Развод — тяжелая ситуация для всех. При этом культуры развода в России нет — для всех стандартом является ситуация, когда после принятия решения о распаде семьи начинаются дележки имущества, споры и ссоры, нередко переходящие в скандалы. При этом фактически уже бывшие супруги совершенно не считаются с мнением своих детей. А именно младшие члены семьи, как отмечают специалисты, оказываются наиболее уязвимыми перед расставанием родителей.
По данным Росстата в 2019г процент развода относительно зарегистрированных браков составил 65 %. Для сравнения 30–40 лет назад данное соотношение было равным 42 %, а 70 лет назад — 4 %. Если говорить о точных цифрах, то в 2018 году было зарегистрировано 583 942 развода, а в 2019г — 620 730. Но актуальность данной темы подтверждает судебная статистика. В 2019г в суде было расторгнуто 66 % всех браков. Из них более 80 % имеют несовершеннолетних детей. Это подтверждает то, что данную проблему нельзя игнорировать.
Исходя из вышесказанного, чтобы полноценно раскрыть эту проблему, стоит поставить основную цель — изучить психологические особенности подростков, родители которых развелись. В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:
– изучить теоретические основы психических особенностей переживания подростками ситуации развода;
– провести эмпирическое исследование психических особенностей подростков, переживших развод родителей;
– изучить постразводные процессы и психические состояния;
– сформулировать клинико-психологические рекомендации родителям, детям, психологам для коррекции постразводных процессов.
Объектом такого психологического исследования непременно должны стать психические состояния подростков, а предметом — психические состояния подростков, переживших развод родителей.
В данной расстановке показателей целесообразно будет задать такой вопрос — «Имеют ли подростки, родители которых развелись, высокий уровень тревожности, агрессии и раздражительности, а также низкую самооценку в сравнении с подростками, которые воспитываются в полных семьях?» Чтобы найти ответ на этот вопрос или опровергнуть это предположение была подобрана группа студентов средней профессиональной организации города Калуги, в количестве 50 человек в возрасте от 14–16 лет. При формировании выборки главным критерием было не официальное расторжение брака, так как супруги могут этот этап пройти намного позднее фактического расставания, а именно прекращение ведения совместного быта и проживания на одной жилой площади.
Методы исследования будут следующие:
- теоретический — анализ и синтез литературы;
- диагностические — тестирование:
– клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (Д. М. Менделевич);
– шкала невро-психического напряжения НПН (Т. А. Немчин);
– определение направленности личности (Б.Басса);
– самооценка психических состояний (Г.Айзенк)
- математико-статистический — коэффициент корреляции Спирмена.
На основании полученных результатов по методике «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний» можно сделать вывод, что по всем шкалам методики у подростков из разведенных семей выявлен болезненный характер выявляемых расстройств. В группе подростков из полных семей средний результат по всем шкалам указывает на здоровую психику.
Из диагностических результатов, по методу «Шкала нервно-психического напряжения», можно сделать вывод, что более половины подростков из разведенных семей имеют чрезмерную нервно-психическую напряженность (14 человек), 8 человек — средний уровень и всего 3 человека — низкий уровень. Подростки из полных семей в своем большинстве имеют слабый уровень нервно-психического напряжения (12 человек), 9 человек — умеренный уровень и 4 человека — чрезмерный уровень. Следовательно, для подростков из разведенных семей характерно наличие дискомфорта, тревоги, страха, что может быть следствием наличия конфликтов в области значимых отношений личности.
Как показывают результаты диагностического исследования по методике «Определение личностной направленности (определение направленности личности», у подростков из разведенных семей присутствует «направленность на себя» и «направленность на задачу» практически в равных долях по средним результатам. «Направленность на взаимодействие» у них снижена. У подростков из полных семей все три шкалы имеют приблизительно одинаковое значение, немного больше выделяется «направленность на взаимодействие». Следовательно, подросткам из разведенных семей характерна агрессивность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность. А также заинтересованность в решении деловых проблем, стремление добиваться максимальной продуктивности группы.
Анализируя диагностические данные по методике «Личностный опросник Г. Айзенка», можно сделать вывод, что по шкале «Ложь» в группе подростков из разведенных семей показатель выше, что говорит о неискренности в ответах. По шкале «экстраверсия-интроверсия» у подростков из группы полных семей показатель выше, что говорит об их общительности, наличие широкого круга знакомств, а также необходимости в контактах. По шкале «нейротизм» в группе подростков из разведенных семей показатель выше, что характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
Все-таки можно сделать вывод, что существует прямая связь между разводом супругов и психическим здоровьем их детей. Для подростков из разведенных семей характерно наличие дискомфорта, тревоги, переживание страха, готовность овладеть ситуацией в сравнении с подростками из полных семей. Подросткам из разведенных семей характерна агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность в сравнении с подростками из полных семей. Подросткам из полных семей более характерно стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность в сравнении с подростками из неполных семей. Подросткам из разведенных семей более характерна неискренность и демонстративность поведения в сравнении с подростками в полных семьях.
Что же нужно делать, чтобы дети не страдали от факта развода родителей и не винили себя в том, что именно они виноваты, что мама и папа расстались:
– разговаривайте со своими детьми и отвечайте на все вопросы, которые они вам зададут.
– не настраивайте ребенка против друг друга, это нанесет еще больший вред, чем вы думаете и отразится на будущем восприятии института семьи и женских и мужских ролей в этом процессе.
– исключите все конфликты в присутствии ребенка.
– распланируйте и четко донесите до ребенка график встреч.
– не компенсируйте ситуацию развода подарками и другими чрезмерными поощрениями, считая, что ребенок остался сиротой.
– не «выливайте» на ребенка ваше различные психологические состояния, связанные с разводом (депрессии, истерики, злость и т. д.)
– найдите в себе силы показать ребенку, что развод — это не «конец света».
Литература:
- Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования — 2005–395 стр.
- Шнейдер Д. Б. Семейная психология — 2006–768 стр.
- Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов — 2007–312 стр.