В работе рассмотрены подходы к оценке выставочной деятельности, приведены показатели эффективности, раскрыта их особенность действия на развитие и функционирование организации. Представлены наиболее популярные выставочные площадки в сфере hobby market.
Ключевые слова: выставочная деятельность, уровень эффективности, сфера hobby market, результативность участия.
В современных условиях, когда внешняя среда характеризуется изменчивой и сложной, необходимо систематически оценивать результаты деятельности организации во всех областях: экономической, социальной, технологической. Чтобы дальнейшее функционирование было успешным, нужно своевременно следить за результативными показателями ее деятельности, анализировать их и вносить корректировки, как в корпоративную, так и операционные стратегии.
В условиях стремительного развития цифровизации и компьютеризации, возможности организации, связанные с продвижением и поиском новых рынков сбыта, возрастают в значительное количество раз, а временной интервал сокращается. Можно вкладывать меньше денежных средств на рекламу в печатных изданиях, а инвестировать в развитие интернет-рекламы, которая в данных условиях приносит значительно больше отдачи. Это отражается как на абсолютных, так и на относительных показателях.
Современные правила видения бизнеса способствуют появлению новых форм развития организации. Например, участие в выставочной деятельности становится не менее эффективным, чем раздача листовок.
Выставочная деятельность организации предполагает демонстрацию своих товаров (собственной торговой марки) и готовых изделий ручной работы. Данный инструмент способствует повышению узнаваемости своего бизнеса, поиску надежных партнеров и постоянных клиентов. Основная идея состоит в том, чтобы продемонстрировать на специализированных выставках направление и темпы технологических изменений в конкретной отрасли: скорость внедрения инноваций, их специфические особенности и характер влияния.
В современных условиях существует множество выставочных площадок, как российских, так и зарубежных. Каждая организация решает самостоятельно, в каком качестве и где принимать участие. Это зависит от специфики деятельности организации и от целей, поставленных руководством.
Среди зарубежных можно выделить выставки, проходящие в Гуанчжоу (Китай), Гонконг, Кёльн (Германия).
«Mega Show 2019» (Гонконг) — международная выставка товаров для рукоделия, сувениров, игрушек, товаров для дома. Мероприятие проходит ежегодно в октябре в два этапа. В прошлогоднем показе приняли участие 3419 экспонентов, 38960 покупателей из 132 стран.
«Guangzhou Stationery Exhibition» (Гуанчжоу) — международная выставка канцелярских принадлежностей и товаров для офиса, подарочных изделий. Предыдущая выставка 2018 года проходила на выставочной площади в 9000 кв.м. (380 стендов), в выставке приняли участие 169 экспонентов. За 3 дня выставка привлекла 9282 посетителя, из которых 162 приехали из-за рубежа.
«h+h cologne» (Кёльн) — международная выставка ремесел + хобби. Более 400 национальных и международных экспонентов представляют текущие коллекции, тенденции и услуги в области вязания, вязания крючком, шитья, вышивки и ремесел. Специалисты розничной торговли ожидают последние тенденции, коллекции шерсти, пряжи, ткани и аксессуаров для весны/лета и осени/зимы, а также новейшие машины, ручные инструменты, аксессуары, творения и техники, а также захватывающие творческие идеи.
В России наиболее популярными выставками являются «Формула рукоделия» (Москва) и (Новосибирск).
«ЭкспоХобби» (Новосибирск) — выставка товаров для рукоделия и готовых изделий ручной работы. Посетители выставки — конечные потребители и представители торговых компаний и розничных магазинов всего Сибирского региона.
«Формула рукоделия» (Москва) — выставка проходит на площади 9 000 кв. м. На выставке представлены материалы и инструменты для всех видов рукоделия, наборы для творчества, а также авторские изделия ручной работы, книги, посвященные рукоделию. Широкий ассортимент качественных товаров и услуг демонстрируют почти 600 участников — компаний индустрии, творческих объединений и частных мастеров.
Каждая организация до и после участия в подобных мероприятиях проводит анализ показателей, с целью выявления эффективности.
На практике существует множество показателей оценки эффективности выставочной деятельности. Каждый из которых по отдельности характеризует определенную составляющую, а в совокупности позволяют дать более объективную и достоверную оценку.
В первую очередь, для торговой организации, увеличивается объем продаж. Это происходит за счет того, что благодаря участию в выставках, о товарах конкретной фирмы появляется возможность узнать новым потенциальным потребителям, тем самым расширить свою клиентскую базу. Увеличение объема продаж посредством привлечения новых, заинтересованных потребителей позволяет обеспечить организации стабильность в получении выручки, в отличие от сезонных скачков спроса на товары.
Систематический поиск новых и надежных поставщиков, также является обязательным для успешного функционирования. Номенклатура, которая на протяжении многих лет приносила регулярный доход и обеспечивала конкурентоспособность, может устареть, не отвечать предпочтениям современного потребителя и веяниям моды. А выставки помогают продемонстрировать товар не только перед потенциальными потребителями, но и перед будущими поставщиками. Они могут посмотреть и оценить степень технологической оснащенности и уровень инновационных предложений организации, тем самым заключить договор о сотрудничестве с дальнейшим развитием своей деятельности через данную организацию. Это служит положительной практикой для обеих сторон: поставщик находит новую возможность реализации своего товара, а организация — расширяет и обновляет свой ассортимент.
PR-деятельность является одной из значительных статей расходов у организации. В современных условиях, когда скорость появления новых игроков на рынке велика, это позволяет формировать преимущества и быть успешным в конкурентной борьбе. Систематическое участие в выставочной деятельности позволяет повысить узнаваемость как самой организации в целом, так и собственной торговой марки. В дальнейшем это может сузить статьи расходов по продвижению и оставить только новые и высокоэффективные способы.
При структурированной, продуманной и ориентированной на будущее стратегии участия в данных мероприятиях в организациях может наблюдаться рост эффективности управления. Четко систематизированная система управления деятельностью организации, которая параллельно продолжает свою основную деятельность и при этом участвует в выставочной деятельности, повышает результативность фирмы и самоконтроль сотрудников. Это также способствует росту эффективности работы. За счет сокращения числа просроченных задач, лояльности персонала, его вовлеченности в работу и собственного желания в участии по развитию организации, четко сформулированных, понятных и принятых всеми целей. Данные факторы значительно снижают сопротивление персонала в стремлении своего развития и организации, делают работу по участию в выставках продуктивной и действенной.
При грамотной выстроенной параллельной работе организации и участие ее в выставочной деятельности, нагрузка на персонал не будет возрастать, должностные обязанности будут понятны всем, возможности в развитии будут очевидными, а, следовательно, и текучесть кадров приобретёт отрицательную тенденцию. Также, при четком распределении обязанностей и грамотном их делегировании, время на выполнение задач снижается, а эффективность их действия возрастает.
Помимо того, что на выставках можно заключить договоры на сотрудничество с новыми поставщиками и потребителями, дополнительная реализация своего товара с целью знакомства с ним, тоже возможна. Это является еще одним источником дохода и рекламы. Потребитель, купивший товар на выставке, с большой долей вероятности приобретет его вновь. Это как испытательный образец, который в дальнейшем будет являться источником прибыли.
Таким образом, существует множество подходов к оценке эффективности выставочной деятельности. Каждый из них является самостоятельным показателем, а в совокупности они дают возможность представить более точную информацию о деятельности организации.
На текущий момент времени появляются новые перспективы у организаций развивать свою деятельность, искать новых поставщиков и потребителей. Не нужно останавливаться только на привычных способах повышения эффективности деятельности, необходимо быть гибкими и подстраиваться под изменения внешней среды, тенденции моды и предпочтения потребителей. Поэтому нужно использовать новые возможности, такие как выставочная деятельность, которая в определенных отраслях приносит значительно высокую эффективность и конкурентоспособность организациям.
Литература:
- Ансофф И., Стратегический менеджмент. Классическое издание / пер. с англ. А. Н. Петрова. — СПб.: Питер, 2011. — 334 с.