Авторы в статье рассказывают о проблемах поведения учащихся и профилактической работы с детьми с девиантным поведением.
Ключевые слова: девиантное поведение, девиантное поведение детей, ребенок, коммуникативная функция, лучшая сторона, современное общество.
В условиях радикальных перемен, охватывающих все стороны жизни общества, наряду с позитивными преобразованиями, стимулирующими совершенствование многих сфер деятельности человека, усиливается и ряд негативных тенденций: социально-экономическая нестабильность, безработица, социальная и психологическая дезориентация, резкое снижение востребованности общечеловеческих нравственных и духовных ценностей, ослабление деятельности социальных институтов, призванных заниматься воспитанием, и пр. Сложившаяся социокультурная ситуация обусловливает рост таких неблагоприятных явлений, как алкоголизм и наркомания, нравственная деградация, омоложение преступности и пр. Наиболее чувствительным к социальным и психологическим катаклизмам оказывается именно дети. Именно у детей особенно резко повышается рост таких поведенческих характеристик, как агрессивность, недисциплинированность, конфликтность, неумение владеть собой. Все это вызывает девиантное поведение у детей.
Проблема поведения учащихся всегда волновала не только родителей но и учителей. Девиантное поведение детей всегда была актуальной и животрепещущей и занимала умы педагогов, психологов, общественных деятелей, рядовых граждан. В последнее время особую тревогу в обществе вызывает рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, возраст детей, с фиксируемыми проявлениями девиантного поведения, понизился до младшего школьника. Все чаще регистрируются опасные формы, такие как насилие, пьянство и алкоголизм, наркомания и токсикомания, самоубийство, преступность.
Социальная нестабильность современного общества, разрушение традиционных институтов социализации, деформация привычных способов самореализации детей, рост социально обусловленных и социально значимых болезней, коммерциализация сфер досуга настоятельно требуют обновления сложившихся форм воспитания и развития подрастающего поколения.
В связи с этим встает вопрос о необходимости проведения активной целенаправленной профилактической работы с детьмив общеобразовательных учреждениях, уделяя особое внимание детям с девиантным поведением.
Значительная роль в решении этих задач принадлежит образовательным учреждениям, где сложились наиболее оптимальные социально-культурные условия, способствующие развитию потенциальных творческих способностей каждого ребенка, с учетом его интересов, желаний и возможностей.
Образовательные учреждения остаются основными субъектами организации досугового времени в инфраструктуре не только городских, нои сельских школ, деятельность которых направлена не только на реализацию культурных запросов детей, но и профилактическую работу с детьми по проблемам девиантного проявления.
В настоящее время существуют определенные противоречия между усилением негативных тенденций в детской среде с одной стороны, и наличием процессов стагнации в деятельности образовательных учреждений с другой стороны, что обусловлено тенденциями, происходящими в нашем обществе.
На наш взгляд, недостаточно разработана система социально-культурной профилактики девиантного поведения на регионально уровне и не в полной мере раскрыт потенциал учреждений образования в работе с детьми в этом направлении.
В настоящее время проблема девиантного поведения детей становится все более важной для будущего России. Масштабы распространения девиантного поведения детей продиктовали необходимость принятия органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях соответствующих превентивных мер.
Проблема девиантного поведения давно изучается, но, несмотря на это, в современном мире она не становится менее актуальной. Если не заниматься выявлением и предотвращением девиантного поведения детей, эта проблема не исчезнет. Кроме того, хорошо известно, что дети в наше время, как и в любом другом, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Как правило, девиантное поведение является первой ступенькой на пути к совершению несовершеннолетним правонарушения, поэтому важно владеть, и уметь использовать в деятельности культурно-досуговых учреждений на практике формы, методы и технологии по профилактике девиантного поведения у детей.
Потенциал культурно-досуговых учреждений по профилактике девиантного поведения детей неоспорим. В современной действительности для полноценного развития ребенка важным элементом является адекватная пространственно-предметная развивающая социокультурная среда, выступающая генеральным вектором развития образовательной деятельности детей с девиантным поведением.
Образовательные учреждения для организации досуга детей с девиантным поведением придают совместной социально-культурной деятельности качественную определенность, значимость. При этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала ребенка, формирование культурных запросов и потребностей, чему способствует организация разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий для духовного развития и наиболее полной реализации ребенка с девиантным поведением в сфере досуга.
На современном этапе развития общества все остро встает проблема в поведенческих отклонениях у детей. Изменились ориентиры и приоритеты, направляющие новое поколение на ложные ценности: достижения материального благополучия, к тому же они стремятся получить их любой ценой. Учеба, труд потеряли общественную значимость и важность, стали иметь прагматический характер. Дети пытаются, прежде всего, получить за короткий срок времени как можно больше привилегий, прерогатив, благ, преимуществ не прилагая для этого никаких усилий. Под воздействием легких достижений дети занимают позицию, которая порождает потребительское отношение к жизни, что зачастую провоцирует проявления девиантного поведения.
Сфера образования представляет собой механизм, который сохраняет, создает и транслирует поколениям ценности, моральные и поведенческие нормы, религиозные убеждения, творческие достижения и прочие культурные элементы.
Изменить ситуацию в лучшую сторону по профилактике девиантного поведения детей помогают учреждения образования, которые вовлекают детей в социально-культурную деятельность, выполняя воспитательную, просветительскую, коммуникативную функции, социализируют детей, создают условия для развития творческих способностей.
Профилактика — это целый комплекс, в который входят: организация семейного досуга, внеурочная деятельность различного направления (духовно-нравственного, патриотического, экологического воспитания и другие); деятельность дополнительного образования (вокальные, хореографические, театральные) и клубных формирований (клубные формирования — секции, кружки по интересам и ДПТ).
Наш мир не стоит на месте, технический прогресс движется вперед. В современном обществе меняются векторы направлений человеческих ценностей, образ жизни людей, социально-экономические условия. Цифровые технологии развиваются в быстром темпе, искусственный интеллект получает приоритет у молодого поколения. Дети и подростки подвержены влиянию гаджетов, перестают самостоятельно думать и идут за уже сформированным общественным мнением и новыми ценностями, где материальные потребности превалирует над духовными. Информация, получаемая из интернета не всегда достоверная: отрицательные аморальные и античеловеческие примеры, к сожалению, юное поколение воспринимает как приемлемые к жизни и воплощают их, что ведет к девиантному поведению.
Неблагоприятная психологическая обстановка, нарушение восприятия внутрисемейных отношений, лишение любви и заботы самых близких людей, проявление агрессии со стороны родителей, приводит к деформации восприятия ребенка себя, как индивидуума общества. Ситуацию усугубляют и другие проблемы: психологические, возрастные особенности развития, акселерация, отклонения в психическом и физическом здоровье, отсутствие навыков и умений самообслуживания, опыта коммуницирования, что ведет к агрессии, проявлению девиантного поведения ребенка и совершение им негативных поступков.
Совокупность вышеперечисленных факторов негативно воздействует на неокрепшую развивающуюся личность и несет за собой серьезные последствия выраженные девиациями.
Изменить ситуацию в лучшую сторону по профилактике девиантного поведения детей помогают учреждения образования, которые вовлекают детей не только в образовательную но и в социально-культурную деятельность, выполняя воспитательную, просветительскую, коммуникативную функции, социализируют детей, создают условия для развития творческих способностей.
Литература:
- Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика. Учебно-методический комплекс/Л. А. Азарова. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — 164с.
- Базайкина, Т. В. Организация системной профилактики девиантного поведения подростков/Т. В. Базайкина, Л. И. Кундозерова, С. М. Милинис// Современные наукоемкие технологии, 2004. — № 5 — С. 44–45
- Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 288 с.
- Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе/Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. — Новосибирск: Наука, 1990. — 224с.
- Перешеина, Н. В. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений / Н. В. Перешеина, М. Н. Заостровцева. — М.: Сфера, 2006. — 192 с.
- Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений/ авт. — сост. е.Ю. Ляпина. — Волгоград: Учитель, 2007. — 231 с.
- Хажилина, И. И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии / И. И. Хажилина. — М.: 2002. — 228 с.
- Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учеб.-мет. пособие//под ред. М. И. Рожкова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.