Правовой механизм регистрации кредитных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.

Дата публикации: 11.02.2021

Статья просмотрена: 828 раз

Библиографическое описание:

Зенкин, А. О. Правовой механизм регистрации кредитных организаций / А. О. Зенкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 107-108. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78570/ (дата обращения: 16.10.2024).



Встатье на основе действующего законодательства рассматриваются особенности правового регулирования процедуры государственной регистрации кредитных организаций в Российской Федерации. Особое внимание уделяется системному анализу законодательства в отношении правового механизма государственной регистрации кредитных организаций.

Ключевые слова : государственная регистрация, кредитная организация, Банк России, ФНС России, банковская кредитная организация, юридическое лицо.

В современных условиях формирования и развития социально-экономической системы Российской Федерации значительное место занимают кредитные организации. Тенденции развития института государственной регистрации кредитных организаций являются одним из важных вопросов экономического развития и предопределяют необходимость законодательного анализа и исследования механизма процедуры регистрации кредитных организаций.

Рассматривая современный механизм регистрации кредитных организаций, важно изначально определить правовое регулирование данного процесса, и выделить актуальные нормативно-правовые акты, регламентирующие такой порядок. Так, гл. II Закона о банках и банковской деятельности устанавливает непосредственно обязательство государственной регистрации коммерческой организации, как и любого юридического лица, однако с учетом особого механизма и правового режима, который будет анализироваться в статье далее [1].

Функции по государственной регистрации кредитных организаций законодательством возлагаются на Банк России и ФНС России, закрепляя полномочие по принятию решения о государственной регистрации кредитной организации за Банком России, отдельно установленное в ст. 59 Закона о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [3]. Важно отметить факт того, что Банк России не является де-юре государственным органом, вызывая неоспоримые противоречия в правовом определении понятия государственной регистрации [6].

Законодатель четко разграничивает обязательства, возлагая принятие решения за Банком России, а непосредственное осуществление государственной регистрации кредитных организаций согласно ст. 3 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [2] и п. 5.3.1 Положений о Федеральной налоговой службе на ФНС России [4].

Исходя из решения о государственной регистрации кредитной организации, принятого Банком России, ФНС России реализует саму процедуру государственной регистрации, при этом осуществляя внесение сведений о создании кредитной организации в ЕГРЮЛ, с учетом иных сведений, предусмотренных законодательством. На этом этапе важно учесть факт взимания государственной пошлины в порядке и в размерах, установленных Налоговым кодексом РФ.

Частью механизма регистрации кредитной организации выступает осуществление контрольных и надзорных функций Банка России, в виде учета кредитных организаций в Книге государственной регистрации кредитных организаций, а также в Реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций для дальнейшего анализа и контроля.

В случае возникновения изменений, связанных с регистрируемой кредитной организацией, влекущих за собой необходимость внесения поправок в ЕГРЮЛ, кредитная организация обязана уведомить Банк России в течение трех дней с момента возникновения таких обстоятельств. Впоследствии Банк России в срок не позднее одного рабочего дня со дня поступления данных сведений передает информацию от кредитной организации в ФНС России, который в свою очередь вносит соответствующие изменения в ЕГРЮЛ. Исходящие регистрационные документы ФНС России передает в кредитную организацию через Банк России, определяя при этом определенный механизм взаимодействия между регистрационно-учетными органами (Банк России, ФНС России) и кредитной организацией, который закреплен в Регламенте взаимодействия МНС России и Банка России.

Инструкция Банка России № 135-И четко регламентирует механизм осуществления государственной регистрации кредитной организации и устанавливает порядок выполнения необходимых процедур в четкой последовательности [5].

Согласно Инструкции, учредителям будущей кредитной организации необходимо согласовать с Банком России возможное фирменное наименование. После чего предоставить полный подготовленный комплект документов, который необходим при проведении процедуры государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций, получив письменное подтверждение Банка России о получении им полного пакета документов.

После согласования фирменного наименования кредитной организации и принятия всех необходимых документов, Банк России в течение шести месяцев, а в случае регистрации небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, — в течение трех месяцев, выносит решение о регистрации или отказе в проведении государственной регистрации кредитной организации, а также решение об отказе или выдаче ей лицензии на право осуществления банковских операций. Свое решение Банк России передает в ФНС России для проведения процедуры государственной регистрации кредитной организации в качестве юридического лица, и внесения сведений в ЕГРЮЛ.

В течение пяти рабочих дней ФНС России производит государственную регистрацию и вносит запись о кредитной организации в ЕГРЮЛ, после чего в течение одного рабочего дня после осуществления всех необходимых процедур передает соответствующую информацию в Банк России.

Следующий механизм процедур включает в себя информирование Банком России учредителей кредитной организации о регистрации в качестве юридического лица с предоставлением документа, о внесении записи о кредитной организации в ЕГРЮЛ. Банк России осуществляет открытие корреспондентского счета для выполнения оплаты уставного капитала учредителями кредитной организации, которая должна быть произведена в течение месяца после получения уведомления с реквизитами о необходимости оплаты обвяленного уставного капитала. Важно отметить, что в случае неоплаты или не полной оплаты учредителями уставного капитала в установленный законом срок, Банк России вправе обратиться в суд с требованиями ликвидации данной кредитной организации [7].

После успешной оплаты уставного капитала учредители кредитной организации предоставляют Банку России соответствующие документы, подтверждающие выполнение операции. Взамен Банк России выдает лицензию на право осуществления кредитной организацией банковских операций в течение трех дней с момента получения информации об оплате.

Механизм осуществления государственной регистрации кредитной организации завершается получением документа о внесении записи о кредитной организации в ЕГРЮЛ, однако осуществление банковских операций кредитной организацией возможны только после получения соответствующей лицензии от Банка России.

Учитывая вышеизложенное, важно сделать вывод о том, что существование кредитной организации без лицензии, выданной Банком России, является экономически неоправданным аспектом, так как в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности кредитные организации не вправе осуществлять производственную, торговую и страховую деятельность.

Подводя итоги анализа механизма регистрации кредитной организации, необходимо считать процедуру государственной регистрации кредитной организации в качестве юридического лица, а также получение лицензии на осуществление банковских операций единым правовым процессом государственной регистрации.

Литература:

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1 (ред. от 30.12.2020) «О банках и банковской деятельности» // СПС КонсультантПлюс.
  2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-Ф (ред. от 31.07.2020) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2020) // СПС КонсультантПлюс.
  3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2021) // СПС КонсультантПлюс.
  4. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 28.01.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СПС КонсультантПлюс.
  5. Инструкция Банка России от 02.04.2010 № 135-И (ред. от 24.03.2020) «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // СПС КонсультантПлюс.
  6. Маркунцов С. А. Правовое регулирование государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности. Уголовная ответственность за незаконную банковскую деятельность. // Бухгалтер и закон. 2005. № 8 (80). С. 11–16.
  7. Ручкина Г. Ф. Банковское право: учебник и практикум для вузов / Г. Ф. Ручкина, Е. М. Ашмарина, Ф. К. Гизатуллин. — 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2020. — 471 с.
Основные термины (генерируются автоматически): кредитная организация, Банк России, государственная регистрация, ФНС России, юридическое лицо, Российская Федерация, уставной капитал, банковская деятельность, внесение записи, рабочий день.


Похожие статьи

Правовой режим лицензирования деятельности кредитных организаций

Важным условием стабильного развития современной банковской системы является четко регламентированный механизм лицензирования деятельности кредитных организаций. В рамках статьи рассматриваются особенности правового режима лицензирования деятельности...

Правовые проблемы государственного регулирования деятельности кредитных организаций в РФ

В статье будут рассмотрены и раскрыты часто затрагиваемые проблемы государственного регулирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации.

Административно-правовое положение Центрального банка Российской Федерации

В статье анализируются отечественные нормативно-правовые акты, определяющие правовое положение Центрального Банка РФ. Рассмотрены проблемные моменты в определении особенностей статуса ЦБ РФ как органа государственной власти и как юридического лица.

Правовые основы функционирования финансового рынка в Республике Узбекистан

В данной статье на основе положений гражданского законодательства Республики Узбекистан анализируются особенности правового регулирования финансового рынка, основные положения нормативно-правовых актов, регулирующие деятельность участников финансовог...

Правовой статус коммерческой организации по действующему законодательству

В рамках представленной статьи проанализированы ключевые аспекты, касаемо правового статуса коммерческой организации по действующему законодательству.

Государственный контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков в Российской Федерации

В статье рассматриваются основы государственного контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Особенности законодательного регулирования эмиссии корпоративных ценных бумаг.

В статье рассматриваются особенности правового регулирования и правовой режим эмиссии ценных бумаг, анализируются изменения в российском законодательстве в сфере обращения корпоративных ценных бумаг, рассматриваются основные проблемы и перспективы ра...

Роль банковского надзора в механизме публично-правового регулирования банковской деятельности

В рамках научной статьи изучается роль банковского надзора в механизме публично-правового регулирования банковской деятельности. Особое внимание уделяется правовой базе, устанавливающей основы регулирующего воздействия надзорного органа на банковскую...

Правовая характеристика предпринимательской деятельности и ее государственной регистрации

В статье проведен анализ понятия и сущности предпринимательской деятельности, основных ее элементов и правового регулирования. Рассмотрены особенности государственной регистрации предпринимательской деятельности в современных условиях.

Финансово-правовая политика в отношении статуса финансового уполномоченного

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг. Проанализированы исторические аспекты, а также проблемы правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Исследо...

Похожие статьи

Правовой режим лицензирования деятельности кредитных организаций

Важным условием стабильного развития современной банковской системы является четко регламентированный механизм лицензирования деятельности кредитных организаций. В рамках статьи рассматриваются особенности правового режима лицензирования деятельности...

Правовые проблемы государственного регулирования деятельности кредитных организаций в РФ

В статье будут рассмотрены и раскрыты часто затрагиваемые проблемы государственного регулирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации.

Административно-правовое положение Центрального банка Российской Федерации

В статье анализируются отечественные нормативно-правовые акты, определяющие правовое положение Центрального Банка РФ. Рассмотрены проблемные моменты в определении особенностей статуса ЦБ РФ как органа государственной власти и как юридического лица.

Правовые основы функционирования финансового рынка в Республике Узбекистан

В данной статье на основе положений гражданского законодательства Республики Узбекистан анализируются особенности правового регулирования финансового рынка, основные положения нормативно-правовых актов, регулирующие деятельность участников финансовог...

Правовой статус коммерческой организации по действующему законодательству

В рамках представленной статьи проанализированы ключевые аспекты, касаемо правового статуса коммерческой организации по действующему законодательству.

Государственный контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков в Российской Федерации

В статье рассматриваются основы государственного контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Особенности законодательного регулирования эмиссии корпоративных ценных бумаг.

В статье рассматриваются особенности правового регулирования и правовой режим эмиссии ценных бумаг, анализируются изменения в российском законодательстве в сфере обращения корпоративных ценных бумаг, рассматриваются основные проблемы и перспективы ра...

Роль банковского надзора в механизме публично-правового регулирования банковской деятельности

В рамках научной статьи изучается роль банковского надзора в механизме публично-правового регулирования банковской деятельности. Особое внимание уделяется правовой базе, устанавливающей основы регулирующего воздействия надзорного органа на банковскую...

Правовая характеристика предпринимательской деятельности и ее государственной регистрации

В статье проведен анализ понятия и сущности предпринимательской деятельности, основных ее элементов и правового регулирования. Рассмотрены особенности государственной регистрации предпринимательской деятельности в современных условиях.

Финансово-правовая политика в отношении статуса финансового уполномоченного

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг. Проанализированы исторические аспекты, а также проблемы правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Исследо...

Задать вопрос