В работе автором изучаются положения действующего административного законодательства Российской Федерации и выявляются перспективные векторы его реформирования в части привлечения юридических лиц к административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: административная ответственность, юридические лица, санкции, законодательство, предпринимательство.
In this work, the author studies the provisions of the current administrative legislation of the Russian Federation and identifies promising vectors of its reform.
Keywords: administrative responsibility, legal entities, sanctions, legislation, entrepreneurship.
В настоящее время отечественное законодательство выделяет множество различных субъектов, обладающих какими-то либо правами и обязанностями. Одними из таких субъектов являются юридические лица, которые, на основании п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ, признаются полноправными участниками рынка только после приобретения правоспособности, возникающей с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании [2]. Как мы видим, юридически лица наравне с иными субъектами права обладают определенными правами, поэтому, в случае нарушения ими действующих норм, они могут привлекаться и к юридической ответственности.
На сегодняшний день одним из ключевых направлений развития административного законодательства в российской федерации является обеспечение защиты субъектов предпринимательской деятельности и своевременное пресечение правонарушений в сфере экономики. При этом, в силу особой сложности конструкции юридического лица, как субъекта предпринимательской деятельности, в действующем российском административном законодательстве, регулирующего вопросы экономической деятельности, имеется ряд значительных коллизий и пробелов в нормах права.
В настоящее время все составы административных правонарушений в области предпринимательской деятельности закреплены в главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) [3].
На основании части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г., административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В статье 73 этого же нормативного правового акта указано, что вне пределов Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти [1].
Более того, в подпункте 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. сказано, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса по установлению административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации [4].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что, в соответствии c действующим законодательством, административная ответственность в отношении юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности устанавливается как нормами федеральных органов государственной власти Российской Федерации (в частности, глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций» КоАП РФ oт 30.12.2001 г. № 195-ФЗ), тaк и законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ, к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [3]. Помимо этого, на основании пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» № 5 от 24.03.2005 г., законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации [12]. Как мы видим, субъект РФ вправе устанавливать административную ответственность только по вопросам, не входящим в круг компетенции федеральных органов государственной власти.
Изучение федеральных и региональных правовых норм, а также материалов судебной практики показало, что органами государственной власти субъектов РФ своей должностной компетенции, в случае принятия правового акт, а также несоблюдением ими норм и правил, порядка и процедуры, установленных федеральным законодательством и необходимых при совершении деятельности по законодательному регулированию вопроса о привлечении юридических лиц к административной ответственности за то или иное правонарушение в сфере предпринимательской деятельности. Чаще всего вышеуказанные нарушения допускают органы местного самоуправления [11]. Поэтому, исследование законодательной и правоприменительной практики регионов, касающихся вопроса установления административной ответственности в отношении юридических лиц в области размеров административных штрафов, назначаемых за одни и тот же состав преступления, но в различных субъектах Российской Федерации.
Помимо всего прочего, в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ закреплен принцип равенства всех субъектов административной ответственности перед законом, а именно юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а других обстоятельств [3]. При этом, не стоит забывать о том, что субъекты РФ также издают законы и применяют правовые нормы, устанавливающие административную ответственность в сфере предпринимательской деятельности. Кроме того, достаточно большое количество составов административных правонарушений, установленных в различных субъектах, имеют незначительные различия. Из данного факта вытекает особенность административных наказаний в рассматриваемой области деятельности юридических лиц, заключающаяся в том, что виды и размеры примеряемых санкций, зачастую, тождественны. Несмотря на это, в некоторых российских субъектах административное наказание за совершение одного и того же административного правонарушения в значительной степени разнятся между собой.
К примеру, минимальный размер административного штрафа за продажу товаров в неустановленных местах, для юридических лиц составляет в Кемеровской области — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей [6], в Краснодарском крае — тридцать тысяч рублей [5], Томской области — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей [9], г. Москве — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей [7], Санкт-Петербурге — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей [10], Калининградской области — от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей [8].
При этом, в действующем КоАП РФ нет подобного состава административного правонарушения. Более того, согласно части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г., все равны перед законом и судом [1]. Данная норма означает, что в российском государстве каждый субъект права имеет права и обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации, вне зависимости от полы, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к объединениям и иных обстоятельств.
Однако, как мы видим, в некоторых случаях минимальные и максимальные размеры штрафов, устанавливаемые субъектами РФ, сильно не разнятся между собой. Подобное обстоятельство, на наш взгляд, не соответствует принципам справедливости и равенства при привлечении к административной ответственности. Поскольку возникает ситуация, при которой два юридических лица, привлекаемых к административной ответственности в области предпринимательской деятельности на территории разных субъектов РФ, находятся между собой в неравном положении. В связи с тем, что дл одного из них минимальный размер штрафа может быть в разы меньше, чем минимальный штраф для другого юридического лица.
Исходя из вышеизложенного, на наш взгляд, наиболее целесообразным видится необходимость в регламентации норы КоАП РФ, закрепляющей верхний и нижний пределы размеров административных штрафов за однородные правонарушения. В связи с чем, стоит дополнить статью 3.5 КоАП РФ частью 7 следующего содержания: «Минимальные и максимальные размеры административных штрафов, устанавливаемых в соответствии с законами субъектов об административных правонарушениях, не могут превышать соответственно минимальный и максимальный размер штрафа, устанавливаемого настоящим Кодексом, за совершение однородного административного правонарушения».
Таким образом, исследование норм российского административного законодательства показало, что в настоящее время в отечественном праве, регулирующим вопросы административной ответственности юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности, имеется ряд пробелов, восполнение которых требует от законодателя немедленных действий по реформированию отдельных положений административного законодательства Российской Федерации.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.) // Рос. газ. — 1993. — 25 дек.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (Ч. 1). — Ст. 1.
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 42. — Ст. 5005.
5. Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» (от 23.07.2003 г. № 608-КЗ) // газ. Кубанские новости. — 2003. — 29 июля.
6. Закон Кемеровской области — Кузбасса «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» (от 16.06.2006 г. № 89-ОЗ) // газ. Кузбасс. — 2006. — 23 июня.
7. Кодекс города Москвы об административных правонарушениях (от 21.11.2007 г. № 45) // газ. Вестник Мэра и Правительства Москвы. — 2007. — 12 дек.
8. Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях (от 12.05.2008 г. № 244) // газ. Калининградская правда. — 2008. — 21 мая.
9. Кодекс Томской области об административных правонарушениях (от 26.12.2008 г. № 295-ОЗ) // газ. Томский вестник. — 2009. — 24 янв.
10. Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (от 31.05.2010 г. № 273–70) // газ. Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. — 2010. — 14 июня.
11. Административное право: учеб. / под ред. Д. Н. Бахрах. — М.: БЕК, 1996. — 368 с.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (24.03.2005 г. № 5) // Рос. газ. — 2005. — 19 апр.