширения области применения «мягкой силы». Наша страна является уникальной по целому ряду параметров, однако ее культурный и научный потенциал используется крайне слабо. Для продвижения позитивного образа России за рубежом необходимо задействовать все имеющиеся ресурсы, возможности и имиджевый потенциал. Вследствие этого, государство сможет конкурировать, отстаивая свои национальные интересы на международной арене, и минимизировать риски конструирования негативного имиджа за рубежом.
Негативный образ России зачастую формируется из-за наличия внутренних проблем и «проблемных кластеров», определенных по большей части провалами во внешней политике и их освещением в мировых средствах массовой информации. Таким образом, имиджевый потенциал Российской Федерации сталкивается с новыми вызовами и угрозами. После проведения контент-анализа европейских (в частности, немецких), китайских и американских печатных и электронных СМИ, Интернет-публикаций и различных интервью с бизнесменами, политиками, имиджмейкерами и др.), были выявлены следующие особенности:
– материалы зарубежных СМИ в большинстве случаев носят негативный характер;
– мейнстрим для обсуждений — агрессия, бескомпромиссность, коррупция, бюрократия, неэффективность государственного управления, неудачи в реализации внешней политики (события на Украине, присоединение Крыма, военные столкновения в Сирии), а также социальные проблемы (алкоголизм, наркомания, проституция, криминал) [6].
Средства массовой информации США, Китая и Германии в вопросе конструирования политического имиджа Российской Федерации ориентируются на оценку населения относительно политического руководства, режима, судебно-правовой системы государства и ее ориентации на либерально-нелиберальные политические и экономические практики. Более того, к элементам конструируемого имиджа Российской Федерации можно отнести проблемы, связанные с присоединением Крыма, событиями на Украине, в Сирии, нашумевшее дело Скрипалей, организация хакерских атак, проблема нераспространения ядерного оружия, вмешательство во внутренние дела стран Ближнего Востока и регионов Азии, ПРО и т. п.
Среди проблем имиджа России в Китае можно выделить экономический, политический и социальный сегменты. Что касается политического сегмента, здесь Российская Федерация прочно закрепила статус успешного и надежного политического и стратегического партнера. В экономической сфере ситуация иная. Китайские производители и бизнесмены опасаются выходить на российский рынок и воспринимают его скептически. Вызвано это тем, что китайцам не предоставляют достоверную и объективную информацию по экономической ситуации в государстве и состоянию ее рынков, а также наличием негативной информации о экономике России в мировых СМИ. Из-за этого, китайские бизнесмены начинают воспринимать Россию как ненадежного экономического партнера, на которого нельзя положиться и опереться. В социальной сфере оценка китайцами Российской Федерации дает последней повод серьезно задуматься. Так, например, во время съёмок документальных фильмов о России китайцы продемонстрировали РФ изначально как великую космическую и энергетическую державу, но после добавили в свои фильмы сюжеты, связанные с пьянством, женщинами «легкого поведения», наркоманией, преступностью, бесчинством полиции и т. д. [2, с. 24].
В большинстве своем, Россия в Китае воспринимается точно также, как во времена дружбы двух стран при СССР (50–60-е гг.). Дело в том, что многие китайцы получали образование и достойную работу в СССР. Сейчас молодежь Китая не интересуется Россией, а в выборе системы ценностей и традиций ориентируется на Запад. Причины такой трансформации просты: распространение предрассудков и стереотипов западными СМИ, а также недостаток конкретной и объективной информации, готовой к распространению [3, с. 13].
Изучив публикации самой распространенной американской газеты «The New York Times», был сделан вывод о том, что интерес к Российской Федерации в американских СМИ в основном вызван неприятием российских ценностей и государственного управления. Формирование образа потенциального врага в лице России и мобилизация американского населения против нашей страны позволяет государственному аппарату США отвлечь население от острых социально-экономических и политических проблем. Американские СМИ концентрируют внимание целевых аудиторий на противоречивых событиях и решениях, происходящих и принимаемых в России. Печатные и электронные СМИ США активно освещают проблемы, связанные с «демократизацией» Российской Федерации, в том числе: рост коррупции в государственных органах и судах, нарушение прав и свобод человека, а также махинации, осуществляемые в период народных выборов. В глазах американцев современная Россия воспринимается как авторитарное государство, которое нарушает демократические нормы и человеческие права, а также монополизирует природные ресурсы [4, с. 122].
Проведя анализ публикаций известной немецкой газеты «Die Zeit», следует сделать акцент на том, что процесс восприятия россиянами Германии, а немецкими гражданами России всегда было сложным и противоречивым явлением. Германия во многом осуждает современный уклад российского общества, в частности отношение его граждан к неприятию создания однополых семей, выбора пола и т. п. Одной из традиционных европейских ценностей является уважение и перенос желаний и потребностей индивида на первое место. Когда данная ценность не воспринимается, это непременно приводит к непониманию и негативной реакции. Следует сказать, что в остальных сферах жизнедеятельности Германия и Россия имеют прочные отношения, например: лоббистами России в Германии являются бизнесмены, которые вкладывают деньги в развитие инноваций и своего бизнеса [5, с. 19].
Однако, даже дестабилизирующие международные отношения события, такие как: военные столкновения на Украине и в Сирии, Европейский миграционный кризис, конфронтация двух ядерных держав — США и Ирана, пандемия коронавируса, вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе, отчетливо показали, что Европа и США не могут поступиться своими экономическими и геостратегическими интересами, о чем яро говорят вводимые ими пакеты санкций против Российской Федерации. Политика мировых правительств в условиях действия непреодолимый силы должна быть ориентирована на взаимной контакт и содействие, проведение консультаций по глобальным проблемам и поиск решений, но никак не на неприятие, противостояние и ограничительные меры в виде санкций.
Следует обратить внимание и на другие проблемы и вызовы, которые стоят перед Российской Федерацией в сфере конструирования позитивного восприятия страны за рубежом. Они требует срочного решения и урегулирования.
Коррупция является одной из чуть ли не основных причин негативного восприятия образа России за рубежом. Так, например, в одном из изданий французской газеты «» была опубликована статья о привычках чиновников России. Была приведена цитата, приписываемая Салтыкову-Щедрину, о том, что, если его разбудят через 100 лет и зададут вопрос, чем занимаются люди в России, он сиюминутно ответит: «Пьют и воруют». Некоторые российские бизнесмены, а также публичные фигуры, представляющие власть, могут также негативно воздействовать на имидж России. К таким людям можно отнести владельца крупной газеты «Новая газета» А. Е. Лебедева, владельца футбольного клуба «Челси» Р. Абрамовича или владельца футбольного клуба «Челси» Р. А. Абрамовича. Российские олигархи и представители высших слоев общества вызывают негативную реакцию у населения России и всего мира, позволяя себе исключительную роскошь. В свою очередь, российские туристы, которые порой демонстрируют вызывающее и аморальное поведение за границей также накладывают черный отпечаток на российское общество.
Для формирования позитивного имиджа Российской Федерации за рубежом требуется проведение анализа современных реалий и международной ситуации, использование имиджевого потенциала и возможностей страны, а также эффективная государственная политика в сфере реализации имиджевой стратегии. В рамках проведенного исследования были разработаны следующие варианты решения вышеобозначенных проблем:
– увеличение бюджетных средств на финансирование деятельности, направленной на формирование международного имиджа современной России за рубежом (например, на данный момент бюджет Россотрудничества составляет всего около 4 млрд. рублей);
– разработка собственной имиджевой стратегии, ориентированной на конструирование желаемого имиджа, путем привлечения ресурсов экспертных сообществ и научных организаций;
– преодоление агрессивного образа России, стереотипов, предрассудков и политических мифов путем разумного организационного развития имиджформирующей деятельности;
– разработка и имплементация стратегии бренда страны;
– составление рационального алгоритма формирования желаемого международного имиджа Российской Федерации;
– разработка полноценного нормативного документа, регламентирующего участие институтов гражданского общества в формировании имиджа Российской Федерации, а также использование ресурсов «soft power».
В заключение необходимо сказать, что процесс формирования позитивного имиджа Российской Федерации в современных реалиях включает в себя множество сложных аспектов и факторов. Первоочередной задачей государства является формирование правильно выстроенной имиджевой стратегии России с учетом использования всех имеющихся ресурсов и имиджевого потенциала страны. Большую роль в имиджформирующей деятельности будет играть и участие институтов гражданского общества вкупе с практической деятельностью профильных ведомств. Данные меры позволят решить ряд вызовов и угроз, с которыми сталкивается государство в эпоху глобального информационного противостояния. Процесс конструирования имиджа требует постоянного анализа и мониторинга образа России, который сформировался у зарубежных целевых аудиторий путем усердной работы СМИ. В целом же, правомерно утверждать, что процесс формирования позитивного образа России складывается из множества факторов и элементов и требует серьезных мер и действий государственной власти, чтобы не допустить подрыва репутации страны и дискредитации ее государственных деятелей на международной арене.
Литература:
- Селезнева А. В. Трансформация политических ценностей в современной России: политико-психологический анализ: автореферат дис.... доктора политических наук: 19.00.12 / Селезнева Антонина Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. Ун–т им. М. В. Ломоносова]. — Москва, 2017. — 41 с.
- Тренин Д. Верные друзья? Как Россия и Китай воспринимают друг друга / Д. Тренин. — М.: Центр европейских реформ, 2016. — 74 с.
- Бокова, Н. Б. Политико-психологический анализ образа России в массовом сознании граждан КНР: автореф. дис. … канд. полит. наук: 19.00.12 / Бокова Наталья Борисовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. — М., 2013. — 26 с.
- Пекониди А. В. Конструирование политического имиджа России современными печатными средствами массовой информации США: автореферат дис.... кандидата политических наук: 23.00.02 / Пекониди Анастас Вячеславович; [Место защиты: Пятигор. гос. лингвист. Ун–т]. — Пятигорск, 2012. — 22 с.
- Рябов Д. О. Образ России в политике европейской идентичности ЕС: автореферат дис.... кандидата политических наук: 23.00.04 / Рябов Дмитрий Олегович; [Место защиты: С.–Петерб. гос. Ун–т]. — Санкт-Петербург, 2016. — 32 с.
- Каменчук, О.Н. Бренд «Россия»: образ страны в зарубежном медиа-пространстве [Электронный ресурс] / О.Н.Каменчук // Круглый стол «Имидж России и пути его продвижения за рубежом». – 2016. – Режим доступа: http://www.stratagema.org/library/russia-image/item_321.html (дата обращения: 24.12.2017).