Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Виеру, Н. С. Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности / Н. С. Виеру, В. А. Вылиткова, Л. А. Бабаина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 50-51. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78578/ (дата обращения: 16.11.2024).



Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» воспитанников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни [3].

Социальная депривация является следствием нарушения детско-родительских отношений. Родители «закрываются в своих мирах», как «в скорлупках». Дети никогда не посещали театры, музеи, выставки. Большинство детей, нашей группы, имеют нарушения эмоционально-волевой сферы, они отличаются психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения. Не все родители могут справиться с таким поведением, поэтому посещение социально-значимых мероприятий уходят на второй план (замкнутый круг).

Родители и их дети не знакомы с обычаями и традициями своей Малой Родины, поэтому было принято решение разработать проект «Нравы, обычаи и культурные традиции Поморья». Участниками проекта явились воспитанники старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги группы компенсирующей направленности МБДОУ Детского сада № 183 «Огонек»,

В своей работе мы опирались на главные образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;

Цель данного проекта приобщение семей к обычаям и культурным традициям Поморья, посредством посещения социально-значимых мероприятий города.

Задачи проекта:

− Уточнить знания детей и родителей об обычаях и традициях Поморья.

− Формировать у родителей и детей интерес и готовность к регулярному посещению театров, музеев, тематических выставок.

− Обогащать словарный запас детей существительными, глаголами и прилагательными.

− Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.

− Воспитывать эмоциональную культуру общения между детьми и родителями.

Мы реализовывали свою деятельность по данному направлению в сотрудничестве с такими социальными партнерами как:

− Государственное музейное Объединение «Художественная культура Русского Севера» Музей изобразительных искусств;

− Соломбальская библиотека № 5 имени Б. В. Шергина;

− Культурный центр «Соломбала — Арт».

Проект реализовывался в 3 этапа:

  1. Подготовительный:

− Сотрудничество с социумом: музей изобразительных искусств, соломбальская библиотека № 5 имени Б. В. Шергина, культурный центр «Соломбала — Арт»

− Подбор методической, справочной, энциклопедической литературы, работа в интернет-ресурсах, разработка конспектов ННОД, создание презентаций, изготовление атрибутов к театрализованным играм, организация мини-музеев «Русская изба», «Валеночки», «Народная кукла».

− * Составление плана мероприятий.

− Проведение консультации для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы. Мотивация родителей на сотрудничество в проекте.

  1. Основной (реализация проекта):

игры (дидактические, сюжетно-ролевые, хороводные, игры-драматизации, подвижные);

непосредственно образовательная деятельность («Путешествие в прошлое Поморов», «В гостях у домовенка», «Моя любимая сказка» по мотивам произведений С.Писахова и другие);

просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов;

чтение и обсуждение произведений разных жанров;

оформление выставок детского творчества;

инсценировка и драматизация;

тематические досуги, праздники;

экскурсии.

3. Заключительный:

Презентация проекта «Нравы, обычаи и культурные традиции Поморья».

− Создание фотоальбома «Наши праздники».

С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности использовались следующие формы работы:

родительское собрание по теме «Народное творчество в жизни ребенка»;

наглядная пропаганда («Куклы-Кувадки», «Тайная сила оберега», «Козули-мазули» и др.);

обеспечение литературой (тематическая библиотека для родителей);

анкетирование

вечера досугов

В свою очередь родители обогащали предметно-развивающую среду (создание мини-музея «Куклы нашего детства»).

Традиционными в группе стали выставки поделок, аппликаций, фигурок из соленого теста, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества.

На основании изученной информации и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Мы добились того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие в праздниках народного календаря, где читают стихи, загадывают загадки, участвуют в играх и мастер — классах. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на сотрудничество с педагогами группы в работе по приобщению детей к истокам народной культуры и промыслам [1]

Участие в данном виде досуговой деятельности является необходимой областью социализации и самоутверждения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Отдых, досуг и восстановление душевных сил — важные составляющие в жизни каждого человека.

Социальная адаптация — процесс приспособления личности ребенка к изменяющимся условиям социальной среды. Во-первых, социальная адаптация детей дошкольного возраста направлена на гармонизацию отношений ребенка с социумом и семьей. Во-вторых, процесс является многогранным и сочетает социальное воздействие с внутренним стремлением к адаптивности.

Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте в большей мере, чем другие виды деятельности, способствует формированию у детей социально-психологической готовности к сотрудничеству.

Для социализации ребенка досуговая деятельность предоставляет широкие возможности. Это развитие его личности во взаимодействии с окружающей средой, усвоение им социальных норм и культурных ценностей [2].

Огромно и воспитательное значение такой формы работы. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Литература:

  1. Васильева Л. В. «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей» https://nsportal.ru
  2. Владимирова М. «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» https://www.maam.ru
  3. Лобанова Д. А. «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через экологическое воспитание и образование» http://shkola5-pyt.ucoz.ru
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, дошкольный возраст, задача проекта, культурный центр, мотив произведений, ограниченная возможность здоровья, педагог группы, соломбальская библиотека, форма работы.


Задать вопрос