Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» воспитанников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни [3].
Социальная депривация является следствием нарушения детско-родительских отношений. Родители «закрываются в своих мирах», как «в скорлупках». Дети никогда не посещали театры, музеи, выставки. Большинство детей, нашей группы, имеют нарушения эмоционально-волевой сферы, они отличаются психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения. Не все родители могут справиться с таким поведением, поэтому посещение социально-значимых мероприятий уходят на второй план (замкнутый круг).
Родители и их дети не знакомы с обычаями и традициями своей Малой Родины, поэтому было принято решение разработать проект «Нравы, обычаи и культурные традиции Поморья». Участниками проекта явились воспитанники старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги группы компенсирующей направленности МБДОУ Детского сада № 183 «Огонек»,
В своей работе мы опирались на главные образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;
Цель данного проекта — приобщение семей к обычаям и культурным традициям Поморья, посредством посещения социально-значимых мероприятий города.
Задачи проекта:
− Уточнить знания детей и родителей об обычаях и традициях Поморья.
− Формировать у родителей и детей интерес и готовность к регулярному посещению театров, музеев, тематических выставок.
− Обогащать словарный запас детей существительными, глаголами и прилагательными.
− Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
− Воспитывать эмоциональную культуру общения между детьми и родителями.
Мы реализовывали свою деятельность по данному направлению в сотрудничестве с такими социальными партнерами как:
− Государственное музейное Объединение «Художественная культура Русского Севера» Музей изобразительных искусств;
− Соломбальская библиотека № 5 имени Б. В. Шергина;
− Культурный центр «Соломбала — Арт».
Проект реализовывался в 3 этапа:
- Подготовительный:
− Сотрудничество с социумом: музей изобразительных искусств, соломбальская библиотека № 5 имени Б. В. Шергина, культурный центр «Соломбала — Арт»
− Подбор методической, справочной, энциклопедической литературы, работа в интернет-ресурсах, разработка конспектов ННОД, создание презентаций, изготовление атрибутов к театрализованным играм, организация мини-музеев «Русская изба», «Валеночки», «Народная кукла».
− * Составление плана мероприятий.
− Проведение консультации для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы. Мотивация родителей на сотрудничество в проекте.
- Основной (реализация проекта):
− игры (дидактические, сюжетно-ролевые, хороводные, игры-драматизации, подвижные);
− непосредственно образовательная деятельность («Путешествие в прошлое Поморов», «В гостях у домовенка», «Моя любимая сказка» по мотивам произведений С.Писахова и другие);
− просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов;
− чтение и обсуждение произведений разных жанров;
− оформление выставок детского творчества;
− инсценировка и драматизация;
− тематические досуги, праздники;
− экскурсии.
3. Заключительный:
− Презентация проекта «Нравы, обычаи и культурные традиции Поморья».
− Создание фотоальбома «Наши праздники».
С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности использовались следующие формы работы:
− родительское собрание по теме «Народное творчество в жизни ребенка»;
− наглядная пропаганда («Куклы-Кувадки», «Тайная сила оберега», «Козули-мазули» и др.);
− обеспечение литературой (тематическая библиотека для родителей);
− анкетирование
− вечера досугов
В свою очередь родители обогащали предметно-развивающую среду (создание мини-музея «Куклы нашего детства»).
Традиционными в группе стали выставки поделок, аппликаций, фигурок из соленого теста, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества.
На основании изученной информации и полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Мы добились того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие в праздниках народного календаря, где читают стихи, загадывают загадки, участвуют в играх и мастер — классах. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на сотрудничество с педагогами группы в работе по приобщению детей к истокам народной культуры и промыслам [1]
Участие в данном виде досуговой деятельности является необходимой областью социализации и самоутверждения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Отдых, досуг и восстановление душевных сил — важные составляющие в жизни каждого человека.
Социальная адаптация — процесс приспособления личности ребенка к изменяющимся условиям социальной среды. Во-первых, социальная адаптация детей дошкольного возраста направлена на гармонизацию отношений ребенка с социумом и семьей. Во-вторых, процесс является многогранным и сочетает социальное воздействие с внутренним стремлением к адаптивности.
Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте в большей мере, чем другие виды деятельности, способствует формированию у детей социально-психологической готовности к сотрудничеству.
Для социализации ребенка досуговая деятельность предоставляет широкие возможности. Это развитие его личности во взаимодействии с окружающей средой, усвоение им социальных норм и культурных ценностей [2].
Огромно и воспитательное значение такой формы работы. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Литература:
- Васильева Л. В. «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей» https://nsportal.ru
- Владимирова М. «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» https://www.maam.ru
- Лобанова Д. А. «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через экологическое воспитание и образование» http://shkola5-pyt.ucoz.ru